Итоги голосования для комментария:
DmitriyNelyubov Это же зависит именно от ДМа а не от игры, причем 5е я легко могу представить такое. Даже больше скажу, у меня игроки прыгали на тарзанках и в полете успешно перерезали глотки гоблинам.

И с другой стороны я играл у мастеров, у которых «в пхб нет, значит нет» для принцессы. Или еще более запущенные случаи, " в буклете ( пбташном) нет, значит немоги", ну и в фейте можно спокойно сказать, нет, у тебя нет скилла, аспекта, итд для этого, так не компелится "

Такое поведение никак не регламентируется системой, это чисто внутренние качества человека который сидит за экраном мастера, то что у него в душе, то и на столе. Он может бояться, того что персонажи сделают что-то крутое, может комплексовать, многие выдают игровую валюту так, будто достают ее из своей зарплаты.

тут я не могу сказать что это характерно только для игр, если полазить по интернету, то огромное количество вакансий немного причесанное предложение убить архидемона за 100 гп, про отделы знакомств и продажу китайского барахла в цену швейцарских оригиналов я вообще молчу.


Ретроколоны выигрывают по одной причине, для входа в них есть несколько ступеней фильтрации игроков, это книги на английском, это неизвестность и маленькая популярность в широких массах.
Человек который будет водить на английском знает его и очень заинтересован, если он не генерит ПЦ для них, значит игроки тоже заинтересованы, раз осиливали английскую стену текста.
Человек который знает про ретроколон, скорее всего с багажом опыта игр и плотно сидит «на теме» НРИ, то есть он читает разные гайды, статьи, знаком с многими штуками.
Ето подтверждает даже топикастер, в фразе о том, что " вот, наконецто добралось до книжных" в свою очередь в англоязычном сегменте у ДнД есть политика продвижения.
Чаще всего их водят для друзей.

С другой стороны есть ДнД, в нее намного ниже порог вхождения, ведь есть переводы основных книг.
Про нее слышало намного больше народу.
Для нее есть лига, да и набрать народу по группам намного легче.

То есть очень часто игроки, да и мастера, могут впервые сесть за стол, и вообще не понимать что им делать.
Игрок это нормально, если мастер не отбивает дупля, не прочитал ДМГ, не говоря уже о том чтоб начать вождение с готового модуля илиознакомление с периодической литературой в виде блогов форумов и книг по мастерению. То проблемы будут, и перерости их без помощи кого-либо знающего очень сложно.

Для примера можно привести две катки в компьютерные игры, чаще всего для игрока в ретроклон, это игра в проверенной команде, в клане с людьми, которых он знает лично и иногда встречается с ними в реале. Все знают свои роли и персов.
Игра в ДнД чаще всего это наличие нуба, прень который только зашел и не освоился с управлением, тот кому все равно кого пикать, он не умеет играть ни одним персом доты.
Через некоторое время они могут стать хорошими игроками, если постараются, или нет, если им непонравится и они свалят.

И есть только один путь, чтоб мастерение стало хорошим, чтоб те кто хорошо мастерит водили игры для новичков.
+ -