Κρατήστε το φως στο σκοτάδι

Практически ни с того ни с сего пришла в голову идея сеттинга. Вряд ли «вантало-», хотя точные критерии мне неизвестны.

В последние годы (десятилетия?) всё более популярной становится тема эгрегоров, борьбы цивилизаций, Запада и Востока. Причём под последними в данном случае подразумеваются не Европа и Азия, а романское и греческое наследие. Не могу сказать, чтобы я этим увлекался, но способности к эмпатии позволяют мне увидеть чужой интерес.

Так вот. Я вообразил себе фэнтези хартбрейкер, основным стилистическим элементом которого стала бы Византийская Империя в эпоху расцвета, а также Восточная Европа, несколько преобразившаяся под её влиянием. В качестве поворотного момента, добавляющего фэнтези и альтернативность в эти ваши европы, я бы ввёл некий катаклизм с библейскими мотивами. Поскольку радуга по-прежнему символизирует обещание Б-га не повторять потоп, нужно что-то другое. Например, для Второго Пришествия ещё рано, но небесная канцелярия по-настоящему недовольна происходящим на Земле, а потому решила наслать на людей тщательно спланированное Тёмное Время, дабы люди задумались над своим поведением. Рим за свои прегрешения и гордыню отдан варварам, папство ликвидировано. Французы с трудом сдерживают натиск иноверцев, полностью подавивших сопротивление в Испании. Помимо «мирских» напастей несчастных людей начинает терзать и необъяснимое — загадочные туманы блуждают по Европе, окутывая целые деревни и небольшие города, после чего всё их население куда-то исчезает. Через некоторое время туманы начинают выпускать из себя стаи ужасных созданий — рыкающих зверей, ползучих гадов и нежити. Единственное, что может отогнать туманы — праведное служение. Однако после падения Святого Престола с таковым начались перебои, поскольку большая часть западного духовенства привыкла компенсировать низкий градус праведности своей причастностью к апостольскому наследию. Теперь компенсировать нечем, и лишь самые праведные священники способны защитить свою паству. Совсем по-другому дела обстоят в Восточной Римской Империи (за выражения «Византия» и «император греков» внутрисеттингово можно получить по лицу или даже загреметь в пативэн), в которой с духовностью всё гораздо лучше. церковь Нового Рима излучает яркий свет, надёжно отгоняющий туманы. Солдаты Императора умело расправляются как с чудовищными тварями, так и с воинственными иноверцами, стремящимися нарушить пределы Империи. Страны, находящиеся под духовным и культурным влиянием Византии (поскольку я не внутри сеттинга, я могу применять этот термин как нейтральный) — Русь, Болгария, другие славянские государства, Египетские колонии — тоже справляются с угрозами, но им приходится тяжелее. Таким образом, Восточная Европа становится оплотом цивилизации, и чем дальше от Константинополя, тем в большей опасности находятся человеческие жилища. Территории, опустошённые ужасами Тёмного Времени, для цивилизованного человечества выглядят почти что зоной отчуждения. На них правят «сумеречные князья» — бывшие западноевропейские властители, чьи сердца были окончательно развращены тёмными флюидами, исходящими от туманов. «Сумеречные князья» правят измождённым народом, строят заговоры против праведных и экспериментируют с чёрной магией. Мне кажется, тут даже есть что-то от конанианы — Говард был большим любителем добавления исторических элементов в стилистику Хайборейской Эры. Кстати, какой-нибудь святой старец обязательно произнесёт пророчество, согласно которому при выполнении человечеством некоторых условий Тёмные Времена завершатся.

Точные даты и временные рамки я умышленно не называю. Такие явления как «расцвет Византии» и Великая Схизма пришлось бы тщательно обыгрывать и подгонять друг под друга, в том числе меняя даты. И вообще в таком сеттинге пришлось бы много прогонять альтернативность через сито исторических фактов. Ну и исторические факты через сито альтернативности. Градус клюквенности может колебаться, одним из способов его снижения могло бы стать добавление сотен матчасти и подгон концепции приключенцев под исторические византийские реалии. В конце концов, если пиратскую романтику можно притянуть к Руси (взять тех же ушкуйников), то почему нельзя романтику каких-нибудь knight errant'ов подтянуть к сфере влияния ортодоксальной Византии? Для флавора можно было бы ввести греческие термины вместо обычных «стражник», «алхимик» и «лич» и небольшой раздел рулбука посвятить греческому алфавиту и вообще языку, как в MYFAROG.

Здесь мы подходим к тому, чем, собственно, в таком сеттинге заниматься персонажам игроков. Для них есть много дел:
— защита границ от чудовищ и «сумеречных князей»;
— вылазки на территории, разрушенные ужасами Тёмного Времени. Помощь поселениям, население которых, возглавляемое праведными священниками, кое-как отбивается от «сумеречных князей» и чудовищ. Спасение священных реликвий, оставшихся в разрушенных городах. Разрушение планов «сумеречных князей»;
— разрешение внутренних конфликтов на родине персонажей, особенно если это Византия. Это отнюдь не Алдис из Blue Rose. Интриги при императорском дворе, жадные гильдии, продавшиеся иноверцам, которые кичатся тем, что их страны ужасы Тёмного Времени не затронули (на самом деле небесная канцелярия просто не считает необходимым их испытывать);
— и, конечно, исполнение пророчества о Прощении и конце Тёмного Времени.

Систему я бы нарочито взял классовую. Не знаю, почему. Наверное, в таком мире так и напрашивается концепция «жизненного пути». Вместо магов (занятие магией — это, как известно, грех) были бы мистики, которые с помощью молитв и душевных сил могли бы исцелять соратников и отгонять опасности, порождённые туманами.

В общем, будь я ортодоксальным любителем византийской духовности, я бы обязательно написал такую игру или хотя бы поводил по такому сеттингу. Может, ещё в какое-нибудь министерство сгонял бы, денег попросил на разработку и публикацию. Может, даже дали бы, хотя вряд ли. Но если бы дали, то наверняка навязали бы своё видение.

P.S. И да, я прекрасно осознаю, что нечто подобное вполне может быть уже кем-то придумано и написано.

67 комментариев

avatar
Весьма интересно.
Ассоциации почему-то с компьютерными Darklands и Dominions 4 (вторая эпоха, Пифиум в роли Востока, Эрмор — Запада… Хотя сумеречные князья — это уже Ульм третьей эпохи, когда в Пифиуме кризис сектантства… Черт, я начинаю во всем искать Доминионы.)
avatar
Ассоциации почему-то с компьютерными Darklands
Я даже хотел упомянуть Darklands в стартпосте.
avatar
Чем-то напоминает игру Mistmare
avatar
Я бы добавил внутренних конфликтов с иконоборцами. Вообще интересно
avatar
И да, я прекрасно осознаю, что нечто подобное вполне может быть уже кем-то придумано и написано.
Зацени "Иные песни" Дукая, особенно в связи с греческим языком.
avatar
В общем, будь я ортодоксальным любителем византийской духовности, я бы обязательно написал такую игру или хотя бы поводил по такому сеттингу. Может, ещё в какое-нибудь министерство сгонял бы, денег попросил на разработку и публикацию. Может, даже дали бы, хотя вряд ли. Но если бы дали, то наверняка навязали бы своё видение.
Вот это отличная идея. Было бы очень круто, если бы ролевые игры получили государственную поддержку. Преподавание в школах на базе ГУРПСы, дискуссионные клубы по правилам социального комбата и все это. Ах, мечты))
avatar
Стрелки и стенка на стенку из-за тракотовок того или иного положения. Нет, спасибо. (:
avatar
Дык а что страшного в стенке на стенку? Собрались, кубы покидали, экспу с проигравших высчитали и разошлись))
avatar
Да-да. Христиане тоже сначала думали что обойдутся мирными дискуссиями.
avatar
А, так вы считаете, что надо ролевые системы вообще в основу житейского уклада положить? ДнД-шники несут к ДМу на первую генерацию и определение класса, фэйтовцы выстраивают свои пять аспектов, меняя их только на вехах, а гурпсовики в резюме рисуют пики распределения своей успешности в профессиональной области?
Тогда, да, могут и правда возникать трения между фракциями.
avatar
Именно. С радикальными сектами, дающими экспу за уничтожение идеологических противников и расово-еврейской РПГ только для евреев.
Пойду перечитаю Unknown Armies.
avatar
Уверен, что в еврейской РПГ будет адаптированная для гоев платная версия)
avatar
Нет, гои могут играть в еврейскую РПГ, но не получат бонусов Избранной Расы.
avatar
И рай у них в конце салона, рядом с туалетом.
avatar
Если не пройдут гийюр, естественно.
avatar
Если даже сейчас некоторые метагейм не могут отфильтровывать, то тогда и подавно будет.
avatar
Да бросьте, всякие «понятия» на Руси всегда в почете были. Это интеллигенцию с ее богатым внутренним миром приструнить сложно, а пролетарию бросишь что-нибудь вроде «что-то ты на читера похож» или «ты говори, а отыгрывать-то не забывай, и он уже понимает, что куда-то не в ту степь ушел))
avatar
А каждую пятницу в 16:30 ты как штык являешься в районную администрацию, где проводишь сессию по Первой Настоящей Настольной Ролевой Игре На Русском Языке. Игровая группа состоит из замордованных работниц ЖЭКа, пришедших под угрозой увольнения, таджикских гастарбайтеров и гоповатых алкоголиков, набранных за триста бюджетных рублей. Рулбук поражает своей обложкой, но внутри всё напечатано плывущими ч/б чернилами по газетной бумаге, т.к. большую часть денег, выделенных на издание, разворовали местные чиновники. Правила совершенно неиграбельны, но использование других систем запрещено (последними поправками в УК), а любые хоумрулы можно использовать только после того, как они прошли согласование в РОНО и комитете по культуре городской администрации. За соблюдением этого (и много другого) следит молчаливый мужчина в штатском с незапоминающимся лицом, присутствующий на каждой сессии. Да, я уже сказал, что после каждой сессии нужно составлять четыре отчёта (формы меняются примерно раз в квартал), три из которых подлежат регистрации в (вечно висящей) Единой Государственной Электронной Системе Учёта и Регистрации Разрешённых Общественных Собраний в Сфере Образовательно-Патриотической и Рекреационно-Игровой Деятельности?
avatar
Про ЛАРП у Лукина по-моему повесть выходила… с похожими мотивами.
avatar
А мне «Осечка» вспомнилась. Был такой телеспектакль про революционный ЛАРП.
avatar
Но потом ты едешь на окраину города, туда, где в прокуренном подвале собираются волосатые парни и лысые девченки с огоньком в глазах. Туда, где нет чужих, и где каждый тебе брат или сестра. У вас есть свои легенды — мастера, которых знают все, есть лихие новички, экспериментирующие с нарративом. И здесь рабают настоящий РПГ. Быть ролевиком опасно, за тобой охотятся бритоголовые с четками из d6, бабушки у подъезда презрительно шипят тебе вслед «хомячник» и «ролеплеер», а подчиненные того же человека с незапоминающимся лицом норвят пригласить на беседу, исход которой может быть каким угодно, но не добрым. Зато ты чувствуешь порывы ветра свободы, катая в пальцах лежащий в кармане d20, одно хранение которого может навлечь на тебя неприятности, и летом уезжая на слеты ролевиков в отдаленных регионах, на которых не действуют никакие правила, кроме правил ролевых систем.
avatar
И это мы еще не касаемся сеттинга. На это есть два варианта:

1) Сеттинг под обложкой написан популярным российским писателем, лауреатом премии Патриархии, автором бестселлеров «Крейсер „Варяг“ против Чингиз-хана» и «Псковская Дивизия против рептилоидов». В ролевые писатель не играет.

2) Сеттинг Галутва-стайл. Две фразы в недрах правил по передвижению. Потому что принять кандидатуру Популярного Писателя так и не смогли.
avatar
Ты специально тыкаешь палкой в Гаррета или просто не в курсе что он автор нескольких романов про третью мировую? о_0
avatar
Вот честно, не в курсе. Я с другой строны — я в свое время авторов-махровцев повидал!
avatar
В общем, Гаррет вполне себе состоявшийся писатель, который играет в ролевые, так что первый вариант вряд ли такой печальной. Я правда не уверен в его Епархиальных премиях и прочем.
avatar
Так вот по закону бюрократической подлости как раз Гаррета и не позовут. Точнее, пригласят к участию в тендере, да.
avatar
Нет и еще раз нет. Важно понимать, что вообще все, что поддерживается государством, немедленно становится дерьмом. Потому, что отражает идеологию государства — а какая у нас, собственно, идеология? Вот.
avatar
avatar
*пожал плечами* Вы знаете, у нас даже ЕСТЬ игра, на которую можно получить государственную дотацию. По крайней мере, написанная именно так, чтобы полностью отражать дух, в котором следует воспитывать граждан Российской Федерации.

Проблема в том, что это «Волчье», мать его, «Солнце».
avatar
Не знаю, мне ВС таким уж ужасом не показалось. Просто тысяча первая игра за людей в погонах.
avatar
Дык проблема не в том, что про людей в погонах! Проблема в том, что про людей в погонах в исполнении российского телевидения.

Это такое «Телеканал РОССИЯ» РПГ. Написан нормальными русскими мужиками для нормальных русских мужиков. Опричное ФСБ противостоит всякой сволочи, одновременно проявляя сдержанную дружбу народов, оплакивая сделанные в юности аборты и сурово бичуя рекрутов за «чё ты как пидор?», «политех свой сраный еле закончил» и «Еврей?».

Цитата:
"— Барышень опять понабрали, — сердито проворчал Иваныч, разглядывая сидящих за партами стажёрок, — хоронить их сам будешь, Михалыч. У меня уже сил не хватает смотреть на наших девчонок в гробах. Им детей рожать, а не за ублюдками всякими по улицам бегать".

Цитата:
"— Чему вы будете нас учить? — уточнил Семёнов.
— Для начала, не сраться от страха в присутствии демона… На счёт «три» все делают десять шагов в моём направлении. Кто останется стоять на месте, будет служить манекеном для демонстрации моих коронных приёмов."

С другой стороны… да, это тоже эстетика.
avatar
Ну да, согласен, но даже это в целом погуманнее, чем усреднённое ковальчуковское телевидение даже на момент выхода книги, не говоря уже про сейчас.
avatar
Ну, не знаю. Те сериалы «второй волны», какие были на момент выхода книги (не уверен, но, кажется, тот же «След» вовсю крутился) запомнились мне довольно похожими.
avatar
Я тут мимоходом представил вот это всё в стилистике аниме (а логика ВС — это как раз логика аниме)… сделали мой день, как говорится.

Хотя прочтение оставило немного другое ощущение. Будто авторы хотели сделать круто, как-то заполнить культурный вакуум, подружиться с массовым читателем, а под рукой было только ЭТО.

Хотя, если зайти с такого края, вырисовывается реальная проблема, сквозящая ещё с обсуждения славянского фентези. Авторы, очевидно, ориентируются на широкую аудиторию, но при этом достаточно слабо представляют что ж это за зверь-то такой, читатель. И пихают ему то посконность, то клюкву, то ещё в таком духе. То есть ведут себя так, будто насмотрелись клюквы 80-х, только на полном серьёзе, и теперь считают что без самовара с водкой и тому подобных вещей дела не делаются. При том, повторяюсь, на полном серьёзе. Вот что удручает.
avatar
И ведь в Эре, при всех ее недостатках, так не было, а ведь времена, судя по кино, даже благоприятствовали.
avatar
Сударь, вы описали Warhamer 40k. Ту же Dark Heresy.

К слову, на российской ТВ, не скажут «что ты как пидор», вместо него будет «что ты как девочка». И дело не в цензуре, а в базовой человеческой эмпатии. Быдло называющее людей пидорами даже на русское ТВ не берут, к счастью.

Вы это с сексизмом перепутали, его у нас полный рот. Хотя один социолог мне позавчера доказывала, что сексизм это не болезнь, а симптом — и пока человек считает что некоторые конфликты можно разрешить только силой, от этого симптома не избавишься.
Да и не нет смысла лечить кашель, если у вас в груди торчит копье. Кашель хотя бы от крови во рту помогает избавится.
avatar
Implying Вахаммер — это хорошо. И то сказать, Вархаммер хотя бы имеет яро выраженную эстетику, своего рода «большой стиль», что ли. Кроме того, любой вахафаг согласится, что Империум человечества — это вынужденная, не самая лучшая и вызванная только всеобщим пожираловом вокруг мера, что на самом деле даже Император такой фигни не завещал (а вот Лоргар весьма завещал). Многие согласятся, что Империум Человечества — вообще чрезвычайно отвратительное общество, просто многие другие еще хуже. А авторы вот такого «российского сознательного взгляда», по крайней мере в литературе, считают, что всёокнорм.

Ну а сексизм в ВС такой, что его можно даже не упоминать. Ему, родимому, посвящена целая флафф-вкладка, описывающая один из укладов (огонь+металл). Авторы его решительно одобряют и поддерживают… как и российское общество в целом.
avatar
Как вахафаг скажу — Империум, это сборище мудаков, захвативших власть, и толпы фанатиков. Вся надежда человечества — инквизиторы-рекогнигаторы и сожжение трупа на троне.

Я не читал ВС, но верю на слово.

А по поводу современной русскоязычной литературы можно много спорить, но я про себя читаю того же Валентинова, и какой бы ура-военщиной там иногда не пахло, все вполне приемлемо и хорошо.

Просто смиритесь, что страх перед западным миром, который придет все захватит и разрушит, уже не вытравить. И единственное оружие, против этого западного мира, это грубость, недоверие и иногда даже косность. И я как-то не могу винить за это своих соотечественников.
avatar
*пожал плечами* А я могу. И виню. И у студентов изо всех сил вытравливаю. Ибо нефиг. Но это уже оффтоп.
avatar
Но заговор… Рептилоиды… Кругом враги...
avatar
… Вообще, кстати, а есть ли у нас что-то хорошее с рептилоидами? В HEE есть все, но нету рептилоидов, в DG вместо них Ми-Го…
avatar
Рептилоидов видел только в GURPS Monster Hunters 5: Applied Xenology. Хотя вроде ещё где-то в GURPS были какие-то рептилоиды.
avatar
Вот зачем вы рассказали мне про эту срань… Не знал бы — и на душе было бы чуть спокойнее.
avatar
Была ещё ролёвка, проспонсированная «МинОбр» вроде как — «Перекрёстки миров» называется.
avatar
Пойду украду где-нибудь.
avatar
На самом деле крутую игру с российской идеологией сделать вполне можно — борьба с вражескими шпионами, предотвращение государственных переворотов или даже прямые вооруженные конфликты. Это не «Волчье Солнце», а скорее Палладиумовский «Advanced Recon».
То что современная российская (и не только) идеология сфокусирована на «кругом враги» не так плохо, как кажется.
avatar
«Кругом враги» можно делать много про что — а вот подобающей эстетики в РФ найти трудновато.
avatar
Да почему же? Особый отряд игроков летит в банановый рай, предотвращать там государственный переворот, который готовят подлые капиталисты. Особый отряд игроков на границе с любой бывшей советской республикой останавливает провокаторов, которые пытаются развязать очередную войну. Особый отряд игроков отправляется со стелс-миссией, чтобы отравить олигарха, купленного подлыми капиталистами и готового очернить имя Царя. И так далее.
По мне так круто и интересно.
avatar
Ну, справедливости ради, Маккавити как раз такое и играет со своими студиозусами, да. Так что, наверное, стоит сказать, что эстетика есть, но несколько generic, что ль.
avatar
Просто не для всех. Ну так с любым сетингом, имеющим хоть какие-то связи с реальностью. Я видел людей, которые брызгали ядом при упоминаниях моего «Котла» (и «Козы» ^_^), или переведенного недавно «На раене». Так что норм.
avatar
Особый отряд игроков отправляется со стелс-миссией, чтобы отравить олигарха, купленного подлыми капиталистами и готового очернить имя Царя. <...> По мне так круто и интересно.
Okaaay, буду знать.
avatar
Возможно у меня очень большой слой культурного жира, который позволил бы играть даже лейтенантом СС или настоящим царским опричником, и видеть в этом именно приключение злодея (или анти-героя, если Ведущий попросит оставаться человеком даже в такой малоприятной роли).
avatar
Лейтенант СС и в меньшей степени опричник имеет отчетливый эстетический пласт. В то время как лично мне, чтобы отыгрывать российского спецназовца, пришлось бы долго трясти мастера на тему того, «а во что, собственно, мой герой может верить».
avatar
Да тут же целый спектр вариантов о_0 От ивильных ксенофобии (суки, чурки\хохлы\пиндосы) и жажды бабла (вот еще годик и дачу дострою), до вполне гудовых идеалов — как помощи «своим» (грузино-осетинский конфликт), так тянущихся еще с Союза «равенства и братства».

К тому же, в большинстве случаев такие персонажи просто озабочены безопасностью внутри страны, чтобы их родители\супруги\друзья не становились жертвами террактов\беспорядков\демонов.
avatar
И вот тут возникает очень интересная «вилка» из реала. Я могу представить себе партию, руководимую любым перечисленным интересом и всеми ими в целом. Другой вопрос, что это — Приднестровье, Сербия и Донбасс. Такие «партии» оттуда я даже и наблюдал.

А вот на современного мне российского офицера действительной службы чо-та с трудом натягивается.
avatar
«Кругом враги», может быть и лучше для настольных ролевых, чем «энергетическая сверхдержава, гарант европейской топливной безопасности», но стоит помнить, что современная российская идеология имеет свойство резко и непредсказуемо меняться в ответ на любые заметные внешние раздражители, так что есть риск сделать игру, которая очень быстро утратит актуальность.
avatar
«А мы объявим тендер на Вторую Редакцию!»
avatar
«а если за говно берется,
то просто тратит меньше сил»
avatar
Кстати, я давно мечтаю об условно-историческом кампейне в византийских декорациях. Насчёт уровня мистики, правда, всё никак не могу решить. В общем, ябпоиграл.
avatar
Тут в общем-то уже до меня сказали, но я немного переформулирую.

В самой по себе «политике» плохого ничего нет. Более того, даже если её как таковой нет, то её всё равно при желании найдут.

Из плохого, что может быть — это то, что ваша идея может начать ассоциироваться с конспектом каким-нибудь из фриков вроде Резуна, Дугина и им подобных. И, судя по комментам, уже начала. Вот чего следует избегать. Как? Не знаю.
avatar
Насчет игр по России и исконной посконности и вообще треска кредита доверия в художественных медиа я бы тут выделил две шкалы — эскапизм и реалистичность и клюквенность и серьезность.

Пример серьезного эскапизма — Забытые Царства где на серьезных щщах маги, гоблины и драконы.
Пример серьезной реалистичности фильм Паранормальные явления — минимум спецэффектов, максимум бытовухи и на ее фоне происходит все больше и больше странного.
Пример клюквенного эскапизма — Red Alert, понятно почему.
Пример реалистичной клюквы — Чертаново бай Найт или сериал «9 Неизвестных», где мы видим персонажей МТ, ну или распространенные образы городских легенд в сериале, в несколько необычном, но очень гармоничном для них стиле, не без вкрапления кровавой гебни, алкоты, шансона и неверных ментов.

Плохо ли это? Нет. Является ли это чисто комедийным мероприятием? Нет. Сама по себе реалистичность, равно как и игры по России являются просто элементом стиля и кому то он интересен а кому то нет.

Насчет ИНРИНРЯ с работниками жека и алкашами тут вы все таки преувеличиваете. Я хоть и верю в силу российского кхм… идиотизма, но чтобы такое продвигать нужен человек который знает что такое эти ваши ИНРИНРЯ, а такой скорее всего до такого не опустит проект. И да, выше есть позитивный пример у которого интервью в рпг ньюс брали)
avatar
У того человека и будет все нормально. Даже сам Царь приедет проинспектировать и выиграет игру 2 бросками. А вот в 200 км за МКАДом…
avatar
… закончивается хоррор и начинается нормальная Россия. С березками, бабушками и казахами.
avatar
Хочу такой сеттинг )
avatar
Нормальная Россия начинается не за МКАДом, а за дверями администраций. А вот внутри них, ой вэй, все то же самое от Пскова до Владика. Видели ли вы когда-нибудь «ведомственное» ЧГК?
avatar
Люто бешено плюсанул, идея по нраву весьма.
avatar
Запощу сюда, просто чтобы не потерялось. Было бы интересно, если бы на момент начала Тёмных Времён европейцы уже начали ходить в крестовые походы. Потому что тогда мы имеем некоторое количество командорий и «диких» крестоносных войск, которые ныне отрезаны от дома. Крестоносцы могут заниматься огромным количеством дел: пытаться отбить дом от нечисти, гадить Византии и её союзникам, делать вид, что хотят отбить дом, и при этом гадить Византии и её союзникам, искать способ исполнения Пророчества, исследуя древности Святой Земли, сговариваться с сарацинами, пытаясь нагадить Византии и её союзникам, изредка — помогать Византии и её союзникам. Некоторые могут даже воевать с Византией или угрожать ей, чтобы тамошняя армия не слишком расслаблялась, постукивая монстров.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.