Итоги голосования для комментария:
Gremlin Дельная статья.
Лично я считаю первый и второй способы в каком-то смысле читингом. Не то, чтобы я никогда так не делала :) но все же это некий не совсем честный способ залатывать прорехи в мастерских планах. Вообще, если доходит до такого, это значит что мастер на этапе планирования крупно облажался. IMHO, разумеется.

Что до третьего и четвертого — это да. Я вообще люблю двухфазовые (а иногда и трехфазовые) бои, где в середине боевки что-то кардинально меняется. Это всегда получается веселее и интереснее. И вот эту смену фазы я обычно и использую для настройки сложности. Ну, к примеру, PC куда-то вломились, вступили в бой, поднялась тревога и понятно, что сейчас к врагам прибудет подкрепление. Так вот, это подкрепление может быть более или менее сильным и прибыть более или менее быстро, в зависимости от того, как идут дела у РС.

С одной стороны, такой подход никогда не воспринимается игроками как мастерский обман, потому что изменение условий «встроено» в схему ситуации и очевидно логично. С другой, пока изменение не наступило, персонажам (и игрокам) не откуда знать его ТТХ, собственно они появляются в игровой реальности в момент смены фазы. Ну и к тому же знание о том, что сейчас случится что-то еще не дает расслабиться и заскучать, даже если начало боевки показалось простым.
+