Итоги голосования для комментария:
Dmitry Gerasimov Мне кажется, это принципиальное деление, о котором важно помнить (и напоминать) при всяком «а давайте сыграем в детектив».

Лично я целиком и полностью предпочитаю первый подход. Возможно, именно поэтому у меня не ого-го складывается с GUMSHOE. И, вероятно, именно поэтому я вообще не слишком жалую «а давайте сыграем в детектив»: на моей памяти лучшие детективные игры получались тогда, когда в начале сессии игроки и не помышляли ни о каком детективе, но по ходу действия у их персонажей внезапно возникала острая потребность узнать, кто же мог украсть чёртов ключ от портала, кто и зачем попытался ночью поджечь трактир вместе с ними, кто на самом деле совершил убийство, в котором их подозревают, и т.п.

Единственное, что заход расследования в тупик — это, увы, не то же самое, что гибель персонажей в игре, ориентированной на сражение. Последнее — честное и очевидное поражение, после которого все переводят дух, вспоминают, как это было круто и готовят новых персонажей. Промах мимо ключевых улик же грозит длинной последовательностью довольно скучного геймплея, когда игроки уже проиграли и от их действий ничего существенного не зависит, но они об этом не знают. Тут надо иметь какие-то инструменты для борьбы с такой возможностью, лично я предпочитаю совмещать расследования с другими сюжетными линиями и/или водить детективы в американском стиле, с динамичной и опасной оппозицией.
+