Культы, религии, секты

Теология как точная наука

Жители Континента могут не сомневаться в существовании множества граней бытия, недоступных их восприятию. Душу, пришедшую из потаенных глубин Изнанки, не обмануть осязаемой материей, иллюзией на кончиках слагающих мироздание нитей. Само сверхьестественное то и дело властно вторгается в их жизнь, проявляется в плетениях Посвященных и скребется в зыбкие покровы снов, спит под покровом оживленных чьей-то смертью Вещей и просачивается в Явь в форме злокозненных духов.

Ужас перед неведомым неутолим знанием, ибо книжники и мудрецы, жаждущие проникнуть в тайны мироздания, видят повсюду следы влияния сущностей, превосходящих своими силами и возможностями людей. Бездна Изнанки и небеса Эмпирей не безжизненны, и для их обитателей человечество – не центр мира, но переходная стадия бытия, одна из форм, в которые заключает себя душа.
Жителям Континента не нужно доказывать существование тех, кого они называют божествами, и власть их, и влияние неоспоримы. Да, истина заключается в том, что их воле и замыслам есть пределы, но кто захочет испытывать эти пределы вслепую? Они не знают, кому поклоняются на самом деле и не ведают границ власти тех, к кому возносятся их молитвы и разыгрываются узоры ритуалов.

Верования

Местечковые суеверия, традиции и обычаи для Континента дело обыденное и повсеместное. Постороннему подчас очень сложно разобраться в том, что из них действительно реальность, а что еще не успело ею стать.
Верования появляются и исчезают вместе с людьми. Иногда их вытесняют религии или культы, иногда стирает болезнь или война. Они – словно сорная трава, что пробивается всюду, где живут люди. Они подобны болезни или паразиту.
Их появление и укрепление не зависит от того, во что они призывают верить и кому поклоняться. Чаще всего «боги» из Изнанки находят их сами и оживляют своим присутствием. Да, речь идет о Кошмарах.
Верование может зародиться из непонятного происшествия или находки, вспышки безумия или наблюдения за проявлениями неизвестных и пугающих явлений. Человеческая вера для него – словно ветер для пламени. Рано или поздно оно обрастает обрядами и ритуалами, приметами и находит своих служителей.
Втянутые в верование похожи на молящихся отражениям в кривых зеркалах, но им и невдомек, что собственных местных божков они в некотором смысле создали сами.


Храм-хижина Лерифель
На пригорке близ селения Таллендер, что в северных пределах Директории Щита, издавна стоит старый сруб из неведомого дерева красноватых оттенков, стены которого изрезаны вычурным узором.
Его не опалили войны, не осквернили лихие люди и не сожгли в праведном рвении Братья. Местные жители охотно расскажут историю о нем, в которую они свято верят сами.
Когда-то в незапамятные времена в этой избушке жили простые люди, но умерли – то ли от болезни, то ли от вражьей руки, неведомо. Поселилась тогда в этом домике странная бродяжка, именем Лерифель, и стала там жить. Тогда еще никто не знал, что она не из простых людей. Кто гнал ее, кто тайком есть приносил – ну, как водится. Сама она не пасла и не сеяла, а чем жила, непонятно.
Только вот пришла в один из годов лютая, студеная зима. Такая злая, что бревна в стенах от морозу лопались. Народ от печи отступить насилу мог, по нескольку семей в хате сбился и насилу те холода пережил. Говорят, мороз был такой, что плевок на лету замерзал и сосулькой в снег падал. Кому тогда до бродяжки дело было?
Как отпустила зима немного, вспомнили люди о Лерифель. Никто и не сомневался, что замерзла она в своей одинокой избушке на холме, а все ж нашлись охочие посмотреть. Быть может поживиться чем думали – кто их знает?
Подошли к срубу, слышат – шорох да шелест внутри. Никак живая? Стали отворять дверь, снегом заваленную, да едва приоткрыли ее, вылетели наружу мириады разноцветных бабочек. Словно цветные лоскутки, словно лепестки тысяч ярких цветов, они облаком разлетелись над селением и упали в снег, погибая от холода.
Как перестали селяне чуду дивиться да бояться колдовства, все же в сруб зашли. Внутри хижины тепло было, хотя печь давно угасла. Лерифель-бродяжка на лавке лежала, словно спящая, но дыхания в ней не было. Побоялись ее хоронить тогда, двери забили и до весны оставили.
Только стали бабы замечать, что мужики из тех, кто в хату ходил, ровно сонные да вялые стали. Ходят без дела, глаза в никуда смотрят, ночами на печи ворочаются да вздыхают тяжело. Есть стали мало, а про супружний долг и вовсе запамятовали. Тут уж поневоле забеспокоишься!
Приступили бабы к мужьям с допросами да расспросами крепко. Те отмалчивались да отговаривались, а потом и повинились. Стала к ним ночью Лерифель мертвая во сне ходить, да во сто крат краше и пригоже, чем живая. Засела в сердцах занозою, мысли заняла, ни о чем больше думать не дает.
Всполошился народ, как узнал о таком. Виданое ли дело – мужей отдавать мертвой бесовке, безвестной бродяжке, которую за распутство и не прибить даже? Бабы уж было хотели идти да сжечь поганую хату, да мужики им не дали. Решили совета у людей сведущих просить.
На ту пору проезжал через селение некий колдун. Вышли люди все, в ноги ему повалились, просят от негодницы Лерифель оборонить. Колдун сперва смеялся над ними, а потом решил таки посмотреть, что в избушке неказистой такого. Остался там переночевать, да насилу вышел наутро. Стали выхаживать его, да не выходили – через три дня помер. Успел нашептать только, что должно селянам выбрать промеж себя красивейшую девку, нарядить на выданье и в избе той поселить, а мужикам ходить к ней. Так, сказал, малой бедой от большой себя убережете.
С тех пор много лет минуло, много воды утекло. Местные бояться Лерифель давно перестали. Живет и нынче в домике том девица, в пеструю одежду обряженная, да всякого захожего привечающая как суженого. А по весне из дверей бабочки вылетают.


Культы

Главное в настоящем культе – тайна. Это практика не для всех и лишь «достойные» могут принять в ней участие.
Культ ставит во главу угла служение некоей сущности или их группе, целью которого выступает получение тех или иных преференций. Культы можно назвать договором эгоистов: обожествленная сущность нуждается в манипуляциях, которые могут производить ее последователи, а они в свою очередь собираются получить за это некое вознаграждение.
Многие культы существуют в подполье из-за того, что поклоняются отвратительным созданиям порицаемыми законом и обществом способами: например, кровавыми жертвами.
Иные же хранят тайны поклонения ради сохранения своего привилегированного положения – кому захочется делиться способами обрести силу и власть? Отдельные культы достаточно известны для того, чтобы быть запрещенными и преследоваться властями, как, например, рагазаниты.


Гортарн Аэдорна
Странный и страшный культ зародился, казалось бы, в самой неподходящей для подобного среде – в рядах механиков, архитекторов и инженеров города Аэдорн, в землях людей-подданных Рунной Шестерни.
Ныне это учение расползается равно в кавернах гномов и по землям Тентарии, а по слухам, его последователи уже перебрались через горы и наставляют тенебридов под закопченными сводами нертезеримских мануфакторий.
Культ Аэдорна вырос на древних корнях, смешав в себе невнятные отголоски тайн создания Машин, коими владели айлур, учение о Вещах, поведанное мехатеургами гномьих каверн и слухи о жестокой практике спиритомеханики в Нертезериме. Все эти знания, а точнее их обрывки, обьединил в единое целое некто Адальфер из Растиборнэ, бежавший из Тентарии механик.
В строившемся тогда Аэдорне этот мистик и оккультист положил начало тайному обществу, названному им гортарн. Вдохновленный своими безумными идеями, Адальфер учил, что ему открылись секреты бессмертия в машинном теле или каменных сводах зданий. Ему удалось вовлечь в свой культ многих влиятельных людей города и в итоге с их помощью внести значительные изменения в проекты зданий и оборудования.
Строительство мануфакторий оказалось окутано атмосферой секретности и липкого страха. Рабочие не понимали происходящего – бригадиры давали им странные указания, в раствор для кладки добавляли секретные ингредиенты, а ночами над фундаментами и стенами неизвестные проводили какие-то ритуалы. Те, кто не мог закрыть глаза на происходящее и пытался понять, исчезали или гибли в нелепых «несчастных случаях».
Обряды гортарна строятся на придании зданию «лабиринта» для последующего населения его душами создателей. С этой целью в фундамент могут помещаться тела жертв (оригинальный текст рекомендует замуровывать их живыми и снабжать водой и пищей до окончания стройки). В стены замуровывают особым образом обработанные основы, а иногда и Вещи, раствор для кладки в нужных местах пропитывают составами, которые при нагревании могут вызвать галлюцинации. Лабиринтом также становится уложенная вдоль стен проволока, имитирующая провода в руинах айлур, надписи «для духов» со внутренней стороны камня и элементы узоров и барельефов.
В конце концов желающие одушевить здание после окончания постройки кончают жизнь самоубийством в его стенах. Ходят слухи о том, что в Аэдорне эти опыты окончились успехом и Адальфер обрел то, чему учил.
Культ подвергся остракизму и официально запрещен равно в Тентарии, в Лайментале и в Нертезериме. Лайментальцы сочли его подражанием техноереси и поклонению Машинам, Братья признали практики человеконенавистническими и колдовскими, а в Нертезериме тенебры были в ярости от того, что их подданные вознамерились жить вечно.
Но разве не скроет искусный разум нужное в таких сложных для непосвященного вещах, как архитектура?


Религии

Учения с мощной философской базой, сводами законов или моральных норм, распространенные широко и поклоняющиеся Хозяевам Домов или сущностям равной силы. В случае с религиями не всегда сразу можно понять, к кому направлено их поклонение. Хозяева Домов, например, у разных рас и народов известны под разными именами и чтят их разными способами, хотя основы религии сохраняются неизменными.
Религии сумели подняться над культами и верованиями, заслужив одобрение властей и сравнявшись с ними по влиятельности за счет своей широты. Они дают своей пастве нечто большее, чем обьяснение непонятного или скоротечные дары милости божеств, они претендуют на знание сути и смысла самой человеческой жизни, на обладание тайной пути, который ведет всех к процветанию. Даже самые странные из религий Континента, которые могут показаться изуверством и безумием, имеют в ядре своем твердую основу для построения нового мира.
Религии обьединяют идеалистов и искателей истины, отчаявшихся, утративших смысл жизни и тех, кто жаждет революции. Если даже постулаты их расходятся в частностях, общая созидательная и движущая сила любой религии очень велика. Они подобны мощным ветрам, что поднимают человеческую пыль и несут ее навстречу завтрашнему дню.


Поклонение Виталису Подателю Жизни: виталисия
Учение это распространено повсеместно и многие знают историю о том, как на заре времен населял жизнью мир Вит-Виталис, создавший тела все существ, что жили и живут до сих пор. Его знают под многими именами, и в разных краях чтят по-разному, но есть единый закон для всякого истинно верующего в него – не убий.
Служители Виталиса – умелые врачи, с одинаковым искусством применяющие как целебные свойства трав и солей, так и плетения артефактов вкупе с сообразными случаю ритуалами. Они – помощники землепашцев и сведущи в астрономии и приметах, по ходу лун, веянию ветров и форме облаков они безошибочно определяют лучшее время для сева: ведь рост трав и злаков также угоден Виталису, ибо на них держится жизнь.
Часто посвящают свои труды этому богу повитухи, стараясь не допустить смерти матери или ребенка – и у такой никто не осмелится просить выводящие плод зелья. При церквях Вита в Тал Маэль часто обустроены приюты и богадельни, но ходят слухи о том, что некоторым из их воспитанников лучше было бы и не рождаться. Впрочем, лишь слухи.
Казалось бы, что может быть гуманнее? Но на поверку учение Виталиса зачастую оборачивается далеко не самой приглядной стороной. Этому богу угодна всякая жизнь, в любой ее форме, и потому даже на поле боя убийство в глазах верующих в него есть грех. Впрочем, Вит не осуждает тех, кто использует против врага любые другие методы. Превратить недруга в калеку, наделить омерзительными опухолями, исказить его Искру так, чтобы она превратила тело жертвы в бессмертную и вечно страдающую мешанину разнообразных органов – целиком витаугодный способ решить проблемы.
Недоброжелатели рассказывают о виталисийцах многое, и даже если часть этого истинна, религия эта уже не столь безобидна, как могло бы казаться. Так, последователи Виталиса охотятся за хрониками и летописями старых времен, большинство из которых сгинуло в Войне Костяных Дорог. Что они хотят заполучить, и какую память им хочется вымарать без следа?
В Тал Маэль, где вера в Виталиса особенно сильна, ходят слухи о том, что служители его, рыцарские ордена Белых Плащей, в своих удаленных обителях проводят страшные опыты над сиротами и подкидышами, а то и купленными у крестьян детьми, превращая их в омерзительных монстров.
В Тентарии шепчутся о тайнах подземелий Бальтурма, города, посвященного целительству. Говорят, что даже Братья не знают о том, куда исчезают жертвы неудачного лечения, а в окрестных лесах из щелей в скелетном камне слышны далекие крики и стоны отчаяния. Тех несчастных, что находят дорогу из тамошнего мрака, убивают пургаторы, принимая за нечестивых чудовищ – ведь тела их искажены последствиями неудачных обращений к Виталису.


Ереси и секты

Религия может быть очень хороша в своих идеалах, но не будем забывать, что несут ее слабые и непостоянные люди. Растекаясь по городам и весям, обьединяя страны, она сталкивается с местным колоритом, который способен сыграть с идеалами злую шутку. Не меньшая угроза таится и в религиозных лидерах, которые могут изрядно исказить первоначальные постулаты учения.
Так рождаются секты и ереси – искажения религий, находящие своих последователей среди их паствы. Ни с кем так яростно не борются религии, как с этими своими детьми. Проще признать правоту и право на существование поклонения другому богу, чем терпеть искаженное учение о своем.


Витра Арка
Поселения в предгорьях Млечных гор, на землях, известных как Тал Аламат, всегда страдали от набегов ароков. Неудивительно, что здесь зародилась одна из ненавистных виталисийцам ересей, известная, как Витра Арка.
Ее корни уходят в ритуалы поклонения опухолям, которые до сих пор признаются каноничными в некоторых течениях маэльской виталисии. Но Витра Арка зашла в этом отношении куда дальше, впитав странные веяния степного оккультизма и преобразив их в некотором смысле творческим образом.
Последователи Витра Арка владеют секретом создания особой субстанции, схожей свойствами с водами проклятых озер за кругом Кардахорта. Эта густая синеватая слизь, называемая ими витариоль, обращает существ из плоти и крови в особый род глишей, близкий к растениям.
Эти существа не нуждаются в пище и врастают в землю, словно гигантские луковицы из перекрученых подобий человеческих тел. Корни их пробираются глубоко в землю, а наружу произрастают мягкие кожистые листья, скрывающие мясистый ствол с цветками. Раскрывший завязь придет в ужас, ибо плоды внутри суть маленькие комки мяса, на которых растут уши, языки, хоботки и иные части тел.
Единственное, чего лишены они – глаз.
Сектанты Витра Арка дают им глаза, отделяя их от живых – пленных ароков или жертвующих глаз в плату за лечение.
Каждый из них надеется однажды стать священным растением и жить в этой форме вечно.

2 комментария

avatar
Богатая у вас фантазия, однако.
avatar
Спасибо за высокую оценку нашего скромного труда! :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.