Тактическое применение осла или плэй-тест Рьюутамы

Провёл-таки на выходных партию по Рьюутаме. В целом — весьма неплохо. Мне понравилось, игрокам пока тоже — проведу ещё одну и составим окончательное мнение (первые левела и игровых персонажей и ДМского мало что могут).
Далее будет некоторое количество подробностей (и пояснение про осла, которым пытались делать всё).

Во-первых, выдам предварительный вердикт по системе — боёвка убивает. К сожалению, ДМа и игроков быстрее, чем неписей и персонажей. В остальном всё понравилось.

Теперь, собственно, о том, что и кого я водил. Решив не останавливаться на каком-либо из немногих готовых модулей, существующих для этой молодой системы, я воспользовался возможность попросту собрать из зон-модулей карту окрестностей — в конце концов, если игра про приключения и путешествия, надо дать игрокам возможность попутешествовать между различными приключениями. Получилось что-то вроде приснопамятного путеводного камня из были — в определённые моменты путешествия по бескрайним травяным равнинам — вотчине Дракона Прерий, которого даже можно было найти — партия получала те или иные ориентиры, в сторону которых она могла направить свои стопы.

Стоит отметить, что в Рьюутаме ДМ не должен предоставлять игрокам карту, по которой они могут следить за своим путём — картографом по решению партии назначается один из игровых персонажей, рисование карты по ходу путешествия входит в его обязанности (он же, кстати, делает броски на определение направления пути). То есть ДМу, конечно, крайне желательно иметь реальную карту с информацией о зонах, но моя для данной игры, например, была экселевской табличкой, а не чем-то, что можно показывать людям.
Ещё одна обязанность выбираемого игрока (партийная роль «Лидер») — следить за инициативой и очередностью ходов в бою. Так что:
— Ээээээ… Книжник, а почему ходят враги, я же ещё в этом раунде не сходил?!
— Все претензии вот к этому парню!


Создание персонажей для оных путешествий проходит довольно быстро (даже учитывая, что на меня и троих игроков был, фактически, один рулбук). Благо и создавать-то почти нечего — собрать по кусочкам, расставить 4 цифры (сила, ловкость, интеллект, дух), выбрать класс (из 7) и тип (из 3), определить владению каким оружием перс обучен, а потом посчитать три производных (хп от силы и типа, мп (ментал поинты) от духа и типа, грузоподъёмность от силы и типа).
А вот далее начинались танцы с ценами и грузоподъёмностью — закупка личного и партийного инвентаря. Заняло три четверти генерации и показало партии, что даже одни «гогглы» на троих они купить не могут, нищеброды.

Стартовое количество финансов вообще жестко ограничивает игроков. На первый взгляд сумма в тысячу золотых монет кажется чем-то внушительным, но вопрос ценности золота в Рьюутаме встаёт ровно в тот момент, когда ты понимаешь, что оружие типа меч стоит 700, а лёгкий доспех 900… В общем, игра, конечно, не про файтеров, но, посмотрев на это, два игрока из трёх решили, что владеют оружием типа «безоружный/подручное» (охотник ещё взял владение луком… но не купил оный).
Вторым врагом желающего всего и побольше помимо цен является «Size» предметов — не столько вес, сколько неудобство в переноске (ибо может быть равным у большого плюшевого медведя и старинных часов с кукушкой — да, в правилах прописаны такие предметы инвентаря). Даже учитывая купленного партией ослика (pack animal стоит так же как топор — 500 голды), бочку с запасом воды тащил на себе один из персонажей.
Кстати, отдельно стоит отметить, что цены можно снижать (или увеличивать, но это не для нубов) указывая модификаторы для предметов (например, топор может быть gross и old, а ослик — loud с bad attitude).

В общем, ценовая политика Рьюутамы убрала murder из murder hobos. Что, отчасти, стало причиной того, что вместо боёв партия нубов оказалась способна максимум на драки. Что же вообще представляет собой боевая система Рьюутамы? Всё очень просто:
Кидаешь два куба (вообще почти все броски в системе — два куба по актуальным статам), сравниваешь сумму (твоё Accuracy) с инициативой оппонента, если выше или равно — ты попал. Да, тут нет броска на защиту — универсальным показателем является инициатива, определяющая и порядок хода и сложность попадания по персонажу — при этом можно тратить ход на реролл оной, Assess the Situation. Бросок на защиту может быть добавлен одним из артефактов ДМского персонажа — Багряного Дракона (Собственно, артефакты Драконов являются, по сути, активаторами опциональных правил).
Бросок на дамаг ещё проще — кидается один куб (зависит от типа оружия, кинжалы, например, наносят дамаг от интеллекта — видимо, надо знать меж каких ребер тыкать).
Казалось бы, всё быстро и просто (особенно, если учесть, что у низколевельных противников фиксированная инициатива может быть 5 — сложно не попасть по такому). Но вот тут в дело и вступает цена оружия. Дело в том, что тип владения оружием «безоружный/подручное» наносит дамаг в размере Сила-2 (для безоружного) и Сила-1 (для, скажем, стула). Игроки устроили драку с противником в чистом поле, никаким подручными средствами не озаботившись. И для двух партийных рукопашников бой стал чередой бросков на дамаг в стиле: "Кажется я его хильнул!" (1-2=-1) и:
— Эххх…
— Ндамс…
— Когда вы кидаете дамаг, смотрите на него и оба вздыхаете, я понимаю, что пока ещё полежу в отключке...

В общем, вместо быстрой укладки партией четверых таких же нубогопников, получился долгий мордобой с разрыванием одежды, оставлением синяков и превозмоганием (неписями) даже критических ударов:
— Ты, вообще-то, не очень драчливый парень и никогда специально бить морды не учился, но вот тут вспомнил легенду вашего аула, об ударе в висок, который позволял выиграть любую драку сразу, выбивая противнику глаз. Ты даже видел его пару раз в потасовках у того подобия трактира, что у вас было. Кидай два куба на дамаг!
— *Фэйспалм* Один и один минус два!
— Ну, ты даже уверен, что провёл удар правильно… но у этого гада такие крепкие бугристые височные кости, сросшиеся в районе переносицы!


В общем, боевую систему я пока считаю минусом Рьюутамы. Посмотрим ещё пару комбатов (партия вообще изначально порадовалась тому, что я не сделал ни одного обязательного боевого энкаунтера… но сама в игре решила нарываться).

Кстати, собственно о партии. Состояла она в этот раз из трёх персонажей:
Боевой (attack type) Охотник, гордый владелец сапсана, которого тщетно пытается обучать каким-либо командам, носитель бочки воды и самопровозглашенный лидер группы. Специалист по скрытному ношению птиц.
Магическая (magic type) Целительница, владелица воронёнка и единственный вооруженный персонаж в партии — хватило денег на кинжал.
Техничный (technical type) Торговец, пользователь ослика и, теоретически, самый социальный персонаж в партии, который вообще не парился социалкой.

Началось всё с того, что вот эти вот трое вышли из лесу, который был для персов первого левела тёмным и страшным, в безымянную деревеньку, которая ещё более запугана оным лесом (вплоть до того, что охота запрещена в принципе, дабы не прогневить Дракона Леса). Собственно, святилище оного Дракона партия базово и ищет, так как слышала, что Повелитель Зверей сможет сделать их питомцев почти разумными (характеристика пэта Clever, повышает его стоимость в три раза и позволяет выполнять более-менее сложные приказы по типу «Принеси мне ключи от камеры!»). Лес партия прошла насквозь, святилища не обнаружила (всё это по бэку, не в игре) и, опечалившись своему убожеству (и найденной деревне), отправилась в сторону ближайшего города, так как там по слухам был какой-то фестиваль (йеп, для тех, кто читал рулбук Рьюутамы — завязка базового модуля). Посмотрев, что идти предстоит через луга метровой травы, часть которой казалась весьма острой (ну вот так я объяснял возможную потерю половины хп при путешествии через эти grasslands — заодно описывая, что под властью соответствующих Terrain Dragons местность становится гипертрофированно соответствующей дракону), приключенцы решили принести Дракону Лугов жертву. Узнав, сколько в деревне стоит облезлая курица, было решено, что оно того не стоит — и Охотник отправился в стэлс-миссию. То есть, попросту в лес, который запретен для деревенских жителей, ловить какую-нить животинку. А потом был вынужден ночь, которую партия провела в выделенном им сарае, усердно прятать пойманную птицу от деревенщин — так как убивать оную планировалось уже в поле. Прятал, надо сказать, мастерски… чего нельзя сказать о проведённом с фэйлом ритуале зарезания птицы той самой острой травой, благодаря которому у Целительницы ещё три дня заживали порезы на руках (Injury 4). Посоциаливший до этого в деревне Охотник узнал о живущем неподалёку и явно не шибко любимом отшельнике-фонарщике (и проигнорировал слухи о лесных некогоблинах, похищающих детей — чего только об этом лесу не понарассказывают боящиеся туда войти), к которому партия и решила заглянуть, сделав крюк в пол дня. У него они смогли получить свой первый квест (в мире Рьюутамы есть традиция давать «квесты» ушедшим в «приключение» — да, мир по бэку благосклонен к приключенцам, и объясняется почему), встретиться с гостящим weazard'ом (не опечатка, а сеттинговое совмещение weather и wizard), пройти испытание силы воли (не игромеханическое) и не подсмотреть за сидящим в накрытой клетке маленьким Драконом Дождя (чем дали себе ещё день хорошей погоды), выклянчить подарок и пообщаться на тему того, что если сделать Королю Червей стальной череп, то можно будет пить из черепа Короля Червей).

Отдохнув ночь в гостях (Торговец принципиально ночевал в палатке на участке у дома), партия отправилась дальше до города — и снова ровно до первого отвлекающего фактора… С одного из направлений до них начал периодически доноситься странный свист, источника которого видно не было, так как погода испортилась, небо скрыли тучи, из которых изливалась на землю пелена дождя. Направившись в сторону источников звука группа вскоре (не дойдя ещё до «свистунов») обнаружила периодически попадающиеся в травяном поле кучки высоких стеблей, напоминающих молодые деревца. Осмотр Целительницей показал, что с верхушки каждого стебля был срезан какой-то плод, осмотр Охотником — что расположение самих ростков могло бы сойти за расположение следов какого-либо зверя… И тут партия, прикинув, что расстояние между стеблями составляет метров по двадцать, осознала, что может найти дракона. Правда, был совершен ещё один осмотр… Осмотр ослом. Нет, я не про Охотника, который его проводил, позаимствовав животное Торговца, я именно про животное. Птиценосцу почему-то захотелось выяснить, что будет если заставить осла есть эти стебли. Итогом (и результатом критфэйла на броске) стало получение Охотником дамага от резко разогнувшегося стебля и несколько настороженное отношение к нему осла.
Так или иначе, привлечённые потенциальным драконом, приключенцы пошли «по следам». Нашли же они вечером того же дня тех, кто срезал плоды со стеблей — какое-то отребье в лохмотьях (gross old clothing, учитывая модификаторы игромеханики) в количестве четырёх штук (два самых слабых человеческих противника hoodlum и два ослабленных (и как я рад, что это сделал базово, так как во время игры Рьюджин первого левела уже никак не повлияет на статы неписей) low-level criminal). Решив, что те тырят ИХ плоды, партия приготовилась к бою… Как именно? Охотник спрятался в высокой траве, Целительница скастовала заклинание, наполнившее окружающее пространство помимо шума дождя ещё и стрёкотом цикад (спелл, как бы мешающий концентрироваться магам противника) — что единственное заставило неизвестных кинуть восприятие и найти охотника, а Торговец… Торговец решил воспользоваться ослом. С заявкой в стиле: «Подхожу к ним так, чтобы можно было атаковать ослом.» Правда, приблизившись к, в общем-то, неагрессивным неизвестным, Торговец решил поднять один из срезанных ими плодов, что не вызвало восторга — ему решили помешать, но не атакой, а так «любя». Что, в свою очередь вызвало уже атаку со стороны партии. Итог мордобоя:
Со стороны неизвестных «бомжей» один сбежавший hoodlum, один оглушенный low-level criminal и два забитых кулаками трупа.
Со стороны партийных «бомжей» — вырубившая сама себя полной тратой Mental point'ов Целительница, забитый в отрицательные хэлзы (но живой) Торговец и оставшийся где-то в трети хэлзов Охотник.
Осёл в бою, ясное дело, был заюзан. В Рьюутаме перед каждой битвой игроки указывают несколько (5 для обычных боёв, 10 для «боссов» — на усмотрение ДМа) Objects — предметов, с помощью которых можно получить бонус на бросок атаки (единократно). Вот Торговец и пробовал атаковать противника своей массой, использую ослика как точку опоры. Безрезультатно. Другими предметами, если вдруг кому интересно, были сапсан Охотника, бочка с водой, неведомые стебли и лезвийная трава.
Лута кот наплакал, выделяется из него разве что стеклянная банка с давлеными в ней плодами неведомых стеблей. В общем, Охотник поставил лагерь, оттащил под тент сопартийцев, привязал к стеблям ослика и пленного гопника, после чего все завалились спать.

Тут сделаю небольшое пояснение о том, почему, имхо, Целительница при виде незнакомцев кастовала Цикад — от weazard'а они узнали, что он рассорился с какими-то своими коллегами, некоими жесткими методами отгоняющими сейчас дожди от города, в котором должен вот-вот начаться фестиваль («жесткие методы», видимо, были направлены против Погодных Драконов, это он не уточнял, но при этом таскал одного в клетке). Партия и решила, что встреченное ими отребье — маги-погодники.
На самом деле они были достаточно близки. Худлумы и криминалы некоторое время назад попытались гопстопнуть вэзардов на предмет «есть чо?», но быстро огребли в силу несоответствия левелов и были посажены, можно сказать, на короткий поводок — сейчас они запуганы магами и вынуждены выполнять для них всякую левую полевую работу. Вот, например, срезать плоды со следов Дракона Леса, который проходил по местным полям. Ибо если оставить эти плоды на следах на сутки, то они дадут эффект сказочного «бобового ростка» — вырастет гигантское растение, целая стена из которых посреди поля вэзардам совершенно не нужна, да ещё и гнать ветряных и облачных драконов будет мешать…

А вот партия осталась на ночевку возле того самого ростка, с которого ещё не были срезаны плоды. Очнулись они всё ещё в своей палатке, но уже на десятиметровом «листике», растущем из стебля, который раньше мог гнуть ослик. А сейчас ослик к оному привязан, чем немало шокирован, так как рискует сорваться вниз вслед за пленным, который был привязан там же…
В общем, дальше партия в лице Охотника умудрилась для успокоения животного вырубить осла и прицельно метать его в палатку к больному Торговцу, доказать, что наличие Магической Целительницы и свободного дня способно поставить на ноги кого угодно (а без Целителей или магов с заклятьем хилинга долго выживать на природе нубам тяжко), умудриться на гигантских ростках поохотиться («Мы съели пятнадцать кило землеройки!») и пособирать целебные растения (поднятые с поля, где раньше росли), а также быть ограбленными проходящей мимо воровской школой некогоблинов. С преследования оной по листьям и начнётся следующая часть приключения.

Отдельно отмечу то, что пока партии повезло не заблудиться. На листьях, впрочем, это будет сделать сложно, но надеюсь, что они за день догонят некогоблинов, посоциалят/пофайтятся, а потом будут стараться спуститься и таки дойти до города.

О городе, кстати, стоит тоже чуток рассказать. В Рьюутаме предлагается поселения генерить по принципу — кто из игровых персов что об оном слышал — указаны несколько пунктов, которые описываются игроками по очереди. Итак, что получилось в этот раз: городок населением в несколько тысяч человек, известный тем, что в нём находится огромная старинная пивоварня, самым качественным производимым товаром является, впрочем, не алкоголь, а гигантские ездовые куры, из-за чего в городе постоянно пахнет прокисшим пивом и курятиной, а основной опасностью являются… шлюхи. А мне теперь по этому их водить, если партия туда придёт, да.

9 комментариев

avatar
но, посмотрев на это, два игрока из трёх решили, что владеют оружием типа «безоружный/подручное» (охотник ещё взял владение луком… но не купил оный)
Интересно, у меня игроки накинулись на копья, потому что урон — Сила+2 и стоит дешевле всего. Правда потом очень долго выясняли, как утащить всё желаемое без покупки животного или как купить животное без потери чего-то крайне необходимого.
avatar
Копьё (только таки Сила+1 у них урон) было в генерации и закупках у четвёртого игрока (Техничный Крестьянин с Силой и Ловкостью на 8, а также взятым навыком из другого класса — Crafting со специализацией на кулинарию по допправилу из конца книги). Но его на этой игре не оказалось, он пойдёт в другой компании, где я планирую уже чуть-чуть прокачанного Рьюджина использовать.
avatar
только таки Сила+1
Да, конечно, там опечатка.
avatar
самым качественным производимым товаром является, впрочем, не алкоголь, а гигантские ездовые куры

avatar
Подоплёка в том, что арт из рулбука Рьютуамы напомнил тем, кто играл, Ragnarok Online. Хотя, имхо, пеко-пеко скорее ездовые туканы/попугаи.
avatar
А у меня первая ассоциация с чокобо.
avatar
Как и у большинства, поэтому я и решил пояснить, что речь, на самом деле, шла не о них.
avatar
Спасибо за отчет.
Вот Торговец и пробовал атаковать противника своей массой, использую ослика как точку опоры.
Gym-kata?
avatar
Ну, лично я не представляю себе, как в действительности должна выглядеть эффективная атака с использованием осла, но… если игрок явно уже минимум полчаса хочет что-то сделать, лучше дать ему это сделать. Сам, скорее всего, потом будет думать о том, нафига вообще этого хотел.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.