LA 2027 Постмортем, часть 3, Разработка и выпуск.

Введение


Написание этого постмотртема преследует две цели – систематизировать и обобщить полученный опыт и поделиться им с другими независимым авторами, если им будет интересно.

В постмортеме три смысловых части: обобщение полученного опыта в форме тезисов и развёрнутых комментариев к ним, краткое описание процесса разработки и релиза книги и общая предыстория создания.

Когда постмортем будет закончен полностью все записи будут собраны в одно место.

Предыдущие части постмортема: Постмортем, часть 1. Предыстория, Постмортем, часть 2.1, Выжимка опыта, Постмортем, часть 2.2, Выжимка опыта
Группа игры и ссылки на скачивание здесь

Часть 2.2. Разработка и выпуск.

Здесь описаны последние полтора года работы перед релизом, после того, как я решил, что собираюсь доделать книгу.

Работа над LA 2027 (к моменту четкой мысли о выпуске) началась в марте 2016 года. Незадолго до этого я переехал в другой город, что автоматически снизило количество социальных контактов и игр, в которых я участвовал. К тому же, я находился в некотором творческом кризисе, поэтому желания играть у кого-то или водить свои игры не возникало. В итоге, у меня возникла идея использовать освободившиеся силы и время, чтобы закончить и опубликовать LA 2027.

К этому моменту у меня уже были готовы:
  1. Все правила в черновых текстах «для себя». Часть правил базировалась на моих идеях и бал детализирована Вячеславом, а часть была полностью написана им с нуля.
  2. Сеттинг, но он был исключительно у меня в голове, вместе с концепциями нескольких корпораций и банд.
  3. Концепции 5-6 городских легенд, часть из которых можно было использовать как заготовки приключений.

В общем, выглядело это достаточно хорошо. Приличная часть материала вроде как требует только чистки текста и уже оттестирована, остальное я знаю почти наизусть – осталось только написать. Прикинув структуру книги, я сделал план, по которому выходило, что книгу я допишу к осени. Сделав план, я немедленно начал работать. Первые главы были написаны достаточно быстро, но вскоре мне пришлось отложить LA в сторону, так как моего внимания одновременно требовали «Багровый песок» и еще одна базовка, в которые я вписался еще до переезда.

На этом этапе я без необходимости не перечитывал написанное. Это достаточно важный момент, который позволил мне постоянно продвигаться вперёд и не дал застрять на полировке одного абзаца (даже в моменты, когда «не писалось».) Еще заметил несколько важных аспектов, пока писал. Первое — при прописывании сеттинга многие детали начали меняться, что было довольно внезапно для меня. Например, 4 АЭС и термоядерная ЭС стали просто двумя станциями, так как никто не будет строить 4 АЭС, когда логичнее построить 1 АЭС с четырьмя энергоблоками.

Второе – я обнаружил, что описывать мелкие детали не нужно, да и неудобно. Перегруженный текст теряет связность, структуру и плохо воспринимается. Что значит, что для публикации он не пригоден. Честно говоря, я так и не придумал, как с этим бороться.

И последнее – после написания первой главы я понял, что проекту быть и решил попытать счастья с поиском редактора. У меня было два варианта знакомых, кто мог бы согласиться бесплатно работать с текстом, но из разных городов. Поэтому я решил сначала предложить редактуру Марии, которая жила со мной в одном городе. И, на моё удивление, прочитав первую главу, она согласились.

После проведения базовки в начале июля, я вернулся к написанию LA 2027. Но сочетание работы над «Багровым песком» и того, что я начал работать 6 дней в неделю были большой нагрузкой. И в итоге привели к тому, что ещё две главы я медленно и достаточно тяжело выписывал до октября 2016. К этому моменту я окончательно понял, что больше пяти глав написать не смогу (еще планировались описания ключевых НПС, городские легенды, основные противники и заготовки приключений.) К тому же, меня начали напрягать процессы, происходящие на работе, и я решил, что лучше я освобожу немного времени для подтягивания профессиональных навыков, на случай, если понадобится менять работу. В начале ноября мы с Марией собрались и потратили целые выходные на совместную обработку текста, которая, как я думал, будет финальной.

Оказалось, что это не так, потому что в течение всего оставшегося времени подготовки игры мы продолжали возвращаться к тексту, находить новые ошибки, проблемы и вносить исправления.
Прим. редактора: на тот момент я была уверена, что это явно не последняя обработка, но тоже не думала, что надо будет еще столько раз все вычитать. А глаз-то замыливается, ошибки видеть перестаешь. Поэтому планируйте несколько редакторов, а лучше тех, кто вообще ничего не знает о сеттинге (а лучше о НРИ в целом) – они видят ошибки лучше.


Следующий этап работ начался в феврале 2017, когда я связался со Студией 101, чтобы уточнить требования, предъявляемые к тексту и варианты лицензирования книги. Я получил ссылки на материалы на сайте и форуме Студии 101 и договорился, что в следующий раз выйду на связь, когда у меня будет свёрстанная pdf.

После чего работа резко замедлилась. Дело в том, что к февралю 2017 ситуация у меня на работе окончательно пошла под откос, и времени и сил на LA не осталось совершенно. Несмотря на попытки оформить приключения и написать легенды, я не мог заниматься проектом до конца марта. Впрочем, в марте я нашёл художника и верстальщика. В общем-то, точно таким же образом, как и редактора. Показал, спросил интересно ли будет работать и получил согласие. Однако, так как LA 2027 полностью бесплатный проект, это накладывало ограничения на всех участников. Кушать хочется всем, а бесплатную электронную книжку кушать не выйдет при всём желании. В итоге, первая (похожая на законченную) версия книги появилась только в самом конце июня, а Студия 101 смогла отреагировать на него только уже в середине июля, и я получил несколько замечаний для исправления.

Исправления, в таком же неторопливом темпе, удалось сделать только к сентябрю. К тому же, на этапе вёрстки возникали постоянные проблемы, ошибки и исправления текста. До середины сентября я рассчитывал получить ответ о том, могу ли я получить SW OL для бесплатного и исключительно электронного LA 2027, но видимо так и не смог удачно это сформулировать. В итоге, в середине сентября я просто уточнил возможности использования SW Fun, получил подтверждение и отправился собирать версию для Ridero и запускать финальную вёрстку.

Лирическое отступление о вёрстке и художниках:
  1. Рисунки надо начинать делать задолго до начала вёрстки, скорее всего на середине процесса написания текста, особенно, если на них нет приличного количества денег. Художник, вынужденный рисовать ваши иллюстрации во время более приоритетных заказов будет рисовать медленно, а верстать без иллюстраций не очень эффективно. Это можно частично компенсировать, если составить чёткий план иллюстраций, их размеры и содержимое, но маловероятно, что такой формат работы подойдёт для бесплатной или почти бесплатной работы.
  2. Обговаривайте с верстальщиком заранее степени творческой свободы. Оформление рулбуков гораздо сложнее оформления обычных книг, что, конечно, усложняет их вёрстку.
  3. Перепроверяйте материалы раз пять перед передачей верстальщику. Если возможно, избегайте необходимости присылать обновлённые материалы, потому что это сильно повышает вероятность того, что в свёрстанный вариант попадёт неправильная версия, а исправления на этапе вёрстки гораздо сложнее, чем в текстовом редакторе.
  4. Желательно найти корректора для проверки книги перед вёрсткой и после неё. Даже если всё остальное сделано бесплатно, если нет других вариантов, стоит оплатить услуги корректора.
  5. Имеет смысл попробовать оставлять и помечать «необязательные» куски текста, которые можно при необходимости удалить или оставить. Это может сильно облегчить работу верстальщику для «втягивания» и «вытягивания» кусков текста, чтобы они нормально заполняли страницу.

Надеюсь, эта история окажется достаточно поучительной, чтобы помочь кому-то избежать хотя бы части моих ошибок и более реалистично подходить к планированию разработки собственных проектов.

Огромное спасибо всем, кто помог мне подготовить и выпустить LA 2027.

PS. Если есть критика, вопросы, уточнения и пожелания – пишите в комментах, я обязательно отвечу.

3 комментария

avatar
Благодарю за ваш рассказ. Он будет очень и очень полезен начинающим авторам.
Собственно, при публикации Кровозды столкнулся со всеми этими проблемами) вы большой молодец.
avatar
Надеюсь, эта история окажется достаточно поучительной, чтобы помочь кому-то избежать хотя бы части моих ошибок
Ну в моем случае эта история лишь в очередной раз показывает, что все люди, которые рассказывают о том, как трудно им было выпустить свой проект, на самом деле счастливчики, ибо у них есть помощники, редакторы, художники и верстальщики) Мне пока что приходится практически в одиночку делать перевод, вычитку и верстку :)

Обговаривайте с верстальщиком заранее степени творческой свободы. Оформление рулбуков гораздо сложнее оформления обычных книг, что, конечно, усложняет их вёрстку.
Вот тут мне не очень понятно, в вашей книге верстка, в целом, простая, что там могло пойти не так?
avatar
Мне пока что приходится практически в одиночку делать перевод, вычитку и верстку :)
Не могу не выразить уважения человеку, способному отредактировать свой текст за разумное время. Боюсь, что при самостоятельной редактуре мне пришлось бы выбирать между «делать игру 15 лет» и «выпускать книжку забитую опечатками и ошибками».
Возможно, я недостаточно это акцентировал в самом тексте, но я согласен, что мне очень повезло, что нашлись все эти люди, что бы помочь сделать книгу намного лучше.

Вот тут мне не очень понятно, в вашей книге верстка, в целом, простая, что там могло пойти не так?
Согласование представления о том, насколько будущая вёрстка зависит от моих идей и насколько от идей верстальщика. Вероятно вёрстка могла быть несколько более изящной, если бы об этом не возникали вопросы.
И детали специфики вёрстки рулбуков, которая сильно отличается от худ. литературы. Например, акцентированность начертаний для рулбука может быть важнее «равномерности» шрифта. В LA 2027 при беглом взгляде не очень хорошо вделается жирное начертание.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.