Basic Fantasy RPG, обзор

Basic Fantasy RPG как много в этих словах для сердца российского ролевика… Ничего подобного. Насколько мне известно, об этом приятном, абсолютно бесплатном в PDF, ретро-клоне в наших широтах практически неизвестно.



Посему — поскакали.

BFRPG возникла довольно-таки интересным образом: она произошла от d20/OGL, а не стала просто авторским пересказом с домашними правилами одной из старых редакций D&D. Взяв эту самую d20 System, автор решил, что будет делать OSR-совместимую игру, таким образом BFRPG получилась намного проще D&D 3 и на 170 страницах умещается и приятные, хорошо сбитые правила для игры, и всякая информация и правила для ведущего.

Автор, судя по всему, какой-то абсолютно поехавший перфекционист и текущая редакция правил называется «3-я редакция, релиз 86». И так, на самом деле, с каждым его детищем, о которых я упомяну чуть позже.

Стиль написания правил очень формальный, так как обычно и пишут правила. Но не слишком «грузный», так что я бы провёл следующую аналогию: приятный лысый дядечка решил сделать игру своей мечты и написать правила так чтобы они были понятны всем, но допускали как можно меньше двойных толкований.

Создание персонажа обычное: 3d6 на каждую стандартную характеристику по порядку. Однако, в отличие от многих, в секции для ведущего даны различные опции по накидыванию характеристик. Модификаторы характеристик универсальны, по модели d20S, но промежутки смещены и, в данный момент, таблица модификаторов точно такая же как в LotFP (или в LotFP такая же как в BFRPG). Рас четыре: люди, невысоклики (halfling), карлики (dwarf) и эльфы. Расы поданы отдельно от классов коих четыре: жрец (cleric), воин, волебник (magic-user) и вор (thief). Для вора дана отдельная таблица воровских умений, как в классике, а для жреца есть умение изгнания нежити, что обычно для ретро-клонов и старых игр (а вот перенос его в отдельное заклинание я считаю весьма спорным дизайнерским решением). Жрецы не колдуют на первом уровне. Уровней заклинаний для жреца и волшебника шесть, по восемь заклинаний в каждом уровне. Прямо скажем, немного. Также для классов есть ограничения на используемое оружие и доспехи. В общем, волшебник получается очень классическим: с двумя заклинаниями на первом уровне, без оружия, без доспехов, бесполезный. Список заклинаний перекочевал прямо из B/X, разве что у парочки расширены описания или даны какие-то пояснения.

Организация геймплея по времени тоже довольно обычная: десять минут ход (turn), десять секунд раунд в столкновении. Перемещение и максимальный вес зависят от расы и значения Strength. Правила перемещения в подземелье и на дикой местности описаны достаточно подробно, но в то же время кратко и очень приятственно: предсталяешь себе как это будешь водить и где место этим правилам за реальным столом. Правила по путешествиям по воде даже включают таблицу случайных направлений ветра!

Опыт зачисляется за убийство монстров и «другие достижения», так как «ведущий посчитает нужным».

Чуть подробнее об энакаунтерах. Битвы расписаны очень чётко и последовательно: внезапность, реакция монстров, инициатива, движение и драка. Правила есть такие, какие не найти в других ретро-клонах: действия в трёх измерениях, а не в плоскости, уклонение, натиск (charge), передвижение под угрозой быть атакованым, промахи при атаках с расстояний, несмертельное повреждение, безоружный бой (который распадается на кулачную драку и борьбу), метание масла, святой воды и мораль. Ладно-ладно, я знаю, что со времён OD&D — последние три это обычные правила. Но тут они расписаны особенно подробно.

Сам бой обычный для d20S – надо выбросить на d20 больше, чем защита (AC) цели. Бонусы атаки определяются уровнем и классом, точно также как в ретро-клонах с нисходящей защитой определяется число для попадания по защите равной 0. Кроме бонуса на попадание влияет Strength или Dexterity – всё как обычно.

Я бы сказал, что применить финчевское бой-фу в BFRP одновременно и проще и сложнее, чем в некоторых других играх. С одной стороны расписано больше ситуаций и есть на что опереться, а с другой стороны — быть уверенным в том, что ты следуешь логике автора не всегда возможно.

Да, забыл сказать. Система спасбросков взята из классики, а не из d20S.

Главы про монстров и сокровища занимают чуть ли не треть книги. Лично мне уже четыре года дарят истинное наслаждение таблицы соответствия типа сокровищ монстрам. Тут с этим всё в порядке: в стат-блок врагов включено сокровище, которое ему соответствует. Описания монстров довольно-таки подробные, включают в себя описания их способностей, а также замечания об эх экологии и биологии. Список монстров взят из классики, но добавлено некоторое количество существ из мифологии и фантазии автора (или откуда он там взял кровавые розы и прочее).



Ну и, наконец, в главе для ведущего таблицы для создания и заполнения подземелий, масса конкретных и полезных советов по их созданию и поведению мира. Очень много прикольных правил. Эта глава — жемчужина. Тут и как создать и скомпоновать партию персонажей ведущего. Типа если это буканьеры, то чем могут заниматься, если купцы то куда и откуда идут и как будут общаться и т. д. и т. п. Все советы направлены на то, чтобы придать миру гибкость и здоровый реализм. Есть таблицы столкновений в городах в зависимости от времени суток. Всякому, кто испытывает трудности с urban crawl (лично я — испытываю) стоит почитать раздел ведущего в BFRPG.

Все книги можно купить в печатном виде на Amazon. Смысл в том, что с сайта игры всё качается бесплатно с благословения автора. Кроме базовой книги есть небольшой бестиарий и много вкусных, интересных приключений. Да не просто приключений — автор заходит с козырей. Целые кампании: Morgansfort и Glain Campaign сходу способны оказать игре огромную поддержку. Найти такую поддержку для бесплатного продукта не всегда легко, особенно в том, что касается приключений. Автор общается в блоге и на форуме и видно, что «болеет» за своё детище.

Играйте в настольные ролевые игры. Любите фэнтези.

Всем добра.

27 комментариев

avatar
действия в трёх измерениях, а не в плоскости

Можно поподробнее, как это выражается?
avatar
Для битв, вовлекающих третье измерение, для каждого существа или аппарата следует отслеживать высоту (когда летает) или глубину (под водой). Для воздушных или морских битв как минимум один участник должен начинать на глубине/высоте 0, и новый уровень 0 можно устанавливать каждый раз когда все участники уплыли или улетели от старого.

Крылатый летун может подняться на 10 футов после полёта на дистанцию указанную в его классе маневренности. Также он может опуститься на расстояние равное двойному значению его обычной скорости. Если такой летун не двинулся в горизонтальном направлении минимум на треть его обычной скорости, то он обязан опуститься вниз на дистанцию в классе маневренности.

Существа, которые летают без крыльев (маг под заклинанием полёта) и аппараты (шары, ковры-самолёты) могут менять вертикальную высоту без необходимости поддерживать горизонтальное движение. Для этого можно использовать до половины обычной скорости. Однако и максимальное опускание ограничено тоже значением скорости.

Если только, конечно, они не потеряли способность летать, находясь в воздухе. Тогда будут опускаться гораздо быстрее.
avatar
А, я уж думала, что-то особенное…
avatar
В пятёрке есть такое?

Заодно расскажу об одной из самых диких вещей вообще по этой теме. В WFRP 2 нигде, вообще нигде нет нормальных, внятных, да вообще никаких правил по бою верхом! Базовая вещь, а вот. При этом в корбуке довольно-таки много места посвящено специально воздушному бою. Кажется, ни одно официальное приключение, ни одна кампания не требует использования этих правил. Флафф подчёркивает малую волшебность мира, редкость пегасов и грифонов.

Просто дичь.
avatar
В пятёрке есть такое?

Неа. Было в Dragon age RPG.
avatar
Вооот. В пятёрке нет, а в Basic Fantasy RPG — есть!

По поводу Dragon age RPG и Fantasy AGE у меня просто нет слов. Ну такие замечательные игры, ну так хорошо сделаны и написаны, что просто ах! Green Ronin — «может, когда умеет».
Комментарий отредактирован 2017-07-09 09:51:26 пользователем Franz
avatar
Кажется, подобная дичь не такая уж редкость, у меня самого есть пример.
В немецком Контакте нет никаких правил, регулирующих разницу между одно- и двуручным оружием. Это в бухгалтерской тактической боевке, где штраф к точности назначается за каждый долбаный метр удаления от цели.
Время от времени авторы забывают что-то важное.
avatar
О, спасибо. Судя по обзору, могу украсть там пару вещей.
avatar
Что заинтересовало? Ты опытный мастер, может я притырю вслед за тобой.
avatar
Таблицы столкновений в городах в первую очередь (у меня для текущей кампании уже десятки разных табличек, которые я продолжаю дополнять и совершенствовать) и таблицы соответствия сокровищ монстрам (если она, конечно, отличается от дндшных «типов» сокровищ). У меня периодически случается затык, когда я не знаю, какое сокровище сунуть монстру.
avatar
Там именно «типы» сокровищ, разочарую. Как в B/X. Но они же клёооовые!
avatar
Ну да. Basic fanatsy roleplaying не в смысле basic roleplaying, а в смысле basic fantasy. Очень basic.
Комментарий отредактирован 2017-07-08 14:27:33 пользователем Modo
avatar
Что-что? :) Какая-то шутка про Chaosium?
avatar
Ну вот другое дело! А то всп принцесса да принцесса…
avatar
Всего два обзора на принцессу, что такого-то? Или у нас «парламент не место для дискуссий»? :)
avatar
Это я не про твои обзоры, а про около-оср разговоры. Слишком. Много. Принцессы.
avatar
Ну она того заслуживает, согласись. Да и если бы кто-то иной ковал такой качественный контент так часто и много, то говорили бы о нём.

Хотя, возможно соглашусь, что, то что самобытные проекты типа Beyond the Wall and other Adventures несколько теряются за ней — это, может, немного обидно.
avatar
Кто-то должен написать про The Nightmares Underneath — хотя кто в наших краях про неё слышал…
avatar
Мне, кстати, тамошняя идея встроенной и фиксированной инициативы просто безумно нравится. Удобно же!

Пять элайментов тоже производят впечатление…
avatar
идея встроенной и фиксированной инициативы
Подробности на бочку! Я стал коллекционировать необычные системы инициативы.
avatar
Тут нет ничего необычного. Просто за монстров инициатива «уже кинута». Каждый раунд персонажи кидают инициативу и действуют или до, или после. Вот и всё :)
avatar
Окей, я думал там что-то покруче.
В Слей-Энджине инициатива уже кинута у всех, ибо обозначается простым числом без всяких бросков.
avatar
Надо выложить обзор misery and misfortune, точно.
avatar
Вот это годно. Надо будет посмотреть.
avatar
Рад был оказаться полезным. Если руки дойдут — поделись собственными впечатлениями.
avatar
первое впечатление.
Остров обезьян, великаны… Где-то это я уже видел :-) Но хороший ремейк по мотивам все равно будет приятен.
второе.
Этот автор в отличие от раги — знает что надо мастеру и чего точно не будет под редкую систему.
Комментарий отредактирован 2017-07-10 07:41:33 пользователем palikhov
avatar
третье. систему так и не посмотрел, а вот приключение про великанов мне понравилось. Against Giants. Again. Great. Again.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.