"РРИкон: секретные материалы" - отчет организатора


В минувшие выходные в Екатеринбурге прошел очередной фестиваль настольных ролевых игр «РРИкон: секретные материалы», и теперь настало время отчета. Всякий раз, как об этом заходит речь, я теряюсь и не знаю, о чем же писать. То ли об играх, в которых удалось поучаствовать, то ли о том, как мы всё это организовывали, то ли о планах на будущее. Так что пусть будет всего и понемногу. Предупреждаю сразу: это не анализ ошибок и проделанной нами работы. Это просто описание фестиваля с точки зрения организатора, не более того.

Но если забегать вперед, то фестиваль был замечательным. Не таким крутым, как «Зимняя сказка», но все равно отличным. Я бы рад сказать, что причина этому — точное планирование и согласованная работа команды, но нет — решающими факторами оказались собственная изворотливость, удача и отзывчивость людей, с которыми мы работали.

Начальные условия

Не вдаваясь в подробности о долгих приготовлениях, просто перечислю, чем мы располагали к моменту начала фестиваля и в каких условиях проходила его подготовка. В нашем распоряжении были:
  • Команда из четырёх человек: Я, Никита Калинин, Алексей Дедюхин и Валентина Полярная. Было еще несколько человек, которые оказывали нам помощь и поддержку, но именно эти люди были командой организаторов.
  • Площадка фестиваля — молодежный центр «Глобус», с которым мы давно сотрудничаем.
  • Спонсоры призов фестиваля в виде магазина настолок «Лепрекон» и магазина GotComics.
Казалось бы, есть все необходимые компоненты, что же еще нужно? Много чего, на самом деле. Например, нужно несколько конкурсов для участников — причем не только опытных игроков, но и для тех, кто заглянул из чистого любопытства и с играми знаком не очень хорошо. В конце концов, мы остановились на розыгрыше-лотерее по номерам анкет участников. А для приходящих гостей придумали квест с поиском монстра, о нём расскажу чуть подробнее.

Еще мы долго ломали голову над тем, как бы сделать конкурс для ведущих. В конце концов, именно на них держится фестиваль и придумать какой-то дополнительный стимул нам очень хотелось. Но как это сделать? Мастера водят совершенно разные игры, их оценка игроками исключительно субъективная и потому выбирать ведущего по количеству голосов или по определенным номинациям — нельзя. Эффект получится строго обратный желаемому.

В итоге от конкурса для ведущих мы попросту отказались, решив, что просто закажем мастерам пиццу. Это, конечно, не стимул, но хотя бы сделает труд ведущего комфортнее.

Квест от Ordo Veritatis
Тот самый конкурс для случайных посетителей и игроков, которые не нашли себе место ни на одной из игр. Раз уж у нас тема фестиваля «Секретные материалы», хотелось придумать что-то вроде детективного расследования. Результатом стало своего рода тестовое задание от Ordo Veritatis: на фестивале произошло убийство одного из агентов, а один из участников — монстр в человеческом обличьи.

Вдобавок по площадке фестиваля раскидано множество загадок — достаточно сложных и необычных. Ответ на каждую указывает на положение следующей загадки и так далее. Всего — девять штук. Последняя указывает на то, как найти монстра на фестивале. Таким образом, для победы надо было собрать все ответы и найти чудовище.

Причем описаний монстров на фестивале хватало, потому что в качестве элемента оформления я подготовил вот такие вот страницы из «Книги неизбывного ужаса». Так что кандидатов на роль монстра было достаточно:


Квест получился сложным и запутанным. Но, учитывая, что готовили его в последние минуты, я считаю, он удался целиком и полностью.

Пятница: мастерские посиделки

На вечер назначены «мастерские посиделки» — это развлечение уже стало традиционным для фестиваля. Дабы в дни феста участникам не приходилось выбирать между играми и обсуждениями, все круглые столы для ведущих мы переносим на вечер пятницы. Заодно для нас, организаторов, это лишний шанс подбить все недочеты и успеть что-то исправить в последний момент.

Придя в «Глобус», я внезапно обнаруживаю, что обещанного оформления помещения нет. Вообще. Столы заняты рисунками и каким-то детским творчеством, посреди зала стоит стремянка, рядом с которой штабелями лежат коврики для йоги, а в углу безобразной кучей свалены спальники. РРИкон начался.

К появлению первых участников мы успеваем расставить столы и развесить по стенам распечатанные Цианом плакаты. Надо заметить, что Циан печатал плакаты по своей инициативе, и я не знал, станем мы их использовать. Но внезапно оказалось, что это — единственное оформление, которое есть в нашем распоряжении. Так что если что-то идет не по плану — вовсе не значит, что это плохо.

Наконец, начинается мастерские посиделки, и я на какое-то время забываю об организации, потому что рассказываю о том, как использовать флэшбеки в ролевых играх, а потом активно доказываю, что между hard-boiled детективами и супергероикой очень много общего. Круглые столы были просто отличными. С каждым разом этот пятничный вечер перед РРИконом становится все интереснее.

После обсуждений мы выкраиваем еще 20 минут чтобы обсудить, чего нам не хватает, оформляем концепцию квеста, сдвигаем пару игр и решаем как печатать расписание фестиваля. Домой ухожу вполне довольным.

Суббота

С утра обнаруживаем, что расписания у нас все-таки нет. Выкручивавшемся наличием ноутбука с открытым гуглодоком, выставленным на всеобщее обозрение. Пока Циан воюет со своей техникой и ставит саундтрек фестиваля, мы размещаем ребят из GotComics, которые решили устроить у нас небольшую выставку комиксов. Искренне надеюсь, что им было не скучно сидеть это время. Хотя, как я успел заметить, выставка пользовалась немалой популярностью.

К сожалению, мы не успеваем сделать все заблаговременно, поскольку, помещение клуба открывается позже, чем нам хотелось бы. Поэтому приходящие гости вместо атмосферы фестиваля видят бегающих с выпученными глазами организаторов, которые распределяют игры по столам, и ползают по стенам и потолку, надежно пряча подсказки к тому самому квесту.

Все это очень весело, но приходится прерваться, поскольку у меня как раз начинается лекция о создании детективных историй, которая продолжается обзором работ, минувшего game chef. Аудитория в этот раз состоит всего из нескольких человек, и я в очередной раз думаю о том, что теорию надо по максимуму умещать в один день, который бы не пересекался с игровыми мероприятиями.

После этого мы заказываем мастерам пиццу, и я обнаруживаю, что на остаток дня могу немного выдохнуть. Люди спокойно играют в игры, кого-то рвут в турнире по «Мертвым землям», мастера не погибают от голода, а пара человек ищет стремянку, чтобы добраться до очередной подсказки к квесту. Идиллия, одним словом.

На радостях я даже расслабился и отыграл у Циана модуль по NBA. Первые пятнадцать минут я, конечно, готов был рыдать над тем, во что Циан превратил столь любимый мною СЫЩИК, но игра прошла совсем неплохо, и странная механика игру ничуть не осложнила.

Домой я вернулся вполне счастливым. Пока не раздался звонок из дома. После него мне предстоял вызов скорой для старшего брата, поездка в больницу и масса неприятных ощущений. Не будем вдаваться в подробности, но домой я вернулся к четырем часам утра в настроении, которое немного сбивало боевой настрой фестиваля.

Так или иначе, в восемь утра я уже печатал чарлисты для собственной игры по «Эзотеррористам». Прогнать сюжет еще раз я попросту уже не успел, так что проведенную игру оцениваю не более чем словом «терпимо». Неприятно, но тут уже ничего не поделаешь.

Воскресенье

С прибытием в глобус я обнаружил то, что мы потом обозначили фразой «ночной дебош». Кто-то решил, что устроить танцы и караоке на площадке фестиваля — отличная идея. Подробности ночных событий так и остались для меня загадкой, но утром столы оказались сдвинуты, часть помещения отведена под импровизированную сцену с микрофоном, а половина подсказок к квесту попросту уничтожена. Все прелести некоммерческих площадок в действии.

Вроде бы успеваем ликвидировать последствия достаточно быстро, и к началу презентаций «Грани вселенной» и «Воспоминаний о будущем», площадке возвращен прежний вид. Проблема в том, что у нас сломался ноутбук, поэтому распечатанное расписание оказывается очень кстати. А вот для запуска саундтрека приходится побегать с поиском планшета, флэшки, компьютера и кабеля, которые помогли бы все это соединить. Оценивая то, сколько пришлось побегать в процессе организации, мне вспоминаются некоторые серии «Доктора Кто».

А потом оказалось, что людей во второй день фестиваля раза в два меньше, чем мы ожидали. Всё-таки планировать что-то на выходные в мае — сложно: слишком много в городе других интересных мероприятий, с которыми легко пересечься. Да и о сессии забывать не стоит.

Это удручает, но зато никому не было тесно, как на прошлом фесте. Единственное, за кого действительно обидно — это турнир по «Мертвым землям». На командное соревнование попросту не набралось достаточно людей. А ведь там был заготовлен шикарный терррейн, блок правил и специальные призы. Организация была на высшем уровне, но турнир попросту не состоялся.

Но вот наступает вечер, игры отыграны, люди начинают медленно расходиться, и наступает время розыгрыша и лотерей. Самый подходящий момент, чтобы обнаружить, что у нас нет рандомайзера для определения победителя. Как своевременно. Попытки расшарить интернет со смартфона и установить на планшет хотя бы приложение оказываются бесполезными. К частью, на выручку приходят ребята из GotComics, предоставив собственное устройство. Далее немного артистизма, работы с аудиторией и несколько человек уходят, одаренные комиксами и наборами дайсов. В этот раз с призами все прошло особенно удачно.

И что меня особенно радует, нашелся один безоговорочный победитель нашего квеста от ordo veritatis. Почти весь первый день он ходил по клубу, собирал подсказки, фотографировал их, а потом не менее сосредоточено искал монстра. Так что книжку «Фиаско» (из личных запасов Алексея Дедюхина) он получил совершенно заслужено.

Раскрывая тайну, могу сказать, что монстром был так называемый «Жилец» или «Вор кожи», чьей отличительно чертойявляется предельно аккуратное отношение к собственным кожным покровам, поскольку малейшая царапина может выдать это чудовище. Так что маскировка монстра на фестивале заключалось в том, что один из участников ходил обклеенный кусочками пластыря. Да, очень дешево и сердито, но решение оказалось удивительно удачным, и немногие разобрались в чем дело.

Резюме

Всё-таки позволю себе краткий анализ проведенного фестиваля и примерный прогноз его будущего. Фестиваль развивается: появляются новые конкурсы, новые мероприятия, призы становятся все интереснее, что меня искренне радует. Тем не менее, в ближайшее время РРИкон будет проводиться в прежнем формате. Он останется совершенно бесплатным, и его площадкой останется «Глобус». Несмотря на упомянутые казусы, я рад сотрудничеству с этим центром и считаю, что его формат нам подходит больше всего.

Из опыта этого фестиваля могу сказать, что идея с квестом была очень удачной и оправдала себя целиком и полностью. Точно так же как и идея кормить мастеров пиццей. Сидеть по пять часов за игрой без еды — все-таки непросто.

Нам же, как организаторам, нужно гораздо более пристальное внимание уделить работе с расписанием и рекламе фестиваля, раз уж во второй день получился недобор посетителей. В остальном же я считаю, мы сработали совсем неплохо. И огромное спасибо всем, кто помогал нам в этом.

9 комментариев

avatar
Отлично, вы молодцы, а идея с конкурсом чудо как хороша! Надо будет взять на заметку. Пикча особенно радует.
Сколько у вас было примерно людей? Сколько игр?
avatar
Игр получилось четырнадцать штук, если не считать командный турнир по «Мертвым землям», который должен был по задумке утянуть немалую часть людей. Но не срослось.
А людей в сумме за два дня нас посетило человек 70 или около того. На прошлом фестивале было раза в полтора больше.
avatar
И что такого Циан делал с СЫЩИКом? Я просто знаю эту боль, когда люди творят с твоей любимой системой чёрт-знает-что :)
avatar
Следует заметить, что он в СЫЩИК не играл никогда, так что просто не знал, как обращаться с системой и просто сходу перепилил ее под себя. Убрал из системы половину навыков «за ненадобностью». В общих способностях оставил только стрельбу, драку и скрытность. Упразднил здоровье, выпилил систему самообладания, заменив её похожим механизмом из Мира тьмы. При этом для использования детективных способностей требовался бросок кубика.

Минут 15 я с содроганием смотрел на лист персонажа, пытаясь представить, как в это играть. Но к счастью, получившаяся игра по большей части обычной словеской, а листы персонажа просто служили ориентиром того, в чем и насколько хороши наши персонажи. Оно и к лучшему. Во всяком случае, «система» не путалась под ногами у персонажей и не портила игру.
avatar
Минут 15 я с содроганием
Хм. Не так много, как могло бы быть.
А, это у вас же была игра по Магам (то ли старым, то ли новым) по системе Ризус?
avatar
Да, было и такое. )) Знаю, выбор забавный, но прошло всё совсем неплохо, насколько мне известно. В детали, правда, не посвящен.
avatar
И я ещё раз убедился, что мне не нужна система, чтобы играть в ролевые игры.
avatar
Я бы сказал, что ты сильно недооцениваешь роль системы в ролевых играх. Хоть она и не является чем-то обязательным, её правильный выбор и использование способны в значительной мере облегчить жизнь как игрокам так и ведущим.
avatar
Вы молодцы, а ты вдвойне молодец. Брату здоровья.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.