Немного о социальном контракте

Пишу более книжный вариант своей системы, где шире описательная часть и текст более последователен. Вот, решил привести один из важных параграфов оттуда, который отражает мое понимание определения «социальный контракт»:

Между Мастером и игроками существует некая негласная договоренность – Социальный контракт. Это означает, некий обмен — игроки делегируют Мастеру полномочия управления игрой, соглашаясь с тем, что именно его решения по каждому конкретному вопросу игры считаются окончательными и они с этим согласны. Отсюда распространенная фраза: «Мастер всегда прав». Мастер взамен обязуется соответствовать возложенным на него полномочиям – управлять игрой и решать конфликты, не более того.

Не стоит думать, что Мастер становится по меркам мира всемогущим существом, царем или богом, которой обрушивает на головы персонажам несчастье за несчастьем, в конечном итоге уничтожая их. Хороший Мастер – это игровая среда, он должен стараться быть в меру беспристрастным и разумно использовать свою власть, для того чтобы игра получилась «достоверной» и запоминающейся.

Здесь мы подходим к самой сути Социального контракта — это своего рода договоренность, что Мастер не будет использовать данную ему власть для того, чтобы ею упиваться и демонстрировать свое превосходство над игроками, а будет пользоваться ею для того, чтобы достигнуть общей цели – провести хорошую игру.

Если вам попался Мастер, который явно злоупотребляет властью, отрываясь на игроках – это повод не заключать с ним Социальный контракт и не участвовать в его модулях, либо провести с ним беседу, договариваясь о правилах поведения. Однако, следует помнить о том, что мера восприятия у всех разная. Одно дело, когда Мастер идет на жесткие и непопулярные решения, которые сильно критикуются игроками – это может быть правильным, так как Мастер не может пропустить совсем все, что просят игроки, ведь он олицетворяет мир игры, живущий по своим правилам, и не на все из этих правил персонажи могут влиять. Другое дело, когда Мастер явно упивается своим величием и вседозволенностью, просто используя игроков – такой вариант действительно неприемлем. Грань бывает весьма тонка, важно это чувствовать.

21 комментарий

avatar
Дурацкий, наверное, вопрос, но: с какой целью ты написал этот пост?
avatar
Раньше такой раздел назывался бы "Что такое РПГ?", но сейчас моден "Социальный контракт". Biggrin
avatar
вроде пост на стену текста не тянет, а как я погляжу читать целиком было лень. иначе вопросы бы такие не появлялись.
avatar
>>Хороший Мастер – это игровая среда...
"Ленин - гриб, а еще - радиоволна".
Ахем. Дам непрошеный совет: почитать источники, откуда произошел термин "социальный контракт" и скопипастить текст оттуда. Первые четыре ссылки в гугл поиске на social contract rpg весьма достойны.

А если будет время, то можно и самого Руссо на эту тему почитать (гугль поиск без rpg). Там "трэш на угаре и угаром погоняет".
avatar
nonsense, прости, не уловил: это мне был ответ или кому-то ещё?
avatar
uac, и тебе и Меркуцио.
Владимир Абашкин, совет действительно совершенно непрошенный.
Agt. Gray, в разделе о том что есть РПГ речь о своем, а в этом речь о другом.
avatar
Я прочитал пост целиком до того, как задать вопрос. И, если что, мне действительно интересно, с какой целью ты его писал. Получить фидбек - это понятно. Но какой? Ты хочешь узнать, правильно ли ты понимаешь, что есть Social Contract? Насколько хорош текст? Насколько хорош ты? Что именно?
avatar
по-моему я четко написал - параграф отражающий мое понимание определения "социальный контракт", все, точка.
avatar
а почему собственно в тексте должен быть ответ на этот твой вопрос?
avatar
Меркуцио, что касается интересующей тебя части поста: я лишь озвучил то, что многие чувствуют просто интуитивно на уровне "я не хочу у него играть". почему важно это озвучить? потому, что игроку стоит подумать о своем собственном восприятии такого мастера. может тот как раз все правильно делает, а игрок просто хочет слишком многого.
ну и в любом случае лучше если игрок с мастером это обсудят! обоим польза, даже если они друг друга совершенно не устраивают - надо учиться слушать разные точки зрения, причем даже не обязательно для нахождения компромиссов, а для общего развития просто.
avatar
Да вот как-то нет.
avatar
Agt. Gray, сильный аргумент
avatar
Ну, а как еще? Разве только признать, что прочитаные тобой и мной книжки - непересекающиеся множества. Ну или что ты не совсем на мой коммент отвечаешь.
avatar
просто "что такое РПГ" - это более общий пункт, тут же речь уже об одной из деталей этого понятия
avatar
А я только порадовался, что на Имаджинарии этого нет. Прежде чем бездумно тащить термин, следует посмотреть его определение. Оставим в покое классиков, по отношению к ТРПГ этот термин был определен так: All interactions and relationships among the role-playing group, including emotional connections, logistic arrangements, and expectations. All role-playing is a subset of the Social Contract. И так как этот термин принадлежит к совершенно определенной школе, то его определение однозначно.
То, что описано выше может называться как угодно. При этом оно не будет являться социальным контрактом, а лишь некой его частью, совершенно не существенной, если честно.
avatar
nonsense, OK. Это, возможно, будет глупо, особенно учитывая несколько агрессивную реакцию на (не только) мои предыдущие посты, но всё же. Лично я бы воздержался от употребления неоднозначных терминов в правилах игры, которая будет доступна более или менее широкому кругу читателей. Причины уже озвучили Abash и Rigval.
Если ты всё же собираешься включить своё понимание социального контракта в текст правил, мне кажется, было бы разумно предварить этот текст словами "в рамках данных правил под социальным контрактом понимается то-то и то-то", или: "в понимании автора игры социальный контракт - это..."
Если тебя действительно интересует вопрос социального контракта, то я бы предложил ознакомиться со следующими материалами:
http://indie-rpgs.com/_articles/glossary.html (раздел Part One: the Big Model)
http://socratesrpg.blogspot.com/2012/03/what-is-social-contract.html
http://web.archive.org/web/20100616034848/http://www.treasuretables.org/2006/06/social-contracts-for-rpg-groups

*good samaritan mode off*
avatar
ну хорошо, если вам так дорого определение в свете его западной трактовки и не хочется путаницы, то я придумаю другой термин, во избежание когнитивного диссонанса у "более или менее широкого круга читателей".
а вот про несущественность я бы не говорил - это весьма существенная деталь, по крайней мере в российском обществе.
avatar
Нонсенс, твои советы - хорошие и актуальные на практике. Но от термина нужно избавиться, и, в первую очередь, не ради обиженных моделистов, а ради того, чтобы у тебя не было лишнего термина, который ниоткуда не следует, и никуда не ведет. Ни "контракт", ни любой другой, который ты ему придумаешь на замену.
Если у тебя не "мета-игра про ролевиков, которые в свою очередь играют в ролевые игры", то просто избався от него, а озвученные тобой рекомедации внеси в раздел "Как играть в РПГ" или, например, в "Советы ГМу и игрокам", в зависимости от того что у тебя там.
avatar
Мда, это меня обзывают Администратором ролевых игрищь.
avatar
Кто? 0_о
avatar
Agt. Gray, да, я тоже об этом подумал - проще действительно ужать до абзаца в контексте рассказа о мастере и игроках, плюсов от нового термина не будет. согласен.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.