Итоги голосования для комментария:
Groklynn вашу точку зрения понял, но тут лишь распишусь в собственном бессилии — всё, о чем вы написали, уже не относится ни к моему определению, ни к изначальным, «классическим», «трушным» настольным ролевым играм, а лишь указывает на некий набор исключений, которые есть, но нафига?!

— "… фантазируют на выбранную тему, ограничиваясь лишь коллективно или индивидуально, в слуае наличия соответствующей договоренности, утверждённым набором правил..." — это формулировочка на уровне правил f.a.t.a.l., прошу прощения. чем «коллективно утверждённые» от "… индивидуально, в случае наличия соответствующей договорённости" отличаются просто ну ума не приложу, потешили :D

если играть в ужас аркхема по правилам, то получится настольная игра ужас аркхема; если играть по правилам в D&D — получится, как ни странно, D&D.
тут усложнять не стоит. я в курсе, что существуют перекрытые наглухо люди, которые играют в D&D как во что-то типа «сферического симуляционизма в вакууме» — это клиника, я эти случаи обсуждать не возьмусь, и, слава всем богам всех миров, люди, которые создают годные НРИ, и, приятное большинство, кто в них играют, такой клиникой не страдают. оптимизации, чарбилды и так далее — это было актуально в 3ed и 4ed D&D, в некоторых point-buy системах, и про это мне на форумах объясняли. кто ж знал, что за последние 20 лет люди переигравшие в MMORPG и диаблу решат, что за столом тоже интересно с калькулятором высчитывать условный DPS, вместо совместного повествования?! но это оффтоп. а вообще, пробегал тут недавно такой товарищ, у которого целая книжка правил была расписана настолько подробно и бестолково про боёвку именно его фердопердической игровой (свят-свят) системы, но это был кромешный ад, да там еще и комп юзать надо было и что-то там в этом духе. вот это вот всё — можем сразу вынести за пределы нормы и адекватности, и забыть как страшный сон? то есть писать про больных на голову людей, чьи навязчивые идеи извращают каждый элемент их жизни (а такого же рода люди встречаются везде, и в политике, и в культуре, да куда ни плюнь) — я не вижу в этом смысла. GURPS с кучей дополнительных правил — это ок, ибо это вещь добровольная и массовая. но шахматный D&D… есть же Skirmish игры, зачем огород городить!?
то есть, на мой, откровенно отстраненный от всей этой суеты с калькуляторами, взгляд, это другой жанр, а с ним иметь дела в рамках этого определения не хочется.

— что такое «салонная игра» я представляю, и понимаю, что отделять от настольных ролевых игр их имеет смысл лишь в том случае, если хочется поумничать как следует :) по факту, и Фиаско, и Мафия, и многие другие игры могут совершенно справедливо считаться подвидом настольных ролевых игр (достаточно прогуглить не русскоязычную часть ролевых коммьюнити), ибо почему, собственно, нет? есть, кстати, отличие: в Мафии, как и во многих т.н. «салонных» играх есть формально «победившая» и «проигравшая» сторона. и вот отсюда можно уже плясать и искать отличия/выделять поджанры. но никак не потому, что что-то там как-то «непривычно». микроскоп, AW энджин и прочие Cortex+ тоже отличаются, порой, очень сильно от D&D. и ничего, как-то живут в жанре RPG. а уж сколько всякой инди-прелести существует, с такоооой механикой, с такиииими прибабахами в областе передачи нарратива, куда уж.

— если компьютерные шахматы это не настольная игра, то я не очень врубаю. а компьютерный футбол — это уже не спортивная игра? то есть это компьютерная игра? и всё? а жанров у компьютерных игр нет? или компьютерная монополия? или Ведьмак — это не компьютерная ролевая игра? тут каша. каша по одной простой причине — компьютер может моделировать огромное количество явлений, в том числе картины, скульптуры, фильмы, музыку и прочие мемесы и тексты, молчу уж про Dice Roller'ы :) и это лишь способ хранить и упорядочивать информацию особым способом. вот virtual tabletop, как класс программ — это Online RPG или это всего лишь инструмент для игры в классические настольные RPG? как мне кажется, с шахматами как раз такая история, то есть виртуальные шахматы лишь инструмент для игры в настольную игру шахматы, а не отдельная игра.

— «Точно также фантазия относится к историчности, правдоподобности или, скажем, соответствии некому канону.» — хреновая фантазия значит, куцая :) вот для этого в НРИ и нужно играть, чтобы учиться выходить за рамочки, и смотреть на всё шире, а не Уже. и тогда шахматных D&D не будет, и будет хорошо. ибо фантазия на то фантазия, чтобы не иметь границ, а НРИ лишь помогает ограничть её согласно выбранной теме и правилам…

так что всё, о чем речь выше, т.e. в изначальном определении, либо а) присутствует в полном объёме, либо б) не требуется в виду отсутствия каких-либо веских на то причин.
-