Как не дать ребенку съесть настольные игры - 2

IMG_20141202_203023
Потихоньку осваиваем D&D. Главное в этом – кубики!

Почти два года назад я написал довольно объемную статью «Как не дать ребенку съесть настольные игры». Если вкратце, в ней рассказывается о том, что происходит с настольно-игровым хобби в тот момент, когда в вашей семье появляется кричащий маленький человек, и как выжить в этой непростой ситуации :)

Так вот, с тех пор много воды утекло, мой ребенок жуть до чего повзрослел, и я созрел написать продолжение. Так что кому интересна эта тема – кликайте на надпись ниже!

Но прежде чем начнем, скопипастю кое-что из первой серии, а именно – дисклеймеры.

Дисклеймер №1. Все написано исходя из того, что ваш основной плейграунд – собственная квартира (как у меня). Также принимаем за аксиому, что по тем или иным причинам регулярно сваливать на игру, оставляя дите на попечение супруги(-га) – не вариант.

Дисклеймер №2. Наблюдения основаны на собственном единичном опыте, поэтому весьма вероятно, что моя писанина далеко не для всех детей будет применима – как ни удивительно, они все разные :) Мальчишки, говорят, вообще более буйные.

Речь у нас пойдет не только о ролевках, кстати. Я имею [не]счастье с радостью заниматься как варгеймами, так и boardgame’ми, так что их темы тоже коснемся.

И таки советую хотя бы по диагонали просмотреть прошлую часть. Этот пост – именно продолжение, так что понятнее будет. Особенно, если вы [еще] не родитель :)

Стадия 5 – от трех лет и старше. Итак, я вас снова поздравляю! Как мне кажется, самый сложный этап взращивания ребенка уже позади. Возня со всякими пеленками и памперсами, в основном, канула в лету, иногда можно выспаться, на первый план выходят ответы на бесконечные «почему?» и так далее. В общем, ребенок из представителя отдельной расы «дети» превратился в полноценного человека. Пока маленького, но уже вполне самостоятельного. И это для нашего хобби просто прекрасно! Начатая на прошлой стадии политика «играем вместе» набирает обороты.

Подробности последуют.

— Ролевки: ну что ж, постепенно можно отходить от принципа «играем в ночи». Во-первых, дитё уже куда ответственнее себя ведет и с ним можно договориться, а во-вторых, и родители не молодеют, спать хочется все больше :) С другой стороны, игры после отбоя младшего состава все-таки приятнее и полезнее для здоровья.

Мы в семье практикуем такую схему: собираемся на ролевку ближе к вечеру, и поначалу занимаемся всякой подготовительной деятельностью: обсуждаем прокачки и новые правила, вспоминаем, что было на прошлой сессии, и потихоньку начинаем играть. Проще всего в таком режиме реализовывать разную механистическую активность – например, боевку. Но категорически не рекомендуется заниматься всякой ролеплейной деятельностью – глас скучающего ребенка моментально убивает нафиг любую атмосферу.

На этом подготовительном вечернем этапе дитятко нейтрализуется одним из следующих способов:
1. Вежливой просьбой позаниматься самому своими делами. Иногда срабатывает :)
2. Специальной активностью «давай ты будешь помощником мастера». Ребенок раздает карты инициативы, выбирает и двигает миньки, кидает за мастера кубики и все такое прочее. Работает отлично, но увы, недолго – очень быстро ребенку эта деятельность надоедает.
3. Просмотр мультипликации. Организованный в другой комнате.

Потом (либо когда пробил час укладания детей, либо – что хуже – если играть дальше уже никак невозможно) мы делаем паузу, уминаем ребенка спать и дальше доигрываем уже в полноценном режиме на кухне. Таким образом, получается нормальная сессия часов на 4-5, состоящая из двух неравноценных кусков. А что вы хотели? Иначе никак.

— Ролевки: а еще можно играть с детьми в специальные детские ролевки. И, поверьте мне, местами это куда как круче игры со взрослыми, особенно, если у вас есть под рукой более одного юного игрока! Я, вообще говоря, на эту тему много чего написал уже, повторяться не буду, вот ссылки:

Волшебный лес – pdf
Как мы с дочкой играли в РПГ
Hero Kids, или «Дети-герои»
Как я провел лето: часть 1, часть 2

— Настолки. Ну что ж, в дополнение к рассмотренной в прошлой серии технике (ребенок сидит рядом с родителями и имитирует игру) добавляется новая – ребенок становится [почти] полноценным участником процесса. Делается это так. Дитяте выделяется свой стул, и выдается вся необходимая игровая атрибутика – карточки, фишки, кубики, что еще там надо. После этого ребенок играет как взрослый. Ваша задача – объяснить ему правила (которые, естественно, для ребенка придется несколько упростить), а также выступить транслятором с языка ребенка на язык игры. Фокус в том, чтобы создать для ребенка иллюзию наличия его в той же игре, при этом он будет пребывать в своем обособленном игровом пространстве с упрощенными правилами. Понятно, о чем я?

Плюсов у этого подхода сразу несколько. Во-первых, ребенок вовлечен и не скучает. Во-вторых, если ему надоест, он может побегать вокруг и потом вернуться к игре без ущерба для оной. Ну в третьих, он учится! Как минимум, математике (в большинстве игр нужно складывать и вычитать), а как максимум – правилам: когда-нибудь он станет полноценным участником безо всяких там «почти». Ну а еще у вас есть удобный аргумент на случай писков и скуки: «это игра взрослая, если тебе неинтересно, значит, тебе рано играть в нее» — после него отпрыск либо будет учиться усидчивости, либо в самом деле пойдет играть сам. Ну, с некоторой вероятностью.

Естественно, такой путь не для всех игр пойдет – дитя должно хотя бы в общих чертах понимать, что мы тут делаем (воюем с монстрами, строим города и т.д.). В абстрактных сложных играх этот подход вряд ли прокатит.

Да, а еще можно практиковать тему «давай у нас с тобой будет один персонаж (ферма, город и т.д.) на двоих». Ребенок решает, что делать, а вы при необходимости корректируете и проводите все сложные механистические действия.

— Настолки: играем только с ребенком. В таком режиме есть свои плюсы – например, вам не нужно разрываться между течением игры и взаимодействием с мелким, а получаемый ребенком объем внимания куда больше. Однако в случае подрощенного карапуза сам игровой процесс все меньше напоминает «развлечение младшего поколения», и все больше интересен сам по себе.

Прежде всего, в наши дни существует огромное количество отличных игр для детей, в нашем детстве такого не было. Теоретически, можно даже ухитриться засадить нескольких детей играть друг с другом без взрослых (хотя на практике мне лично не удалось ни разу).

А во-вторых, теми же методами упрощения правил и трансляции слов ребенка в язык игры вы без проблем и с удовольствием можете играть с младшим поколением в ваши любимые взрослые игры. Знаю, поначалу выглядит странно, но поверьте моему опыту – мы с четырехлетней дочкой умудряемся играть, например, в настольный «Mage Knight». А ведь на его обложке гордо красуется надпись «14+».

Если интересно, кстати, могу отдельным постом рассказать о том, какие взрослые настолки проще всего для адаптации под детский вариант и как именно. Пишите в камменты.

— Варгеймы: все по старому. Тут, по сути, особо добавить нечего. С точки зрения игры – относитесь к варгейму как к настолке, то есть все то же упрощение правил + вовлечение. Мы вот в настольный 40К с азартом уже играем, жаль, в любимом Вармаше вычисления с двузначными числами, рано пока :)

А с точки зрения хоббийно-покрасочной – все пока остается на уровне предыдущей стадии (аляповато красим китайских солдатиков), потому как мелкая моторика к трем-четырем годам (по крайней мере в нашем случае) еще не достигла того уровня, чтобы пытаться красить полноценные миньки. Хотя творения выходят все лучше и лучше. Но тут дело сложное.

+++

Ну что ж, вот, пожалуй, и все. Перечитав написанное, могу подвести итог: ребенок из угрозы для настольного хобби все больше превращается в дополнительную возможность для его реализации. И это, на мой взгляд, просто здорово – хорошо и вам, и ребенку, и хобби! Посмотрим, что я напишу через пару лет в третьей серии этого поста.

Удачных игр вам и вашим детям!

P.S. Да, и реализуя все мои советы, помните: дети юны, и длительность фокуса внимания у них куда меньше взрослых. Час, полтора, редко больше. Не увлекайтесь :)
  • нет
  • avatar
  • 1
  • +20

9 комментариев

avatar
У меня такие же куб... дайсы )
avatar
Отличная статья! Утащил) Спасибо, Сволод.

Из личного опыта (брат, такого возраста), могу добавить, что подсаживание на настолки может дать побочные неожиданные эффекты. После знакомства с Яростью Ашардалона и Дзиртом (ДнД бордгеймы, механика простая, но, конечно, нужно все объяснять, да и складывать больше 10 сложнова-то, хотя клетки считает) он начинает играть в странные игры: спасать взрослых от монстров, носиться по всему дому размахивая мечом и луком (а на самом деле деталями большого деревянного конструктора) и т.д.

В общем, прихожу к тому, что нужно искать что-то более мирное и созидательное (но Каркасон же еще равновато ди и не то немного) Есть что-нибудь на примете? Чтобы играть нужно было против поля, причем «доброе» и «правильное»?.
avatar
Наздоровье!

Насчет настолок — да, проблема есть, дети — народ впечатлительный. Советую присмотреться к таким отличным штукам, как «Запретный остров» и «Запретная пустыня» — обе кооперативные против коробки. А насчет «Каркассона» — есть же на свете детский вариант, вот он.

Удачи! :)
avatar
Спасибо!
А еще есть идеи подходящих настолок? Что-нибудь «созидательное» и «строительное», но против поля?
avatar
Для трёхлеток есть «Дети Каркассона», упрощённый вариант.

Ещё у нас неплохо шла вот эта игра:
www.boardgamegeek.com/boardgame/83228/fairy-tale-my-pocket
Там, правда, тоже монстры, эксплоринг, разные крутые шмотки. Прикольно то, что поле каждый раз разное. К ней есть куча сценариев, вариаций, есть чёрно-белая версия для раскрашивания.
avatar
С мелкими ещё вот в это можно играть:
www.boardgamegeek.com/boardgame/46748/robo-champ
Кидаем кубик, строим роботов такого цвета, как выпало.
Она по базовым правилам, правда, ПвП: можно у чужих роботов руки-ноги отрывать и своему прицеплять. Но в неё можно играть и как в cooperative, когда цель — просто поскорее собрать всех роботов.
avatar
Одна пичаль — с дитем уже в какие-нибудь ВтМ не поиграешь: уж больно недетский сеттинг. Спасибо за статейку, было интересно читнуть.
avatar
мы с четырехлетней дочкой умудряемся играть, например, в настольный «Mage Knight».
Месье знает толк. Это… нетривиальная задача, так что от меня респект за столь успешное применение игры.
avatar
Месье знает толк. Это… нетривиальная задача, так что от меня респект за столь успешное применение игры.
Ребенок очень просил :)

Суть в следующем, если кратко: все карты (вне зависимости от от того, что на них написано) дают +1 к любому параметру (атаке, защите, движению и влиянию), а при плате маны — +3. Продвинутые карты дают соответственно +3/+5. Плюс к этому правила боев существенно упрощены.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.