Give yourself over to absolute pleasure



Привет, меня зовут Крашер, и я люблю ролевые игры.

Люблю курить мануалы, смотреть иллюстрации, готовиться, рисовать карты и персонажей. Люблю генериться, кидать приятно стучащие дайсы, а потом — про себя пережевывать подробности сессии или рассказывать друзьям. Люблю водить. И люблю коммьюнити, annoying obtuse little shitheads that we all are.

Но что я не переношу — так это попытки превратить игру в то, чем она не является. В обучение. В эксперимент над участниками и их нервами. В урок нравственности. В мифический «обмен опытом», что бы это ни значило. Все эти попытки сочетать «приятное с полезным» только принижают её. Акт совместного творчества, прекрасный и ценный сам по себе, становится обёрткой, в которой игрокам подсовывают что-то другое. Их обманом заставляют учиться («Узнавать что-то новое! Разве это не прекрасно?»), ставят перед ними не нужные (и зачастую — надуманные и до жути банальные) нравственные вопросы, навешивают им на уши, словно лапшу, чужие религиозные и идеологические убеждения. Зачем?

В попытках подмешать к ролёвке образование и работу над собой нет ничего, кроме дурацкого, детского стыда за собственное хобби. Да, вы собираетесь с друзьями для того, чтобы поиграть выдуманными человечками. Ну и что? Только подумайте — всего лишь силой слова вы создаете миры и возводите города, вдыхаете жизнь в богов и героев, отправляетесь к путешествиям и приключениям. Ваши слова могут повергать других в страх, могут вызывать восторг или гнев, слёзы отчаяния и неконтролируемый хохот. Это прекрасно. Тут нечего стыдиться. И, скажем честно — зачем тут что-то ещё? Просвещение? Психологическая помощь? Боже, какие мелочи.

Сделайте свою игру весёлой и полной смеха. Сделайте её страшной, чтобы ваши игроки неделю после сессии боялись выйти ночью в туалет. Сделайте её драматичной, и пусть все рыдают над гибелью героев. Вы и ваши игроки — артисты. Ваша задача — развлекать друг друга. И не верьте тем, кто говорит, что вы должны просвещать, наставлять и сеять разумное, доброе и вечное, пусть они и кажутся умудрёнными опытом наставниками. Превращение искусства в инструмент конечно, тешит самолюбие — но само искусство лучше не делает.

Перефразируя великого Ги Робера — Un jeu doit avant tout etre fun («Игра должна, прежде всего, приносить удовольствие»).

Всё остальное — постольку-поскольку.

19 комментариев

avatar
Просто некоторым мало просто играть. Нужно тешить свое ЧСВ: «Мы не просто играем, мы тут просвещением занимаемся!», инженеры человеческих душ хреновы.
Комментарий отредактирован 2017-03-04 01:17:31 пользователем DarkArchon
avatar
И если им так нравится — в чём проблема? Пока вы друг другу ничего не навязываете — проблемы нет. Каждый играет как хочет.
Комментарий отредактирован 2017-03-04 19:43:22 пользователем Nissiku
avatar
Проблемы никакой, пока они не начинают доказывать, что это — универсальное свойство всех ролевых игр, и все остальные играют неправильно.
avatar
и все остальные — быдло необразованное, которое с семками и пивасиком играет

Пофиксила тебя, не благодари
Комментарий отредактирован 2017-03-04 20:51:42 пользователем ballkrusher
avatar
Так ведь проблемы-то возникают, когда группы пересекаются. А пока одни просвещают, другие играют… Или там одни поощряют прагматиков, другие -паладинов(если понадобится — разверну) в своих болотах — всё ок. Когда человек в месте дискуссий(то есть не в парламенте) спрашивает мнение и при этом учитывает, что у каждого своё болото — тоже всё ок. Но вот когда идёт(возможно, только в воображении) попытка распространить правила своего болота на все остальные болотца — тут проблемы и начинаются…

Конечный вывод: главное не оказаться в «чужом» болоте.
  • Nix
  • +5
avatar
Люблю твои тексты
avatar
Я злоупотребляю тире и почти не стыжусь этого — да, да я тоже. Возьму тэг на заметку ;)
avatar
Я Фланнан, и я люблю узнавать новое. Я могу начать читать какую-нибудь Вики, и не выходить, пока голова не начнёт пухнуть от новых знаний. Я сейчас смотрю одно аниме для того, чтобы увидеть новых зверей, превращённых в анимешных девочек (оно зацепило меня с момента, когда главная героиня встретила Сервал, и мне пришлось лезть в вики, чтобы узнать, кто она такая).

А ещё я перевёл статью "8 видов фана". Я думаю, все из вас, кто меня понимает — уже её читали, возможно в оригинале. Кто-то, возможно, знаком с аналогичной идеей в Brainhex.

Для всех остальных, и для тех, кто уже всё забыл, я изложу релевантную мысль из этой статьи.
Узнавать новое интересно!
Я не хочу в пятсотый раз гонять одних и тех же гоблинов по одному и тому же подземелью. Пусть наши славные герои отправятся в джунгли амазонки и сразятся с Кецалькоатлем, проплывут Островами Драконьей Гряды и всё-таки поймут, чем подводные скалы отличаются от мелей, превозмогут Вендиго и его морозы за Полярным Кругом, откроют тайны биологии жукоглазых чудовищ, и вообще живут интересной жизнью.
И я только за, если из-за этого кому-то из нас придётся порыться в интернете и рассказать остальной партии о хитрых трюках, которые человечество придумало для этих целей. И любые другие интересные подробности я с удовольствием узнаю.
Комментарий отредактирован 2017-03-04 19:32:26 пользователем flannan
avatar
Есть разница между «узнать что-то новое, чтобы провести интересную игру» и «сделать игру, единственная цель которой — напихать в головы игроков побольше знаний»
avatar
«сделать игру, единственная цель которой — напихать в головы игроков побольше знаний»
Кто-нибудь когда-нибудь всерьёз предлагал такую постановку вопроса?

Drakoning — точно нет. Например, он в той же дискуссии утверждал, что любит игры про Сложные Моральные Выборы(тм).
Отмечу, что Сложные Моральные Выборы, несмотря на внешнее сходство — полная противоположность напихиванию знаний. Это я тебе говорю как человек, который очень не любит Сложные Моральные Выборы(тм).

Аррис тоже заявляет как минимум одну другую цель — предоставить площадку для оттачивания разговорных навыков.

И это только декларированные в недавней дискуссии цели! Я уверен, что они получают от НРИ и ряд других, менее пафосных, видов фана.
avatar
А где у нас обсуждалась концепция игр, где единственная цель — давать знания? В соседних темах вроде самое близкое наблюдаемое — концепция обязательности для ведущего намерения в каком-то смысле расти над собой (равно как помогать участникам и тэ дэ и тэ пэ), но это (про оценку помолчим) всё равно что-то иное.

Вообще, кажется, установка приоритетов редко сводится к единственному варианту из вазимоисключаюшего списка. А удачная игра вообще обычно какой-то микс, если до неё доберётся очередной маньяк-Сальери с алгеброй. Просто из-за гармонии мало кто этим занимается, не очень разделяя, чем они занимаются в данный момент — слушают лекцию про кошек внутри игры как персонажи, получают новую информацию как игроки, подбирают ключики к сердцу NPC профессора-фелинолога, изучают подсистему социального взаимодействия и роль в ней реплик про котиков или ещё что. Пример лобовой и не особо удачный, но мысль, думаю, понятна…
Комментарий отредактирован 2017-03-04 20:10:22 пользователем Geometer
avatar
Геометр, я играл у нескольких ведущих с «высокой целью», это クソ. Худший мой опыт. Даже рельсовое бубнение с нулевой свободой действий лучше.
avatar
Я далёк от мысли защищать плохие игры (и, кстати, корреляция там, похоже, действительно есть) — но тут у меня адвокат дьявола настойчиво просит заметить, что сам по себе подобный опыт исчерпывающим доказательством не является, потому что ему всегда можно придумать уйму других объяснений.

Попутно — мне кажется, или тут ответ идёт на совсем другой тезис? Игра должна приносить удовольствие. А вот способы получения этого удовольствия — они могут быть весьма и весьма разными.
avatar
Меня зовут Дима, и я люблю узнавать новое. Поэтому я много читаю.

Я узнал немало нового благодаря настольным ролевым играм, но подавляющую часть из этого нового я узнал в процессе подготовки кампании и/или создания персонажа. Непосредственно же на игровой сессии может происходить одно из двух: либо мы узнаём отрывочные факты без ссылки на источник знания (что, на мой взгляд, малоценно и совершенно неинтересно), либо сессия прерывается спонтанной любительской лекцией (отчего игровая составляющая страдает).

Короче говоря, настольные ролевые игры могут, в качестве побочного эффекта, служить каналом распространения знаний. Но это канал заведомо неэффективный, и это ни в коем случае не должно быть целью.

Это что касается вопроса о «можно ли/должно ли нести просвещение». Вопросы о том, может ли игра быть искусством и можно/нужно ли стремится в играх к чему-то новому, искусственно вмешанные в исходной ветке в ту же кашу, мне видятся совершенно отдельными. Но тоже, в общем-то, гроша выеденного не стоящими.
avatar
Халлвард, я не могу говорить за Крашер, но вот мой опыт: есть некая философская концепция, есть её поклонник ведущий. А дальше вокруг нее строится _вся_ игра. При этом игроки, не желающие действовать в рамках концепции, загоняются в нее всеми доступными способами. Если же это неэффективно — они получают ушат помоев уже вне игры. А культист-просветитель искренне обижается — «я ведь несу высокую истину, а они не ценят». Я играл у двух с половиной мастеров такого рода. Во всех случаях речь шла об около религиозных воззрениях наших «прометеев», не важно идет ли речь о псевдонауке (торсионка, алхимия, древние пришельцы) или о всяких Нибиру.
Получение новых знаний по собственному желанию в процессе подготовки к игре — один из лучших методов обучения с моей точки зрения. Его никто не исключает. И, как мне кажется, о нем здесь никто не говорит.
Комментарий отредактирован 2017-03-04 20:39:18 пользователем rigval
avatar
Во всех речь шла об около религиозных воззрениях наших «прометеев», не важно идет ли речь о псевдонауке (торсионка, алхимия, древние пришельцы) или о всяких Нибиру.
Я чувствую здесь потенциальный источник ошибки — мастер может водить по сеттингу, в котором торсионка или алхимия — уважаемые науки, и ожидает, что вы поддержите его технотрёп по мере надобности, даже когда все понимают, что эти слова — чистый бред. Ты уверен, что дело было не в этом?
avatar
Это что касается вопроса о «можно ли/должно ли нести просвещение». Вопросы о том, может ли игра быть искусством и можно/нужно ли стремится в играх к чему-то новому, искусственно вмешанные в исходной ветке в ту же кашу, мне видятся совершенно отдельными.
Возможно, дискуссия выиграет, если кто-нибудь напишет пост о разнице между этими вещами, чтобы всех распутать.

По вопросу встраиваемости новой информации в игровую сессию я ответ дать не возьмусь, но с удовольствием почитаю о личных впечатлениях, удачных и неудачных реализациях и так далее.
avatar
А вы не думали, что кесарю — кесарево? Опять посты в духе «у вас неправильные ролевые игры» начались чтоль? С тем что «нечего стыдиться» согласен, само собой, а в остальном… Пост является примером двоемыслия: сначала «играйте как хотите», а затем «но только не так, так — неправильно». Тьфу.
Комментарий отредактирован 2017-03-04 19:51:31 пользователем Nissiku
avatar
Комментарий отредактирован 2017-03-04 19:49:23 пользователем rigval
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.