Итоги голосования для комментария:
witpun Если люди используют настолку ужас аркхема, чтобы именно пофантазировать на тему приключений героев Лавкрафта, то и правда почему бы и нет. Но если они играют так как это предлагают оригинальные правила этой игры, и только коментируют свои действия от лица выбраных персонажей, это, по-моему, не относится к нашему хобби, так как действия совершаются исходя из метаиговых соображений.

Шахматное ДнД — это предельно формализованная игра, при которой буква правил безусловно превалирует над суждениями от здравого смысла. Чаще используется для сравнения эффективности разных билдов в сферическо-вакуумных условиях, но иногда используется и для самостоятельной игры.

Фиаско, насколько я понимаю, и сам автор не считал в полной мере ролевой игрой. И, вероятно, тут вопрос не в какой-то конкретной причине, а в комплексе признаков. Есть ролевые игры без астера, есть ролевые игры, не требующие никакой подготовки, есть игры, в которых случайность диктует игрокам как именно должны действовать их персонажи, есть игры, в которых игрок не привязывается к конкретному персонажу, играя то одного, то другого. Но когда все это собирается вместе, результат получается слишком далек от того, что привычно называть настольной ролевой игрой. Вот и про фиаско я не раз слышал, что это игра салонная, а не настольная ролевая.

То что можно мыслить фрактально — это без сомнения здорово, но когда один игрок по собственному произволу вводит что-то новое в игровой процесс — это не совсем укладывается в предложенное вами определение. Его стоит либо оформить как подтверждающее правило исключение, так как подобных игр и правда довольно мало, и значительнойпотерей не будет, если только ради пары-тройки таких образчиков в определение не будет вводится длинное уточнение, вроде "… фантазируют на выбранную тему, ограничиваясь лишь коллективно или индивидуально, в слуае наличия соответствующей договоренности, утверждённым набором правил..."

Насчет компьютерных шахмат — да, они уже не настольная игра. В частности, у настольных шхмат есть ряд дополнительных правил, вроде «взялся — ходи», которые не используются в компьюьерном моделировании этой настольной игры.

По поводу настольных игр вообще — тут ситуация как и с WTF. Даже если не учитывать игру через сеть, есть несколько образчиков, которые относятся к нашему хобби, но точно не являются настольными. Можно ради них замарочиться и расширить определение, либо оставить все как есть, но помнить, что могут быть еще и такие исключения.

По поводу фантазии — это действительно очень удачно найденный вами подход, сконцентрироваться именно на этой стороне игрового процесса, пожалуй, он действительно является общим для всех игр, относязихся к нашему хобби. Однако, к ролевой составляющей он имеет довольно опосредованное отношение. Точно также фантазия относится к историчности, правдоподобности или, скажем, соответствии некому канону.