Never Unprepared, впечатления



На DriveThru уже довольно долгое время в Hottest Items занятная книжка с длинным названием «Never Unprepared: The Complete Game Master's Guide to Session Prep». Это уже третья книга, выпущенная авторами с блога Gnome Stew. Первой была «Eureka: 501 Adventure Plots to Inspire Game Masters», второй «Masks: 1,000 Memorable NPCs for Any Roleplaying Game». Думаю, чему посвящены эти три книги, объяснять не нужно, названия говорят сами за себя.


Правда, если предыдущие книги были творением нескольких авторов, у этой он один — Phil Vecchione, один из авторов с Gnome Stew, ролевик с 30-летним стажем и IT Project Manager в State University of New York.

Книжка сама по себе небольшая, 130 страниц А5 формата. Примерно половина из них отводится на разбор подготовки по фазам и более подробное этих фаз описание, вторая половина книги посвящена тайм-менеджменту, инструментарию для подготовки к играм, подготовке в условиях ограниченного времени и тому подобным вещам. И, да, чуть не забыл, книга в большей степени посвящена подготовке к играм между сессиями, а не написанию приключения или кампании с нуля.

Начнем с тех самых фаз подготовки, которых автор выделяет пять: мозговой штурм (Brainstorming), отбор (Selection), осмысление (Conceptualization), запись (Documentation) и обзор (Review). Далеко не всегда мастер, готовясь к игре, проходит через эти фазы осознанно, порой они изменяют свой порядок или накладываются одна на другую. И, как утверждает автор, хороший мастер при подготовке должен не смешивать их в одну кучу, а уметь грамотно ими управлять. Каждой фазе посвящена отдельная глава, в которой соответствующая фаза довольно подробно разбирается, приводятся типовые ошибки, которые мастера совершают во время подготовки к игре, способы улучшения своих способностей, есть даже мини-тестики для оценки своих навыков. Далее кратко пройдемся по фазам.

Brainstorming. Здесь все более-менее ясно. Во время этой фазы в голове у мастера витают полуоформленные мысли, какие-то наброски сцен, диалогов, идеи локаций или NPC. С одной стороны, ничего сложного, с другой, есть куда стремиться. Автор рекомендует учиться «штурмовать»: делать это по команде, в любом месте и в любое время, наращивать скорость и тренироваться генерировать идеи в определенном направлении. Сам автор начинает штурм с вопроса: «А что бы мне устроить такого на следующей сессии?». При необходимости рекомендует позадавать самому себе дополнительных вопросов в духе «Чем будут заняты важные NPC?», «Что планируют делать мои игроки?» и т.д., а затем прислушиваться к ответам у себя в голове. Именно во время брейншторминга автор не советует «отбраковывать» идеи, а прислушиваться к ним ко всем, оставив сортировку на следующую стадию.

Selection. Здесь следует критически осмотреть все то, что было создано работой наших нейронов в предыдущей фазе, и откинуть явно лишнее. Каждую идею предполагается рассмотреть с точки зрения мастерских достоинств и недостатков, целей и нужд кампании, возможностей системы

Conceptualization. Тут идеи осмысляются и развиваются. Для того, что бы подстегнуть этот процесс, автор опять же рекомендует задаваться вопросами. Начать можно с самых простейших, производных от «Кто?», «Что?», «Где?», «Почему?» и «Как?», поочередно задавая их к каждой идее из тех, что у нас остались после второй фазы. Здесь же автор рекомендует продумать такие базовые вещи, как мотивацию антагонистов, союзников и локации, заранее разобраться с игромеханикой, которая будет использоваться на сессии.

Documentation. Базовый принцип здесь прост: записывать в первую очередь нужно то, в чем вы не очень хороши как мастер. Проблемы с описанием помещений? Значит, нужно заранее набросать на бумажке свое высокохудожественное описание и поглядывать на него в нужный момент. Ну и тому подобное.

Review. В этой фазе автор предлагает нам все, что мы выдумали и написали в предыдущих четырех фазах, критически рассмотреть с четырех позиций: корректора, на случай если у какого-то монстра AC оказался меньше, чем следовало бы; режиссера, если вдруг недооформлены какие-то сцены или в планах есть логические несостыковки; ну и плейтестера, что бы представить, как происходящее будет выглядеть со стороны игроков.

Описание вот этих пяти фаз, с пояснениями, советами и прочим, и занимает около половины книги. Целая глава посвящена выбору подходящих инструментов для записи идей и материалов к сессии, но чего-то революционного там нет: думаю, про Dropbox и Evernote знают почти все. Отдельная глава отводится под менеджмент своего свободного времени, для целей подготовки к играм автор советует составить свой индивидуальный рабочий график на неделю, определить в какие часы наиболее эффективно работает ваша голова, а потом на основе этого выделить под каждую отдельную фазу свой кусок времени в неделю.

В целом, о прочтении книги я не пожалел, и, скажем, разделение подготовки на пять фаз помогает упорядочить этот процесс у себя в голове, не пропустить в спешке обдумывание какой-нибудь важной детали и так далее. До этого времени я не читал ни одной книги, посвященной тайм-менеджменту, поэтому и все написанное на эту тему показалось довольно интересным (хотя, что греха таить, прочитать здесь мало, нужно, пожалуй, составлять расписание\графики и более ответственно следить за своим временем).

Теперь о проблемах, или, вернее, о некоторых ограничениях. Во-первых, многие советы, которые даются в книге, подходят скорее для линейного способа вождения, когда мастер заранее полностью продумывает сюжет и грядущие события. Думаю, совет в духе «Запишите на листе бумаги названия всех сцен в том порядке, в котором они будут происходить на сессии» подойдет явно не всем. Так что любители песочниц подчерпнут для себя из книги меньше, чем любители линейных приключений. И во-вторых, некоторые описанные в книги советы и подходы лично для меня – явный оверкилл. Скажем, если на неделе наметился неожиданный поход в кино, нужно свериться со своим графиком свободного времени и найти для подготовки новое место. Конечно, это мне легко рассуждать, как студенту с относительно большим количеством времени, у автора же жена, работа, дети, и сессии он водит раз в три недели.

Вывод. Читать можно и нужно, но с осознанием того, что далеко не все прочитанное окажется нужным лично вам. Впрочем, полезных советов и техник автор описывает довольно много, и набрать оттуда чего-нибудь для себя вполне реально.

13 комментариев

avatar
Да, книга очень хорошая.
avatar
да, мне тоже понравилось. Я тебе её кстати отдать должен=)
avatar
Я себе еще напечатал.
avatar
Интересно. Если бы на русском такая вышла, я бы купила. )
avatar
Отзыв обязательно прочитаю. *пометил*
А потом постараюсь и книгу осилить.
avatar
Книга, кстати, написана довольно легко и просто, осиливается быстро и без проблем.
avatar
Угу, спасибо, статья отличная.
avatar
Частично уже прочел. Его советы, к слову, подходят не только для вождения. Умение производить брейншторм в любой момент полезно везде.
avatar
ЗЫ Блог и другие книги автора тоже очень вкусные
avatar
Подскажите, а где-нибудь в торрентах ее найти можно? Если да — то где именно?
avatar
В DC++ можно, fifthheaven
avatar
Спасибо!
avatar
Добавил в wishlist. Спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.