Возвращаясь к двоеверию

Итак, идея такова. Допустим, есть псевдославянский сеттинг времен домонгольских, где особенное внимание уделено религиозному аспекту — двоеверию. Таким образом, в зависимости от выбранной веры, язычества или христианства, герой получает ряд способностей, то есть выбирает один из классов, связанных с его мировоззрением.

Чтобы избежать вопросов вроде «почему нет класса скоморох или тать?», скажу сразу, что это просто концепция, к тому же вместо слова герой предлагается употреблять термин богатырь, а какой же богатырь из вора? Впрочем, богатыри бывали разные, так что это еще предстоит обдумать.

Каждый богатырь помимо обычных характеристик вроде Силушки и Здоровьюшка будет иметь Веру, которая прямо влияет на все его сверхъестественные способности, отличающие его от прочих людей. Впрочем, только что появлялась идея сделать Веру или аналогом уровня, или даже маны.

Еще важный момент в том, что язычество и христианство не зло и добро и даже не темный и светлый принцип, просто это разные подходы к жизни, хотя про принципы уже ближе к идее.

Итак, богатыри. Языческие:

Оборотень — сильный воин, который может превращаться животных, хорошо ориентируется на местности, имеет находить общий язык с дикими тварями их дикого леса.

Волхв — служитель старых богов, имеющий одну или несколько сил вроде прорицания, обращения проклятий на головы врагов и все такое прочее.

Ведун — в первую очередь он просто мудрец, знающий многие тайны этого мира, чем и заслужил свой авторитет. Также ведуны часто разбираются в травничестве.

Христианские:

Витязь — воин, защищающий людей от разных чудовищ. Он бесстрашен, поскольку стоек в своей вере, поэтому ему не составит труда выйти один на один даже со Змеем.

Монах — странствующий проповедник и чудотворец, но в первую очередь крайне уважаемое и авторитетное лицо, известное своей мудростью и благочестием.

Больше я пока не придумал, хотя идеи так и кружатся в голове.

Магия не будет состоять из огнешаров, скорее она видится мне предметной, ритуальной, также связанной с божественной силой.

49 комментариев

avatar
У язычников тоже должен быть какой-нибудь воин, благо воинская культура язычников нам хорошо известна.Лучше его витязем назвать (слово древнее), также годятся богатырь или дружинник.
Различие волхва и ведуна надо бы прояснить.
С тем, что никакие тати не нужны, я согласен. Добавить можно бояна (игра на гуслях, учтивые манеры-«вежество» и т.д., скорее всего язычник?)и гостя-торговца (в те времена торговля — занятие опасное). Вот гость точно может быть и язычнком, и христианином, так что кажется бессмысленным жестко увязывать такие «классы» с религией. Христианам можно расширить концепцию монаха, разделив ее на несколько «классов».
И да, христиане и язычники вместе ходят приключаться или врозь?
avatar
А разве оборотень не воин? Кроме звериной формы можно дать еще ярость берсерка.
Волхв жрец богов, работа у него такая, а ведун от слова ведать. Клирик и маг, короче.
Боян хорошая идея, кстати. Думал еще сделать «двоеверов», которым мораль и религия не важны на самом деле. Вот в этой категории можно и гостя, и татя, и дружинника.
Думаю, если не фанатики, то вполне могут и вместе ходить.
avatar
Кстати в былинах Вольга, который оборотень, вообще оружием не пользуется (единственный из богатырей). Так что мне кажется, что даже если и не запрещать оборотням оружие, языческий воитель — совсем другой «класс».
Ну например дождь вызвать или молнией в противника шарахнуть — это волхв? Ведь он же богов просит, а не сам это делает… А ведун больше травами занимается? Кто кровь останавливает? Кто заговоры использует (которые по сути молитвы, а иногда и с жертвами?) Вобщем, еже думать надо.
Тут еще важно понять, что они вообще делать будут и как должен выглядеть стандартный отряд приключенцев. В былинах обычно только один ьогатырь действует, так что основная проблема не создать много «классов», а как-то их объединить общим занятием.
avatar
А почему нужно чуть ли не буква в букву следовать былинам?
avatar
Возможно тебя наведет на какие-то интересные мысли «Храбр» О.Дивова.
avatar
Я предпочитаю былины :). Нынешние переосмысления в большинстве случаев ужасны.
avatar
В мой огород камень?
avatar
«Литературные» переосмысления, я имею в виду.
До тех пор пока русский Толкиен не напишет по былинам русский «Властелин колец» при создании игры лучше на былины ориентироваться. По крайней мере большая часть твоих идей каким-то образом с былинами соотносится.
avatar
Забавно, что в Седьмом Море, которое в плане Уссуры довольно клюквенное (но не сказать, чтобы это было совсем плохо), можно собрать все эти архетипы. Правда, оборотень там немного кривоватый получается местами.

ИМХО, я не думаю, что идея называть всех персонажей богатырями хорошая. Данное слово всё же относится больше к личностям вроде Ильи Муромца со товарищи.
avatar
Богатыри сильно разные были, как уже сказано здесь. Так что почему бы нет?
avatar
Демонику посещала идея спейс-оперы на основе всего этого былинного эпоса. Стал собирать информацию. Был удивлен, какое количество былинных героев существует, а так же интересным оказался тот факт, что богатырь — это не только чувак с палицей, Садко, например, тоже из из числа. Чурило Плёнкович тоже тот еще кадр
герой русских былин, представляемый в них как типичный щёголь-красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», заезжий Дон-Жуан.
avatar
А есть ещё хипстер Дюк Степанович, который приезжал в Киев, чтобы щапить-басить в дорогой одежде.
avatar
Еще можно вспомнить момент, когда Добрыня вражеского царя в шахматы (или тавлеи) обыгрывает. Вообще в былинах в шахматы и тавлеи довольно часто играют.Надо бы это как-то в игре отразить.
avatar
Надо ли? Скорее это просто показатель того, что богатырь не только мечом или палицей махать умеет, но еще и умом не обижен.
avatar
Я к тому, что навык «игры в тавлеи» в игре нужен. Отдельный «класс» «шахматистов» выделять смысла нет.
avatar
Это если в игре вообще будут навыки как таковые ;-)
avatar
Ну изначально планировали создавать подобный сеттинг по ГУРПС. Мне кажется, это удобней, чем создавать новую или перерабатывать какую-нибудь сеттингозависимую систему. Хотя, конечно, тут на вкус и цвет. В конце концов, в хороший сеттинг можно по разным системам играть.
avatar
Я и не настаиваю на системе, просто излагаю идеи. Конечно, лучше сеттинг, чем система с нуля.
avatar
Если делать классические триады «воин — жрец (тут скорее социальщик) — маг», то тут христианскую триаду может замкнуть, как я понимаю, летописец. Типаж учёного-книжника, который тоже обладает знаниями мистического приложения (как ведун), но при этом более технико- и человеко-, чем природоориентированными. Вместо травничества — «книжная премудрость» и, возможно, социальный момент: писаные законы, знание родословных и принципов наследования…
avatar
Вообще если говорить о двоеверии, то его суть совершенно противоположна предлагаемому разделению. Двоеверие означает не то, что две разные веры сосуществуют в одной стране, а что они сосуществуют в одном человеке. То есть, для отображения двоеверия нужно не разбивать классы на языческие и христианские, а собирать их двух кусков — языческого и христианского.
avatar
Мы таки знаем.
avatar
Тогда почему делаете строго наоборот?
avatar
Потому что хотим сделать героический сеттинг, где разные веры борются за влияние. А вариант выше предполагает нечто вроде внутренней драмы персонажа, который никак не может определиться.
avatar
Ну, это совершенно необязательно, двоеверие обычно довольно органичная штука. Илья Муромец никакой внутренней драмы не испытывал, что не мешало ему принять в дар силу и от калик перехожих, и от Святогора.
avatar
В общем, это не совсем то, как я бы хотел видеть.
avatar
А, ну ок.
avatar
Хотя можно сделать некую шкалу веры в одно и другое, смещение по которой из-за поступков будет ослаблять или усиливать соответствующие способности.
avatar
а жаль.
avatar
Я таки думаю, что это название очень «рабочее» и его потом еще не один раз поменять можно будет.
avatar
По-моему, нужно сначала хорошенько прописать философию «христианства» и «язычества», а уж потом делать классы.
avatar
Что я думаю по поводу христианской и языческой философии (могу ошибаться, да и вообще поменять не сложно):
1. Языческие боги неотделимы от природы, христианский — явно отделен;
2. Язычники горды, ценят честь выше жизни, предпочитают самоубийство плену, в христианстве гордыня и самоубийство грех, смирение — добродетель;
3. У языческих волхвов нет четкой структуры, но они считают себя важнее князей, христианская церковь — сильная организация, но князьям подчиняется;
4. У язычников злыми считаются только духи, нечисть или бесы, с которыми воюют и которых побеждают боги, но есть также темные боги (например Морана, богиня смерти), которые опасны, и к которм без крайней необходимости за помощью лучше не обращаься, и которые как-то связаны с бесами (вроде как у скандинавов с Локи и Хель асы не воюют, а с Фенриром и Мировым змеем — воюют), у христиан отношения между богом и дьяволом я не понимаю.
5. У язычников жесткое, близкое к кастовому разделение общества, но к рабам отношение хорошее, у христиан нет жесткого расслоения (конюх может стать императором), и нет рабов-христиан, но к рабам-язычникам отношение жестокое.
6. Язычники приносят богам жертвы, иногда и человеческие;
7. Христиане считают свою веру единственно правильной, рассылают миссионеров и ходят в крестовые походы, язычники так не считают, и в походы на соседей ходят без религиозного обоснования.
Да, под христианами я тут понимаю византийцев. Придерживавшиеся «крещеной веры» двоеверы часто имели совсем другие философские взгляды.
avatar
Могу половину точно оспорить.
avatar
Давай :)
avatar
А мы говорим об идеальных вариантах религий или о том, как оно на самом деле бывало?
avatar
Об идеальных с точки зрения персонажей (т.е. живых людей века 10). Язычество с точки зрения волхвов, христианство — с точки зрения высших византийских священников.
avatar
Вопрос сложный, поскольку точка зрения у каждого разная.

1. Да.
2. И что, никто из язычников в плену не сидел? Вообще не связанные вещи. А еще не нужно путать гордость и гордыню.
3. Не согласен. Где доказательства?
4. Ну если не понимаешь, то, возможно, не стоило вносить этот пункт?
5. Это в Индии, что ли?
6. Это точно.
7. Тоже не вполне согласен. Хотя в целом примерно так.
avatar
2. Ну про предпочтение самоубийства плену у воинов-русов писали и арабские, и византийские авторы, достаточно подробно. В древнерусских летописях от этого осталось Святославово «Мертвые срама не имут!». Это, впрочем, скорее всего только к воинам относится.
3. Про то, что «знахари ставят себя выше правителей» у русов пишут арабы. На Рюгене была похожая ситуация, у кельтов, насколько я понимаю, тоже. В то же время про жесткую организацию волхвов или ждруидов мне никаких упоминаний не попадалось. У скандинавов вообще жрецов не было, но это немного другой тип язычества. Христиане же имели четкую,, бюрократическую структуру и подчинялись верховной светской власти со времен Константина Великого. Да, на Западе была борьба пап и императоров, но это от слабости светской власти. На Руси и в Византии никогда такого не было, церковь в большинстве случаев была князьям покорна. Есть гипотеза, что правители-язычники именно из-за этого христианство и принимали.
4. Может лучше ты мне объяснишь, если я не понимаю?
5. Нет, строй, близкий к кастовому (сначала из трех групп — жрецы, воины и работники, потом к ним добавились холопы) был еще у индоариев, подобный зафиксирован у кельтов и саксов, есть некоторые указания на его наличие и у славян. Подобное разделение в Западной Европе в Средние Века, хотя и менее жесткое — наследие кельтов, в Византии ничего подобного не было. Пример с конюхом-императором реален, см. Василий Македонянин.
avatar
Давай ограничимся только Русью, а то слишком много выходит вариантов.
2. Святослав это вроде как сказал касаемо битвы до конца, а не про самоубийство. Все же вещи разные. Ну вообще пример такой странный, на войне как на войне, всяко бывает.
3. Такой жесткой структуры как церковь, конечно, не было. По той простой причине, что язычество в виде пантеона существовало только при князе Владимире и не очень долго, а так это вроде совокупности местных верований, что нам для игры не очень удобно. Но это не говорит о том, что жрецы не были выделены в отдельное сословие со своей структурой. Принял Владимир христианство по многих причинам, но тезис «всякая власть от Бога» и наличие четкой доктрины в противовес указанному языковому пантеону явно сыграли свою роль.
4. В православии немного мутно. Типа Сатана от Бога независим, но Бог столь силен, что может его в любой момент уничтожить. Но не делает этого потому что свобода воли, его право быть злым, как и право человека.
5. Тут у нас родовой слой только разлагается, так что не могу согласиться насчет славян.
avatar
0. Про русское язычество слишком мало известно (к сожалению), что бы можно было без аналогий обойтись. Все-таки все языческие религии индоевропейцев из одного корня происходят, так что белые пятна можно за счет других религий закрывать.
2. Конкретные цитаты нужны? Я вот скорее не могу вспомнить, когда бы русы в плен сдавались, имея возможность для самоубийства. Кстати в былинах самоубийство — вполне допустимое действие, и некоторые положительные герои так кончают, что христианскому мировоззрению противоречит.
3.1.
язычество в виде пантеона существовало только при князе Владимире
скорее всего нет. У руси, как народа, единый пантеон точно был. Был ли он таким же у всех славянских племен — более сложный вопрос. Идея о некой «языческой реформе» Владимира довольно странная. Летопись говорит только о строительстве нового святилища.
3.2.
тезис «всякая власть от Бога»
стоит скорее противопоставить независимому от князей и очень влиятельному, хотя и не имеющему четкой структуры «сословию» волхвов, чем различным верованиям местных «племен».
4. В язычестве, как мне кажется, тоже. Для сеттинга важнее всего выдумать, куда религии определяют богов (или бога) других религий. Тут с христианством все понятно: «боги язычников — бесы», то есть слуги Сатаны. В двоеверии языческие боги отождествляются со святыми (например Перун с Ильей Пророком). А вот в язычестве не знаю. В Колобжеге (польское Поморье) волхвы предлагали поставить кумир Христу на общем капище, то есть за бога его признавали. Правда за светлого или темного — не знаю. А вот как язычники к Сатане относились — совсем неизвестно.
5. С «родовым строем» (ты же это хотел написать?) в советские учебники. Во-первых, ты по-человечески что сказать хотел? А во-вторых, у индоариев «родовой строй» даже распадаться не начал, а касты уже были, это где-то 2000 лет до н.э. Касты — они же и значат, что к сословию относится род в целом, а не каждый человек по отдельности.
avatar
Не охота разводить холивар, и так хватает. В христианстве я специалист (по образованию), в язычестве разбираюсь хуже, так что спорить не буду.
Тем более что вопрос был насчет сеттинга, а не истории.
avatar
Ну я в язычестве разбирающимся могу себя назвать, как по мировоззрению, так и по области научных интересов. Я, скорее, наоборот в христианстве хуже разбираюсь, так что мне скорее были бы интересны расхождения в позициях по христианскому мировоззрению.
А сеттинг мне все-таки исторически достоверным, пусть и фентезийным создать хочется.
Если вопросов по мировоззрению и философии болше особых нет, то следующий вопрос — язычники или христиане правы. Хорошо бы, что бы обе религии были частично правы. Можно на позициях двоеверия («крещеной веры») основываться. Если хочешь, могу тебе и антихристианскую позицию (части) современных «родноверов» высказать.
avatar
В каком смысле правы?
avatar
В смысле мироустройства. То есть как действительно был создан мир, чьи боги на самом деле есть и куда попадают души после смерти. Теоретически, можно это не обговаривать, но мне кажется, что это намного облегчит создание сеттинга.
avatar
Вот как раз тут лучше позиции того самого двоеверия и использовать, я приводил цитату из Нестора про наши и ваши боги.
avatar
Цитирую сам себя:
Стоит понимать, что это христианская пропаганда, конечно. Настоящие боги язычников были не только под землей, но и на небе (например, Перун). Да и сами Земля и Небо наверняка были богами.
Это никакое не двоеверие. В двоеверии языческие боги отождествлялись со святыми, а не с бесами.
avatar
На что можно ответить, что это языческая пропаганда.
avatar
Какая языческая пропаганда веке так в 15-16? Хорошо бы по двоеверию хоть несколько статей почитать, например «Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского» www.krotov.info/history/11/uspensky/uspen_00.html
Можно, конечно, и «язычскую пропоганду» почитать, там все несколько радикальнее: «Язычники крещёной Руси», www.litmir.net/br/?b=111478
Ссылки на источники в том или ином виде везде представлены.
avatar
Не в порядке дискуссии, а в порядке дополнения-- что-де я думаю по этому поводу. Я религию рассматриваю прежде всего как попытку человека объяснить себе устройство мира и выработать в связи с этим законы общества. Таким образом, любая религия для меня-- это философская часть, свод неких моральных законов (не убий, не укради и пр.) + мистический пласт, который объясняет, откуда возникли эти законы. Мистический пласт я в расчёт не принимаю, только мораль. Так вот, теперь по теме:
1.Согласна. Христианство-- явление более позднее, а потому его философия центрирована на человеке и людском обществе, а не на природе.
2. Согласна. Вообще, это-, по-моему, главное отличие. Язычество в определённой степень-- культ силы. Сила-- добродетель, слабый умирает. Христианство ставит во главу угла сострадание и совесть. Я говорю об «идеальном» христианстве, на деле-то большинство и после принятия христианства жило по праву сильного, но именно христианство выдвинуло парадоксальную для языческого мировоззрения идею о том, что можно быть униженным и мёртвым, но победившим.
3. Не совсем. Римский папа, как митрополит, обладали большим влиянием на светскую власть. Я бы не сказала, что в этом отношении язычество и христианство сильно отличаются. Есть духовная власть (священники и волхвы), есть светская (князья), есть сложные отношения между ними.
4. Я бы сказала иначе: у христиан есть фигура, которая олицетворяет абсолютное зло-- дьявол. У язычества система более сложная и более приземлённая: даже «злые» боги-- часть мироздания.
5. По мне, так в этом отношении христианство и язычество не особо различаются. Особенно в случае славян.
6. Христиане отличаются в основном тем, что не приносят в жертву животных и людей.
7. Да. Для христиан есть одна истина, остальное-- ложь. Язычество в этом отношении менее придирчиво. На деле люди просто-напросто научились оправдывать шкурные интересы некой «истиной» и нашли это очень удобным.
avatar
Насчет пункта 3:
Все таки между христианским «вся власть от бога» и языческим «мы утопили в этом болоте трех конунгов, не послушаешь нас — четвертым будешь» (это, правда, Швеция), значительная разница.
Во всем остальном мы вроде бы согласны.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.