Немного рассуждений об "общем воображаемом пространстве" на примере 7го моря.

На днях я буквально впервые столкнулся с крайне неприятной для меня ситуацией, связанной с тем общее воображаемое пространство игры оказалось внезапно ни разу не общим. Ситуация породила горячее обсуждение с другими игроками и мастером и оставила за собой вопрос — с чем может быть связано подобное?

Немного конкретики. Пару недель назад я с группой хороших товарищей начал кампейн по 7му морю, а точнее по быту придворной аристократии Монтеня (изначальное позиционирование). Партия представляет собой офицера-мушкетера, по случаю ранения отправленного в тыл для несения службы в столице (ваш покорный слуга), его младщего брата, мецената, увлекающегося наукой и щедро раздающего семейные доходы изобретателям и исследователям, и кастильского дворянина, который учит самую младшую представительницу семейства живописи, а также в тайне критикует политическое и общественное устройство Монтеня. Можно сказать, что стержень всего нарратива — это быт и проблемы аристократического семейства, прибывшего в столицу, пытающегося в ней освоиться и добиться чего-то при дворе.

Диссонанс возник в восприятии сеттинга. Оговорюсь, что все мы имеем определенный опыт в 7м море, правда с данными своими товарищами я до этого не имел удовольствия по нему играть. За две сессии у меня возникло определенное напряжение, связанное с тем, что я чувствовал себя немного не в теме. Конкретно же оно выражалось в том, что я видел в Монтене типичное государство XVII-XVIII веков с абсолютной монархией и характерными для того времени нравами и обычаями; в то время как остальная партия (в дальнейшем это подтвердилось) видела в нем некую «империю зла» (в плане конфликта тирании и свободы, власти и подавляемых, государства и общества), не лишенную, разумеется, своих лучей света в темном царстве.

Разница в подобном восприятии приводила, например, к тому, что я видел в конфликтах, с которыми сталкивался мой персонаж, явное противопоставление «гудового» крестьянства и маргиналов (включая преступность) «ивильной» аристократии. Более того, я заметил, например, что те же мушкетеры, представленные в сеттинге как бравые и благородные элитные воины, верные как Королю-Солнце, так и народу Монтеня, на игре были представлены скорее стереотипной шоблой ленивых аристократов-алкоголиков, не делающих ничего полезного, а лишь погруженных в затяжную кампанию против шлюх и вина с периодическим фуражированием крестьян с целью поддержания оной кампании. Должен заметить, что ситуация отягощается тем, что даже на уровне системы 7е море — это игра про «Героев». Совершение же «злодейских» поступков карается, в перспективе приводя к превращению ПИ в НПС. Я же оказался в ситуации, где мои действия, совершенные в соответствии с амплуа «офицера и дворянина», являются в разной мере ивильными, в то время как гудовыми являются скорее действия, совершенные в поддержку маргиналов (отрицательная репутация за запугивание и избиение разбойников, положительная — за «покрывание» контрабандиста). Отчасти это привело и к конфликту ожиданий — вместо игры за аристократию я, на мой взгляд, получил в не меньшей мере и игру про социальное противостояние и классовую борьбу.

Диссонанс привел к достаточно сильной фрустрации и последующему жаркому обсуждению. В ходе этого обсуждения выяснилось, что я основываюсь на некоторых «фактах», представленных в сеттингбуках, и сопоставлении их с нравами и моралью XVII-XVIII вв, в то время как вся остальная партия, включая мастера, скорее отталкивается от интуитивного представления об «общей этике» 7го моря, а также от общих визуальных и стилистических образов эпохи и её элементов, зафиксированных в книгах 7го моря, и дополняемых стереотипами масс-культа и классической романтической литературы. Все это вылилось в неприятную ситуацию, где я, несколько перегнув палку, даже поднял вопрос о своем уходе, что было не очень легко воспринято мастером, поскольку мой персонаж во многом является патилидером.

Вопросы следующие, дорогие имажинарцы:
— Сталкивались ли вы с чем-то подобным на своих играх?
— Чем может быть вызван подобный конфликт и расхождение ОВП?
— Что вы делали в подобных случаях и что посоветуете делать?

13 комментариев

avatar
Самым безболезненным вариантом мне видится тот, при котором игрок, обнаруживший что его ВП сильно расходится с ВП остальной партии и мастера, аккуратно (с мастерской помощью) выводит персонажа из игры и генерит нового. С учетом подстраивания под общепартийное ВП. Увы, «неугадайки» случаются. Опыт, в т.ч. жизненный, у всех разный.
avatar
Знакомо. У меня из-за этой фигни брат умер большой модуль по 7-му морю развалился.
В седьмом море на такое наткнуться проще чем где-нибудь еще. Сеттинг шире системы и сам по себе противоречив, в двойне противоречив когда опираются не только на сеттингбуки, но и то, чем он вдохновлен. Паша играет в голливудских мушкетеров, Петя в историческую драму, а Вася вообще осилил только раздел генережки и играет в D&D с мушкетами.
Тут единственное что можно попробовать — пытаться отслеживать эти тенденции и вовремя перенаправлять.
avatar
Если мастер делает какую-то фракцию однозначно злой, то в 7 море и вообще любой игре где предполагается игра условно доброй партией ИМХО она должна быть забанена на старте. Скажем в случае с Монтенью, если мастер пустил аристократа, то надо дать возможность менять систему изнутри, а не вынуждать становиться злодеем или убивать всю свою семью и друзей и все равно становиться злодеем.

Я бы посоветовал поговорить с мастером и уточнить, является ли Монтеньская монархия однозначным злом или же у ИП есть шансы что-то сделать без кровавой революции. В первом случае мастер редиска, персонаж злодей, генерь рилашьера или сочувствующего.
Во втором — почини систему изнутри пока рилашьеры не пошли легким путем меньшего, но не наименьшего зла, убив и виноватых и невинных, и просто плывущих по течению.

З.Ы. Играл монтеньским дворянином. Согласно книге Король-солнце спас маму, дядю и дедушку моего персонажа от угрозы инквизиции, потому он ему как минимум обязан. Хотя не одобряет его действий. Рилашьеры же очевидно просто хотят устроить кровавую баню и отдать Монтень на растерзание религиозным фанатикам из Кастилии. Чуть не свалился в злодеи, но метагеймовый разговор с мастером подправил ситуацию и корень непонимания был найден.
avatar
В итоге пришли к некоторому компромиссу.

Проблема в том, что игра изначально задумывалась как игра про быт аристократии. А её «ивильный» элемент был абсолютно не очевиден мне, и очевиден всем остальным.
Отчасти проблема, которую удалось детектировать, — это не невозможность играть аристократом, а те конфликты, с которыми мы сталкивались до определенных пор. Мастер слишком перебарщивал с элементом «классовой войны», а я не видел все возможные выходы, концентрируясь на антагонистичных вариантах решениях проблемы.
avatar
(отрицательная репутация за запугивание и избиение разбойников, положительная — за «покрывание» контрабандиста)
Лолчтоблин
остальная партия, включая мастера, скорее отталкивается от интуитивного представления об «общей этике» 7го моря
ну т.е. они, мягко говоря, не читали, но имеют мнение, хрен оспоришь
что посоветуете делать?
Бегите оттуда сломя голову.
avatar
Лолчтоблин
Справедливости ради, «запугивание и избиение» разбойников хоть и было продиктовано логикой персонажа, по форме было довольно жест(о)ким (особенно учитывяа, что разбойники — обнищавшие крестьяне), а сама проблема разбойников с точки зрения мастера не была решена.

ну т.е. они, мягко говоря, не читали, но имеют мнение, хрен оспоришь
Читали. Некоторые даже лучше, чем я. Вопрос в противоречивости сеттинга 7го моря, спорности некоторых моментов, и нарушениях стилистического единства. И если когда я играл и водил, то предпочитал опираться больше на книги, здесь мастер (и остальная партия) отдают предпочтение «не букве, а духу», то есть тем стереотипам, на которых основывается 7е море. Что безусловно создает проблему того, что стереотипы, тропы и клише прочитываются по разному, а об этих особенностях в изображении сеттинга стало известно только на игре.

Бегите оттуда сломя голову.
Ноуп =)
avatar
Учитывая, что 7море построено на клише из разных эпох, причем эти клише запросто могут конфликтовать друг с другом, в такой ситуации ничего удивительного. Перед игрой по этому сеттингу лучше все-же поговорить о том, во что вы сели играть. Потому что согласно замыслу это игра в прыгание по люстрам и черно-белых персонажей, а не в быт аристократии. Естественно, это не единственный способ, и в той компании, где играю я, сеттинг подрихтован под нормальный авантюрный роман, но мы об этом договаривались заранее.
avatar
Ну, строго говоря, оно про пиратов. Но как DnD не очень-то про подземелья и драконы, так и в 7м море черта-с два встретишь партию на корабле.
avatar
Это как это?
У нас вот вторую игру (не в смысле «сессию», а в смысле «игру») подряд на корабле народ обретается ;D
avatar
Как же так, сударь! Есть такая партия!
Просто, это должно обговариваться на этапе во что мы хотим играть.
Кампания, в которой я водился состояла из капитана судна, авалонского бастарда(меня) и кастильского дворянина-купца. Капитан изначально создавался с кораблем, да, и все наши истории, завязки так или иначе предполагали морские путешествия. Действия на суше разворачивались в Авалоне, Айзене, Венделе больше не успели доплыть пока никуда. Было много морских переходов, были сражения и на море. Мой персонаж вел дневник путешествия, он весьма витиевато написан, но если будет интересно кому, то могу выложить.
avatar
— Сталкивались ли вы с чем-то подобным на своих играх?

Да. бывало достаточно часто. Синхронизация игры очень важная часть, и у молодых мастеров иногда даже бывает что партия сгенеренная игроками не под бдительным оком с сгонянием палкой в одну пати сгенерит диаметрально противоположных по характерам элайментам персонажей, у которых прямо в описании классов будет написано, что перс игрока напротив заклятй враг тебя, твоейго вида, и твоего божественного патрона.
— Чем может быть вызван подобный конфликт и расхождение ОВП?

Разница в знаемой информации.
Все мы имеем какое то представление о реальной истории и мирах литературных произведений.
Противоположным такому является фраза мастера
— Вот первый из 15 томов в котором рассказывают про мой сеттинг, тут с 568по 614 страници рассказывают про дресскод региона в котором вы играете. Не забудьте вынести в конспект таблицу соответствий между цветами одежды, родом занятий, и знатностью семьи.
И прочие стены текста, которые рассказывают какой рукой нужно завязыват ьшнурки какому классу, на какой узел в этом максимально продуманном(тм) сеттинге

— Что вы делали в подобных случаях и что посоветуете делать?

Долгий разговор, он должен был быть перед началом игры, но увы. Если ответных действий которые устраивают нет, то ливать и искать что то другое. Ну или кушать кактус, сменить перса через боёвку, начать играть более раскованно, возможно перевести разговоры на боле метагеймовый уровень, познакомившись лучше с игроками вокруг.
avatar
Думаю, так или иначе все сталкивались с этой проблемой. Чаще всего проявляется при игре с малознакомыми людьми, реже при игре с друзьями. Просто друзья делятся друг с другом впечатлениями от книг, фильмов, так что зачастую имеют схожую базу образов, ну или по крайне мере знают от кого чего ожидать. И всё равно, даже в кругу друзей прежде чем создаваться стоит поставить сразу после вопроса во что играть, вопрос как вы это себе представляете. Потому что реконсируктор на Францию 17 века будет представлять себе Монтень иначе, чем человек, читавший только Трёх Мушкетеров
avatar
Решение:
1. Фиксация до игры уровня исторических аналогий или определенного уровня знаний ( потому что, играя в тот же WFRP игрок, знающий очень подробно мир, может задавить всех остальных)
2. Обсуждение промежуточных итогов и своих планов между играми. Если расхождения вскроется на этом этапе будет гораздо лучше, чем во время игры. И вы можете обсудить и прийти к общему представлению какого-то момента
3. Задание ориентира. Играем в духе дикого веста и поезда на юму, это очень разные установки
4. В процессе создания иметь общую концепцию партии
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.