Проектируем городской сеттинг: взгляд автора

Автор: Gorjelin
Ссылка на оригинал статьи


Дисклеймер на всякий случай: репостится с одобрения автора.

Должен оговориться, что все изложенное ниже — изложено не с точки зрения игростроителя или даже ролевика вообще. Этот, своего рода, «чек-лист» я сам применяю для беззастенчивой графомании и исключительно в жанре фэнтези. С одной стороны, это минус: я легко могу упустить что-то критичное — например, соответствие обстановки игровой системе. С другой стороны, и плюс: литература выдвигает к антуражу больше требований, так что результат должен получиться качественней.

Я называю этот список чек-листом, потому что его стоит проходить именно в такой последовательности, он обеспечивает качественную, проработанную в деталях атмосферу, и потому что я сам пользуюсь им, сверяясь со списком, как пилот перед взлетом.

В общем, «Поехали!»

География и месторасположение

Довольно часто география в общих чертах уже задана существующим сеттингом. Это, впрочем, не означает, что из нее нельзя извлечь ничего полезного, даже если канон почти полностью ограничивает пространство для фантазии.

  • Исходя из географии, определяем 2-3 ремесла, наиболее популярных в городе. Детали, делающие город живым, одинаково важны в литературе и ролевых играх, но в последних, за счет меньшего объема описаний особенно важно вычленить несколько характерных черт.
  • Наметываем события, которые могут происходить только в этом городе и нигде больше.

История

Само собой, история опять же добавляет антураж и характерные черты. Думаю, как и в книгах, история эта, скорее всего, нигде не будет изложена полностью — максимум, ей будет уделено несколько фраз. Но основные вехи наметить нужно для придания самобытности.

  • Проектируем 2-4 персонажа, чей жизненный путь и чей характер эту историю воплощают в себе. Таким образом избавляем себя от лишней говорильни и «показываем, а не рассказываем». Решаем, как столкнуть их с протагонистами.
  • Продумываем, как история отражается в городском пейзаже: оставила ли она какие-то шрамы, следы былого великолепия.
  • Решаем, каковы последние, самые свежие городские события и сказались ли на городском ландшафте.

Общественное устройство

Речь идет о том, чтобы представить себе (по списку): 1) кому принадлежит официальная власть, 2) фактическая власть, 3) экономическая власть, 4) взаимоотношения властей с религией и формы, которые принимает религия на месте, 5) как устроена коммерция, 6) местный преступный мир, 7) какие группы населения презираемы, какие уважаемы.
Все эти вещи определяют взаимоотношений персонажей с местным населением: в играх — высвечивают возможные квесты, в литературе — очерчивают диапазон доступных сюжетных решений.

  • В каждом обществе есть социальные конфликты и трения между группами населения. Определяем для себя буквально 1-2 (не больше) существующих на местном уровне. Это богатая почва для квестов и событий.
  • Внешние отношения города: с кем дружит, враждует, откуда что привозит. При необходимости, планируем такие же 1-2 общественных конфликта, только уже не на внутреннем, а на внешнем уровне.
  • Кто в городе чужаки, а кто почти свои, как относятся к чужакам в целом. Кого из чужаков можно встретить в городе, а кого нельзя. Вычленяем 2-3 наиболее значительные диаспоры и решаем, какие у них могут быть цели и желания.

Планировка

Практически в каждом городе существуют: 1) Верхний город (для богатеев), 2) Нижний город (для бедняков), 3) центр торговли в том или ином виде, 4) центр религии, в том или ином виде, 5) защитные сооружения и/или место дислокации солдат. Представляем себе каждый из этих пунктов.

  • Определяем для себя, как они расположены относительно друг друга и как связаны. Сколько времени потребуется на то, чтобы добраться из каждого района в каждый? Какие районы опасны, чем именно и для кого?
  • Намечаем 4-5 городских достопримечательности, связываем с каждой из них какую-нибудь историю. Например, это могут быть ворота, которые некогда закладывали, потому что согласно пророчеству через них должен был въехать в город завоеватель. Это может быть храм замученного магами в стародавние времена дервиша — выстроенный на месте снесенной обители магов. В литературе такие места нужны и просто ради обстановки, в игре они, скорее всего, будут связаны с квестами.

Колорит

Предварительно почитав что-нибудь о жизни и быте в нескольких исторических городах, добавляем 4-5 местных особенностей обстановки исключительно для колорита. Например, в Риме ключевые законы выставлялись вычеканенными на бронзовых досках на площади Сатурна, а ландшафт совершенно не подходил для города со статусом столицы мира, поэтому улицы были кривыми, запутанными и представляли собой сущий ад в сравнении с любым другим городом Древнего мира.

Атмосфера

Есть список деталей обстановки, которые должен представлять себе и может использовать автор, когда описывает место действия в произведении — деталей, которые добавляют тексту красок и образности, превращают перечисление событий в фильм, который проигрывается в воображении читателя. Нужны ли эти детали в ролевых играх в полном объеме? Однозначно нет! Могут ли они создать колорит, дать зацепку для сюжетной идеи, обозначить специфику места? Какие-то из них — однозначно. Решайте сами, что из этого может и пригодиться, а что нет.

  • Линия горизонта: какая она, захламлена ли нависающими стенами или можно рассмотреть здания по отдельности и издалека?
  • Как выглядит рассвет, закат в месте действия? На что похоже каждое время суток? Есть ли какие-то типичные события для каждого времени дня?
  • Какова типичная для места действия погода? Как выглядят в месте действия дождь, снег, жара?
  • Какие запахи, звуки в различных районах города?
  • Много ли зелени, какие растения, в основном, растут в месте действия?
  • Каковы здесь люди? Есть ли какие-то местные особенности поведения (шумные, темпераментные, придавленные гнетом проблем)?
  • Можно ли выделить общее настроение в данный момент или все как обычно? В чем оно проявляются (хмурые взгляды, озабоченные лица, атмосфера праздника)?
  • Каков ландшафт окружающей город местности?
  • Есть ли внутригородские географические особенности: река, озеро, море, остров, холмы? Какие они?
  • Каковы типичные улицы в разных районах города: запруженные людьми или полупустые, кого можно встретить на улице, как одеты люди, чем заняты?
  • Какие средства передвижения: лошади, повозки, паланкины, барки и каналы, что-то более экзотическое?

Этот список можно продолжать — настолько, насколько вам хватит фантазии. Вставка подобных деталей в описание обеспечит игрокам такой же яркий и живой опыт, как и от прочтения хорошей книги.

Как все это применяется на практике (увы, для беззастенчивой графомании и исключительно в жанре фэнтези) и другие статьи можно поглядеть по этой ссылке.

25 комментариев

avatar
Исходя из географии, определяем 2-3 ремесла, наиболее популярных в городе.
Самые популярные ремёсла, даже в отрыве от географии, будут связаны исключительно с обеспечением комфортной жизни горожан. Пекари, мясники, портные, сапожники и далее по списку. Объём восполняемых ресурсов напрямую отразится на соотношении предприятий и основных списках импорта и экспорта.

Статья интересная, но не подойдёт для жёсткой и реалистичной симуляции, к которой стремится. Что мне особо не нравится —
одинаково важны в литературе и ролевых играх, но в последних, за счет меньшего объема описаний
Как раз в ролевых играх это играет большую роль. Предоставляемый сервис группе приключенцев, динамика цен на товары и услуги и далее по списку.
avatar
Что касается ремёсел, то
1) разница между городом, где есть много пекарей, (каждый из которых несомненно хочет превзойти остальных и нуждается в помощи приключенцев), и городом, где каждый сам себе печёт лепёшки тоже значительная.
2) Есть ремёсла, которые обеспечивают жизнь города, а есть те, которые делаются на экспорт. Если городские колбасы идут на снабжение королевской армии, а сапоги славятся на весь мир — это будет совсем другая обстановка, чем когда они производятся только для местных.
3) в фентезийном городе основное ремесло города легко затмевает вспомогательные. И если город стоит рядом с шахтами и делает булатные клинки, то там больше кузнецов, чем всех остальных!
Даже это и не шибко реалистично, зато придаёт городу колорит.
avatar
1) Да, но.
В городе в котором каждый печёт себе лепёшки есть пекари, которые пекут более вкусные лепёшки. То, что люди сами делают себе еду из продуктов, не отменяет наличие большого количества ремесленников, которые снабжают едой тех, кто не может себе позволить готовить самому.

2) Да, но.
Экспорт обеспечивает жизнь города. Город не может только потреблять, он так же и производит. Либо товар, либо услугу. Иначе в нём не было бы смысла и он быстро бы скатился в банкротство. Если городские колбасы идут на снабжение королевской армии — значит они идут в фураже, а армия в походе, иначе королевской армии шли лишь избытки, после минимальной продажи на локальном рынке. Если город славится на весь мир своими сапогами — это значит, что в городе будет очень много человек в хороших сапогах местного производства, потому что экспорт — дорогое удовольствие, и чтобы отдельному ремесленнику получить выгоду — то он будет продавать свой товар на локальном уровне местным торговым гильдиям, либо организовывать гильдию сапожников, чтобы покрыть расходы на транспортировку и реализацию продукта в других городах. Как вариант — торговля на правительственном уровне, когда представители власти покупают товар, чтобы потом торговать им с торговыми партнёрами.

3) Да, но.
Если город стоит рядом с шахтами, это не значит, что в нём есть всё, чтобы снабдить производственную цепочку создания булатных клинков полностью. И все наверняка знают, что лучшие кузнецы живут в столице государства, потому что спрос на булатные клинки там намного выше, поэтому такой город скорее будет экспортировать ресурсы, нежели поглощать их для внутреннего рынка.
avatar
Если город славится на весь мир своими сапогами — это значит, что в городе будет очень много человек в хороших сапогах местного производства...
Вот тут вообше не понял. Имхуется мне, что вы тащите какие-то сильно современные капиталистические реалии в фэнтези мир. И то, сдается мне, что скорее в городе местные сапоги можно будет увидеть только на богатых и знаменитых. Зато богатые и знаменитые будут носить эти сапоги где угодно (к примеру, от Лондона до Новгорода).

Как бы, ЕМНИП, внешней торговле и производству товаров на экспорт лет побольше чем письменности.
avatar
Не сильно современные, и не шибко капиталистические. Внутренний рынок будет дешевле для покупателя. В любом случае. Потому что отпадают расходы на транспортировку, хранение, реализацию.
avatar
Да, но на внутреннем рынке может попросту не быть платежеспособного покупателя. Как это сплошь и рядом имело место с сельхозпродукцией, скажем.
avatar
Многое, в данном случае, зависит от культуры и самого государства. Так в Константинополе запрещалось продавать шёлковые одеяния определённого качества и цвета тем, кто не может подтвердить свою известность и высокое сословие. Уже не говоря о том, что пурпурные шелка изготавливались только под надзором Императора и только в его цехах. Так же было и с форфором в Китае, когда его запрещали продавать на внутреннем рынке, чтобы всё производство работало исключительно на экспорт.
avatar
Если город славится на весь мир своими сапогами — это значит, что в городе будет очень много человек в хороших сапогах местного производства,
Вот, уже хорошая черта для города. В соседних городах простые люди ходят босиком или в деревянных башмаках, а тут даже у нищих сапоги (хотя они явно сделаны подмастерьем и не достойны гордого звания местных сапог).

потому что экспорт — дорогое удовольствие, и чтобы отдельному ремесленнику получить выгоду —
Базовый факт средневековой торговли — все издержки на транспорт ложатся на плечи покупателя. Поэтому специи, которые где-то просто растут на деревьях, могут стоить в другой части света на вес золота.
Но да, для местных эти специи как правило вполне доступны.
avatar
Но да, для местных эти специи как правило вполне доступны.
А иногда и почти бесполезны. В то время как в государстве по соседству — за них и убить могут. :)
avatar
Специи, как правило, полезны для консервации. В наших краях это обычно соль, но многие другие специи тоже помогают хранить продукты.
avatar
Тем не менее в позднесредневековой Европе потребители специй составляли узкую прослойку — и это были именно те люди, которые ели свежее мясо каждый день. Опять же, снижение потребления специй в ранее Новое Время парадоксальным образом коррелировало с повышением их доступности.
avatar
снижение потребления специй в ранее Новое Время парадоксальным образом коррелировало с повышением их доступности.

Специи перестали быть предметом роскоши.
avatar
Да, именно так.
avatar
Но да, для местных эти специи как правило вполне доступны.
Ну, есть специи, а есть фарфор и шелка.
avatar
Возьмём в пример пресноводный жемчуг, который, если мне не изменяет память, в Новгороде могла себе позволить любая женщина, в то время как в Европе, куда этот жемчуг экспортировали, в него наряжались только богатые дамы.
avatar
Ну вот, вы опять в пример приводите природный ресурс, а я говорю про продукт квалифицированного труда, и всяческое ноу-хау.
avatar
Если город стоит рядом с шахтами, это не значит, что в нём есть всё, чтобы снабдить производственную цепочку создания булатных клинков полностью.
Для производства крутых средневековых клинков нужны две вещи: шахта с крутым железом (на самом деле — содержащим крутые примеси, но тогда этого было не узнать), дрова или древесный уголь (ископаемый уголь придумали потом) и крутые кузнецы.
Так вот, самый редкий и немобильный ресурс — это именно крутое железо.

И все наверняка знают, что лучшие кузнецы живут в столице государства, потому что спрос на булатные клинки там намного выше
Мобильность производства в псевдосредневековье не настолько велика. Опять-таки, перевезти в столицу воз клинков намного проще, чем три воза руды и десять возов угля.
avatar
дрова или древесный уголь

Не будем забывать, что далеко не всё дерево годится для этого дела. И это нужно быть действительно счастливчиком, чтобы получить на месте все необходимые ресурсы, а так же иметь возможность прокормить целую армию шахтёров, лесорубов, углежжёгов (или как их правильно называть?), кузнецов (раз они вывозят партиями готовый продукт).
avatar
Не будем забывать, что далеко не всё дерево годится для этого дела.
Насколько я понимаю — почти любое. Если рядом с городом растут только несгораемые деревья — плохо дело, да.

а так же иметь возможность прокормить целую армию шахтёров, лесорубов, углежжёгов (или как их правильно называть?), кузнецов
На то это и город, чтобы там жило и работало немало народу. Если трудно прокормиться — город тоже будет небольшой, а значит мечи оттуда будут не только известными, но и дорогими, потому что их мало.
avatar
Насколько я понимаю — почти любое.
Если я не ошибаюсь, а если ошибаюсь, то прошу поправить, есть огромная разница между лиственными и хвойными деревьями при изготовлении древесного угля.
avatar
Единственная разница, о которой я слышал — жидкий побочный продукт изготовления угля из лиственных деревьев — «дёготь», а из хвойных — «смола». Это деление есть в русском языке, но не в английском.
avatar
Ну, значит не прав. Тогда такой город будет аналогом Тулы или Милана.
avatar
Вообще железо дешевле обойдётся провезти, чем меч, так как на оружие часто накладывали немаленькие пошлины при продаже/перевозке партиями.

Да и вообще тащить куда-то приличное оружие крайне рискованно — это всё равно что набить телегу золотом.
avatar
Древесный уголь сильно отличается по свойствам в зависимости от породы и технологии.
avatar
углежог — с одной «ж» ;)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.