Приглашение к обсуждению: немного философского бреда или в чем суть фанфиковости?

Недавно в ходе одного ну очень философского разговора мне рассказали, что у фикрайтеров(людей которые пишут фанфики) есть такое понятие как «ориджинал» когда фанфик пишется по своим собственным персонажам и своему собственному сеттингу, а не заимствует уже существующие. Это ввело меня в некоторое замешательство, т.к. я не нашел как сформулировать принципиальное отличие от обычного рассказа. С одной стороны- казалось бы ничем, но когда(если) ты читаешь «Сумерки» или «50 оттенков серого» то сразу понимаешь- перед тобой фанфик. Напрашивается мысль, что фанфик обязательно подразумевает Мэри Сью в главной роли- но это не так, есть множество фанфиков без Сью, меньше конечно чем с ними, но они есть и в них тоже узнаешь фанфик. Вторая мысль которая возникает- что фанфик должен быть наивным и примитивным, но это тоже не так, «Методы рациональности» например совсем не кажутся примитивными, «Астровитянка» Ника Горькавого тоже, хотя выглядит она явным фанфиком, в обоих примерах персонажи- Сью. Но во всех примерах чувствуется некий неуловимый «дух фанфиковости». В чем же он заключается? Я понимаю, что ступаю на очень скользкую дорогу пытаясь размышлять о таких категориях и такими методами, но ведь во всех этих примерах есть нечто, некая доминанта, которая подсознательно выделяется и говорит нам что литературное произведение перед нами является фанфиком.
Я не силен в филологии, но знаю что среди обитателей воображляндии хватает людей разбирающихся в тропах, литературных жанрах и другой подобной потебне, поэтому решил спросить здесь, в размышлениях на эту тему я предлагаю не стеснять себя в пустопорожней философии и резонерстве, что поделаешь- тема такая.
  • нет
  • avatar
  • +7

26 комментариев

avatar
Насколько я понимаю, часто ориджинал — это не отдельный «жанр», а один из тегов. Например, «HP/Original» — может быть вселенной Гарри Поттера, где действуют авторские персонажи (не обязательно Сью, просто не описанные в каноне).

когда(если) ты читаешь «Сумерки» или «50 оттенков серого» то сразу понимаешь- перед тобой фанфик.
Множества «плохая книга со Сью в главной роли» и «фанфик» сильно пересекаются, но всё-таки разные.
Сумерки — первое, но не второе, методы рациональности — второе, но не первое ;-)

Вообще, если говорить о неуловимом духе фанфика, то, на мой взгляд, это дух постмодернизма: хотя существуют фанфики, которыми можно наслаждаться не зная основного произведения, при чтении любого фанфика знание канона будет плюсом, т.к. авторы так или иначе играют с каноном.
avatar
это дух постмодернизма
Я бы даже сказал, «постмодернизмом в хорошем смысле этого слова». «Отрасль» фанфиков — это что-то вроде «применение постмодернизма в народном хозяйстве».
avatar
Министерство тяжелого фанфикостроения!
avatar
Например, «HP/Original» — может быть вселенной Гарри Поттера, где действуют авторские персонажи (не обязательно Сью, просто не описанные в каноне).
Если я все правильно понял, то «ориджинал» фанфики могут быть абсолютно независимыми произведениями использующими своих персонажей и сеттинг.
комментарий был удален
avatar
Не пали контору!
avatar
Всё просто. По сути чистый ориджинал-- не фанфик, а рассказ (роман, повесть и пр.), самостоятельное произведение. Но выкладывается он на ресурсе, посвящённом фанфикам, как правило, от автора, который пишет фанфики. И как-то выделять его из массы фанфиков нет особого смысла.
avatar
Но бывает что читая такой ориджинал не на сайтей с фанфиками, а на каком-то стороннем ресурсе- ты тоже понимаешь что перед тобой фанфик. Например как в случае с «Сумерками», «50 оттенками серого», «Астровитянкой»- почему так происходит?
avatar
Потому что произведения копируют структуру и стилистику оригинала, только серийные номера спилены.
avatar
У фанфиков есть некоторые характерные особенности структуры, стиля и композиции. ))

Например, «неполнота», «висение в вакууме», «пунктирность» — из-за того, что фикрайтер, с одной стороны, не может позволить себе пересказывать канон, а с другой — может рассчитывать, что читатель знает какие-то важные детали и о них можно не рассказывать. Это относится к деталям мира, но то же самое может относиться к персонажам: их характеры раскрыты в исходном произведении, райтеру нужно поддерживать consistency, но не нужно раскрывать характер.

В книжке это был бы недостаток, а в фике оно нормально, такие уж правила игры (реально, совершенно ни к чему в каждом фике по вселенной Толкина начинать с того, как в норе под землей жил-был хоббит).
avatar
Основная масса авторов фанфиков обладает схожей манерой повествования и построения сюжета. Однако эти черты не являются какой-то прерогативой авторов фанфиков, и ими могут обладать и те писатели, кто издаётся официально. Поэтому и возникает дежа вю.
Лично я не Сумерки, ни 50 оттенков не читала. Очень хочется: все о них столько говорят, одни приводят как пример первосортного дерьма, другие, наоборот, нахваливают. Но я сдерживаюсь, надо же оставаться оригинальной. )
avatar
методами, но ведь во всех этих примерах есть нечто, некая доминанта, которая подсознательно выделяется и говорит нам что литературное произведение перед нами является фанфиком
Я бы рискнул сформулировать как «Зависимость деривативы от успеха оригинапла». Причем «успех» может быть любой: популярность, творческая заслуга (яркие персонажи, ворлдбилдинг, сюжеты) или какие-то даже более узкие, технические достижения (типа универсальной формулы YAL-сюжета).
Вот, например, как произведение-результат, «50 Утёнков Сереньких» вроде бы уже с «Сопельками: Сагой» не связаны. Но мы-то с вами знаем...
И даже если фанфик будет очень удачным, он все равно тем или иным образом заимствует чужие успехи для достижения какого-то результата. Это, к слову, отличает фанфик любого другого постмодернистского произведения: он опирается на единственный оригинал (или на пару, если кроссовер), а не на целый пласт культурного материала.
avatar
Я стесняюсь спросить- что такое YAL-сюжет? Гугл выдает только одно значение слова YAL- распутно ведущая себя девушка в латино-американских странах.
Но, разве не больщинство современных литературных произведений полюзуются формулами сюжетов которые были созданы задолго до них? Например, сколько раз повторялась история про попаданца провалившегося в паралельный мир и обретшего там волшебную силу, друзей и переставшего быть лузером. Но они из-за чего-то не воспринимаются как фанфик, хоть и стоят на целом пласту культурного материала. Из-за чего так происходит?
avatar
что такое YAL
Young-Adult Literature.

Но они из-за чего-то не воспринимаются как фанфик, хоть и стоят на целом пласту культурного материала.
Чуть выше:
Это, к слову, отличает фанфик: он опирается на единственный оригинал, а не на целый пласт
avatar
А, ясно. Неправильно прочитал в первый раз.
avatar
Но, разве не больщинство современных литературных произведений полюзуются формулами сюжетов которые были созданы задолго до них? Например, сколько раз повторялась история про попаданца провалившегося в паралельный мир и обретшего там волшебную силу, друзей и переставшего быть лузером. Но они из-за чего-то не воспринимаются как фанфик, хоть и стоят на целом пласту культурного материала. Из-за чего так происходит?

Очень много зависит от подачи. Один и тот же сюжет можно подать как унылую пошлятину, и как глубокую, драматичную историю.
avatar
Прежде чем говорить о фанфиках и их духе, следует разобраться с терминами:

Во-первых, фанфик — это неправильное произношение. Правильное — фэнфик.

Fan fiction [ˈfænˈfɪkʃ(ə)n]
Почему так никто не говорит? Все привыкли.

Во-вторых, от какого словосочетания мог бы появиться жаргонизм, произносящийся именно как
fnˈfɪkʃ(ə)n ?

Мне на ум приходит только
fun fiction
Свои короткие зарисовки не относящиеся к НРИ я называю именно фанфиками, чётко осознавая — я графоманю для развлечения — поэтому fun. И это выдумка — fiction. И, да, они все — ориджиналы :)



Кроме того, о фэнфиках неплохо высказалась Схизма, процитирую:

Любой современный фанфик, какой ни возьми, следует законам документального, а не художественного изложения событий.

Это вот такая нынешняя закономерность, да. И это нормально, потому что мы привыкли воспринимать вымышленный мир как нечто, в чём не может существовать фантазия. Это звучит парадоксально, но это факт. Возьмите даже самый распрекрасный фик, и вы наткнётесь либо на прямое противоречие «канону» («профессор был не прав, всё было не так»), либо на буквальное следование авторскому тексту (за исключением, разумеется, самого того факта, которому, собственно, и посвящён фанфик: это может быть любовная связь между персонажами или какие-то дополнительные приключения, приключавшиеся с ними, но в том, что касается событий, уже изложенных автором, они в подобных фиках никогда не подвергаются осмыслению и творческой переработке, как это постоянно происходит с оригинальными художественными произведениями, описывающими мир не таким, каков он есть в действительности, а таким, каким он видится автору произведения).

Именно в этом и заключается вторичность фикрайтерской продукции, и до тех пор, пока фикрайтеры не отойдут от этих позиций, их произведения так и будут оставаться вторичными по отношению к «канону».

Почему фанфики Шекспира мы называем оригинальными произведениями? Да, потому что он подходил к авторскому произведению (в данном случае к итальянской новелле) со здравых позиций творца, а не с баснословным трепетом последователя.
avatar
Во-первых, фанфик — это неправильное произношение. Правильное — фэнфик.
Поздно, батенька, прокомпостировано. Зафиксировалось в языке фэндома как «фанфик».
Возьмите даже самый распрекрасный фик, и вы наткнётесь либо на прямое противоречие «канону» («профессор был не прав, всё было не так»), либо на буквальное следование авторскому тексту (за исключением, разумеется, самого того факта, которому, собственно, и посвящён фанфик: это может быть любовная связь между персонажами или какие-то дополнительные приключения, приключавшиеся с ними, но в том, что касается событий, уже изложенных автором, они в подобных фиках никогда не подвергаются осмыслению и творческой переработке, как это постоянно происходит с оригинальными художественными произведениями, описывающими мир не таким, каков он есть в действительности, а таким, каким он видится автору произведения).
Чо ваще? Вот это второе утверждение, про буквальное следование авторскому тексту? Она вообще фанфики читала?
С чего бы вдруг про все чохом фанфики говорить, что события в них «никогда» не подвергаются осмыслению и творческой переработке? Всё, гм, совсем наоборот: события канона постоянно в фанфикшене подвергаются осмыслению и творческой переработке.

Гонит, в общем, Схизма.
комментарий был удален
avatar
Добро утро, страна-воображляндия. Ты предсказуема.


афиксировалось в языке фэндома как «фанфик».
Да мне в общем то без разницы.

Гонит, в общем, Схизма.
Все недовольные могут сходить к ней в блог (благо ссылка дана) и объяснить ей в чём она не права, а не ставить минус мне за цитату и разъяснение термина >:-[
avatar
Все недовольные могут сходить к ней в блог (благо ссылка дана) и объяснить ей в чём она не права, а не ставить минус мне за цитату и разъяснение термина >:-[
Это не ко мне: 1) я минусов не ставила 2) не имею ни малейшего желания вступать в диалог со Схизмой.

Но аргумент «я лишь привёл цитату, если вы с ней не согласны — идите к автору в блог и спорьте там» какой-то странный.
Мы же о геймдизайне меж собой на Имке дискутируем, а не идём к Винсенту Бейкеру в бложек всей толпой излагать, как он не прав. И тут надо так же ж, я считаю.
avatar
Это просто цитата. От художественного редактора из Севастополя о фанфиках. Мне она показалась небезынтересной, тем более что я с ней согласен.

Конечно она весьма категорична, но я видел очень мало (на фоне противоположных примеров) фанфиков, которые действительно переосмысляют авторский мир с другой (художественной) позиции. Которые действительно подходят к вопросу с художественной точки зрения, а не хронологической.

Еще раз процитирую ключой момент цитаты:

но в том, что касается событий, уже изложенных автором, они в подобных фиках 1 никогда не подвергаются осмыслению и творческой переработке, как это постоянно происходит с оригинальными художественными произведениями, описывающими мир не таким, каков он есть в действительности, а таким, каким он видится автору произведения



1 — Подобных не означает всех.

И вообще цитата касается отличия ориджинала и фика!
avatar
Мне она показалась небезынтересной, тем более что я с ней согласен.
Ну тада аргументируй.

я видел очень мало (на фоне противоположных примеров) фанфиков, которые действительно переосмысляют авторский мир с другой (художественной) позиции. Которые действительно подходят к вопросу с художественной точки зрения, а не хронологической.
Чо ваще? Какая хронологическая точка зрения? Какая другая художественная позиция?
Фанфики — далее всё о них по моему опыту, опыт других людей может отличаться — берут авторский мир или авторских персонажей. С событийной линией фанфики обходятся весьма вольно. Сравнительно малая часть их рабски следует событиям канона, большинство отклоняется от них, если вообще их использует. Какая-нибудь модерн-АУшка по «Хоббиту» про флориста и татуировщика вообще может никак не использовать поход к Одинокой горе, а киберпанковая версия — сделать Эребор какой-нибудь мегакорпорацией.
При этом идейное наполнение, месседж, что ли, фанфика может быть близким к канону, далёким от канона — каким угодно.

Подобных не означает всех.
Да, только при этом Схизма через «либо-либо» разделила фанфики на две категории — в одних, типа, «профессор был не прав, всё было не так», а в других «события, уже изложенные автором, никогда не подвергаются осмыслению и творческой переработке». (NB: Именно Схизма использовала слово «события», а не «глубинные течения, формирующие мироздание», в данном контексте.)
Тогда как тех и других фиков меньшинство, а подавляющее большинство, проигнорированное Схизмой, лежит в интервале между ними: «кое-что было не так» плюс осмысление и творческая переработка событий канона, вплоть до ситуации, когда события канона все целиком отправляются лесом, а сохраняется, например, ценностная система героев, или их семейные отношения, или наличие какого-то конфликта (но сам этот конфликт далеко не обязательно будет тем, что в каноне) — много чего бывает.
avatar
события канона постоянно в фанфикшене подвергаются осмыслению и творческой переработке.
В том то и фишка, что события канона, то есть хронология.

Сам мир канона, сами глубинные течения, которые формируют мироздание, переосмысливаются крайне редко (не буду говорить за все фанфики, но я таких фанфиков просто не встречал… либо они уже переставали быть фанфиками и становились ориджиналами «по мотивам»)
avatar
мир канона, сами глубинные течения, которые формируют мироздание, переосмысливаются крайне редко

И лучше бы, этого не делали никогда. А то появляются потом всякие Черные книги Арды и Эру-суперкомпьютеры.
avatar
Не вижу ничего плохого в ЧКА или Эру-суперкомпьютерах. В конце концов подобное переосмысление дало нам «Последнего кольценосца» Кирилла Еськова!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.