Другие ролевые игры (но не те, о которых вы могли подумать)

Сегодня продажный Вконтакте выдал мне рекламный пост: запись некоего сообщества, посвящённого любым ролевым играм. Вид у этого паблика довольно отталкивающий — налицо попытка людей, далёких от понимания различий между разными хобби, срубить бабла на массовом привлечении аудитории (к счастью, пока в группе не более тысячи подписчиков). Низкопробный вымученный юмор, смешение мух и котлет и так далее. При этом, насколько я понял по репостам в этой группе, основной её аудиторией являются не поклонники НРИ или LARP.

Я поясню. Вот есть НРИ, есть LARP, есть CRPG, есть эpoтичеcкиe ролевые игры, есть обучающие/психологические ролевые игры. А есть ещё такое явление – если вы с ним сталкивались, вы легко поймёте, о чём я говорю – когда люди играют по сети текстом во что-то типа словески без мастера. У адептов таких игр в ходу фразы «играем по фэндому», «минимум один пост в день», «эротика/дружба» и ещё куча тэгов и типичных фраз, которые понятны тем, кто в теме. В том же вконтакте по слову «ролевая» находятся в основном группы, посвящённые именно таким играм. Обычно привязанные к различными популярным произведениям поп-культуры, зачастую аниме. И это реально отдельное хобби — у его поклонников свои мемы, свой юмор, свои проблемы и свои холивары. Очень многие из них никто не слышали о дайсах, правилах, подземельях и драконах.

Лично мне это явление само по себе до балды — ну, отдыхают так люди и ладно — но если подумать, то теоретически мне любопытно:
1) что я ни разу не натыкался на специфический (самобытный) термин (название), который объединял бы такие игры. Обычно пишут «словесная ролевая», что в моём круге общения обычно означает просто тип НРИ. Мой мозг имажинарца, привыкший анализировать всё, что связано с увлечениями, основанными на фантазировании, удивляется такому пробелу в каталогизации.
2) что несмотря на наличие вроде-как-видимых параллелей с НРИ адепты таких игр очень часто далеки от мира нерд- и гик-культуры (НРИ тоже «выходят из подвалов», но отпечаток-то остаётся). Иногда от слова «совсем», то есть игры могут быть по аргентинским сериалам. С другой стороны, чему тут удивляться — даже контингенты поклонников НРИ и ПРИ-то не так уж сильно пересекаются (и я даже наблюдал конфликты, связанные с тем, что LARP-еры тащили свои парадигмы в НРИ).
3) что я никогда не видел никакого анализа происхождения таких игр. С нами всё ясно — D&D (или, как упоминали на имке, что-то современное тогдашнему D&D), Гайгэкс, Арнесон и т.д. Куча книг по теории НРИ. А вот самоанализа в исполнении «интернет-словесочников» я не встречал.

Как-то раз под постом в сообществе Ролекона я пообщался с человеком из этой среды. Это был тотальный miscommunication (в основном с его стороны, так как я отчаянно пытался найти общий язык). Он упорно сыпал терминами вроде «игры по фандому» и отказывался понимать, что такое «игровой мир» и почему использование персонажей, придуманных авторами таких миров, не является ничем плохим.

И, конечно, нельзя не вспомнить игры на данженмастере (хоть я и мало о них знаю). Как я понимаю, они всё же ведут свой род от НРИ, перенесённых в онлайн с сопутствующими ограничениями и изменениями. Но мне кажется, что именно участники таких игр должны чаще всего пересекаться с «интернет-словесками».

Вот. Мысли вслух.
  • нет
  • avatar
  • +5

41 комментарий

avatar
И, конечно, нельзя не вспомнить игры на данженмастере (хоть я и мало о них знаю). Как я понимаю, они всё же ведут свой род от НРИ, перенесённых в онлайн с сопутствующими ограничениями и изменениями. Но мне кажется, что именно участники таких игр должны чаще всего пересекаться с «интернет-словесками».
Как игрок данженмастера интересуюсь — не мог бы ты развернуть мысль?
avatar
Какую именно? Ну просто мне казалось, что любители таких вот игр должны к вам захаживать.
avatar
Если честно, никогда не видел, чтобы они это делали. То есть, может быть, кто-то из игроков на сайте и был «из этих», но я не располагаю информацией, которая свидетельствовала бы об этом.
avatar
А, ну что ж. Значит, моё предположение было неверным.
avatar
Я только вот читала статью в PlayGoblin, про вкшные ролевки.
ссылка на статью.
Ужс.
avatar
Отличная ссылка! Рад, что кто-то из товарищей по хобби уже рассматривал эту тему.

Ролевые игры «Вконтакте». Хаос и содомия.

Dungeonmaster. Сколько скандалов и интриг он видывал, сколько персонажей и модулей воплотил в жизнь, объединив множество игроков и читателей. Когда-то я пришёл сюда зелёным новичком без всяких знаний и опыта, но зато с огромным желанием учиться. ДМ дал мне всё, о чём только можно мечтать, а потом предложил внести и свой вклад в развитие сайта.

В редакции журнала «PLAYGOBLIN» у меня есть свой виртуальный офис, обставленный в красных тонах. Сейчас журнал переживает не лучшие времена, он остро нуждается в корреспондентах и инновациях. Предаваясь унынию, я гляжу на главную страницу нашего сайта. Здесь всего 8400 игроков, часть из которых уже давно нигде не играет, а журнал наш насчитывает всего 100 с лишним читателей. Не так уж и страшно, если не переживать из-за факта, сколь малы эти цифры по сравнению с теми, что фигурируют за пределами сайта.

Я всё чаще подхожу к окну моего виртуального офиса и смотрю вдаль. Нигде, кроме ДМ-а, я не играл и не мастерил, ведь он меня всем устраивает. Однако я не могу игнорировать те сотни тысяч людей, которые живут где-то там далеко и тоже называют себя ролевиками. Они живут по совершенно другим правилам и законам, даже не уверен, знает ли кто из них такие слова, как мастер, кубик, система, модуль и т.д., и т.п. Есть ли в мировоззрении этих людей что-то, чего нет у меня, и я просто не вижу этого, потому что никогда не знакомился ни с чем, кроме ДМ-а?
Стены офиса стали слишком тесны для меня, я захотел узнать правду и отправился в путешествие.

Прибыв в чудесную отечественную социальную сеть, я сразу зашёл в единственное сообщество, о котором знал из информации в интернете. Самое большое сообщество ролевиков Вконтакте насчитывает примерно 100 000 человек
Сто тысяч человек, чёрт возьми! Это в 6,5 раз больше, чем в самой крупной из известных мне русскоязычных групп, посвящённых D&D. Ну и как не удивляться взаимной изолированности смежных культурных явлений?
avatar
А статья-то свежая (относительно).
avatar
Есть такое, но в очень незначительных количествах. Данжонмастер всё-таки прежде всего для любителей играть в НРИ на форуме, пусть в НРИ стиля «словеска + d100». Есть, правда, всякие бессюжетные игры-таверны, а ещё одно время была мода на эротические словески; в одном из холиваров, связанных с такой словеской (мастер был недоволен, что игрок, вместо того чтобы описывать свои любовные похождения, начала плести интриги), написали: «Да блин, вы думаете, ваша игра есть что-то безумно оригинальное?! Да в интернете таких пруд пруди по разным фандомам!».

Моя подружка, кстати, водит такие вот игры. Нет, не эротические, а форумные. Или, скорее, чатовые, потому что водит она одного человека, более того, этот человек запросто переключается между разными персонажами. И игра эта, из её объяснений, больше похожа на эдакое совместное повествование: она даёт сеттинг, игрок помещает в него своего героя, она окружает его другими героями, и начинаю вместе развивать сюжет.

з.ы. А, кстати, ещё игры такого формата популярны в тумблере. Но там тоже-- два игрока, каждый берёт на себя по роли понравившегося героя, и разыгрывают обычно романтику-эротику. Что-то вроде совместного написания 18+ (а то и 21+) фанфика.
avatar
(Вот я только хотел сказать, что придёт Налия и лучше меня расскажет, как на ДМе с этим обстоят дела...)
avatar
Признаться, в плане раскрытия вопроса с данжонмастером я рассчитывал именно на вас двоих :)
avatar
Ну странные мысли вслух. В общем, я играл в нескольких форумных словесках, как мы их называли. Без мастера, без формализованных правил разрешения конфликтов. Было весело.
Было это, правда, лет десять с лишним назад, сейчас с половиной тех людей, с которыми мы этим занимались и с которыми знакомы ИРЛ, играем в эти-ваши самые обычные рулз-хэви системы.
А анализ… что там анализировать. Ещё один вид ролевых игр. Низкий порог вхождения для людей: не надо учить правила системы, потому что её нет. Хорошо бы знать фэндом, по которому проводится игра, и да, в основном это именно игры по какому-то произведению поп-культуры. Не знаю, как сейчас и как остальные, а мы играли в основном по звёздным войнам разного периода, ну плюс ещё одна игра по трансформерам Г1 чисто ради смехуёчков. В случае звёздный войн мы, правда, играли исключительно оригинальными персонажами, вводя персонажей оригинала в качестве НПЦ.
Люди, у которых так и прёт творчество по конкретному их увлечению, пишут фанфики и их не останавливает то, что писать они не умеют. Словесочники — они такие же (если не те же самые), только делают это группами. Поскольку порог вхождения низок, то и шанс встретить кого-то с не очень качественным пониманием игрового процесса — достаточно высок. В одной нашей игре (довольно узком кругу) это взлетело, в другой я встречал каких-то неадекватов, которых нельзя остановить правилами системы (их же нет). Многие не умеют чувствовать персонажей оригинала или уже самой игры, или зациклены исключительно на собственном персонаже (или собственной персоне — в некоторых случаях я не уверен, делали ли игроки различие). Но в настольных и тяжёлых играх такие люди тоже встречаются, так что ничего тут нового.
В общем, словесочки — очень даже годный вид ролевых игр (чистое творчество же), но только если люди находятся на одной волне или если они имеют очень низкий уровень стандартов к поступкам странных людей.
Как бывший игрок в словесочки (ну я бы и сейчас не отказался в них поиграть в старой компании, только мы и так в сплошных играх на разных системах, да и работаем теперь все, где мои 17 лет) я не делаю особых различий между системами с тяжёлыми правилами, с лёгкими правилами или с невыраженными правилами. Да, невыраженность правил приносит много неудобств, но также приносит дополнительное удовольствие тем, кто умеет их чувствовать и играть по ним.
И что тут анализировать — тоже не понятно в общем.
avatar
И что тут анализировать — тоже не понятно в общем.
Про НРИ тоже так можно сказать — «ну, собираются люди, играют воображаемыми человечками, кидают дайсики. Чего тут анализировать?». А тем не менее народ целые книжки на эту тему клепает. Короче, удивляюсь вашему удивлению.

А анализ… что там анализировать.
Например, интересно, когда этот вид досуга сформировался в том виде, в котором он существует сейчас, и имеет ли он общие корни с НРИ.

Да, невыраженность правил приносит много неудобств, но также приносит дополнительное удовольствие тем, кто умеет их чувствовать и играть по ним.
На всякий случай подчеркну, что в стартпосте я не напирал на противопоставление «игры с правилами — игры без правил». Я интересовался наличием связи между НРИ (в том числе теми, что мы называем словесками) и теми развлекательными ролевыми играми, которые возможно сформировались в отрыве от индустрии НРИ.
avatar
Предлагаю вариант: литературные РПГ. Для участников ценность не в геймплее, не в сотворчестве как таковом, а в получении непротиворечивой истории, которую не стыдно прочитать, и в желании сделать любимый фандом манямирком с любимым мерисью (от игры к игре это варьирует, но чаще всего к участникам негласные требования по умению выражать свои слова, пусть даже остающиеся в виде графомании, а мерисьюшность никто не проверяет — это по анкетам персонажей видно).
NB! Моментальная мысль: проверить агенду сферического литературного ролевика на принадлежность к "восьми типам фана"
Что же касается корней, то, КМК, подобная форма ролевой игры — прото-форма. Игроки в «форумные РПГ» не знают о существовании других видов ролевых игр — всё-таки благодаря масс-медиа настольщики знают о ларперах и наоборот. Люди же из литературно-форумной тусовки отбиты настолько, что не догадываются, что словом «ролевая» обозначается не только такой формат.

Прото-форма, потому что когда человека посещают подобные мысли:
Когда вы смотрите %medianame%, вы можете поймать себя на мысли «На месте героев я бы поступил по-другому», фантазировать о последствиях, пойди события в другую сторону, или мечтать о своём герое, ищущим приключения в %medianame%
самое очевидное, что приходит в голову это написание фанфика. Вместе с единомышленниками это превращается в игру.

Впрочем, некоторые из подобных игр преследуют другие задачи: мне часто попадались «проекты», где прописаны локации и регламентирован даже тайминг постов (в игре-«школе» можно постить с 8:30 до 14:10). Это уже выходит за рамки коллективных фантазий с участием любимых героев. Да и уёбищная жаргонная лексика вроде в таких играх присутствует.
avatar
1) что я ни разу не натыкался на специфический (самобытный) термин (название), который объединял бы такие игры.
Я когда-то обитал на форуме, где помимо всего прочего игрались такие игры. Их называли Тапками. Термин предложен :)
avatar
А происхождение термина как-то раскрывалось? :)
avatar
Да, первая игра такого типа называлась «Тапочные Войны», где юзеры играли в кидание друг в друга обувью :)
avatar
Шикарно! Я за такой термин.
avatar
Если о категоризации, то как уже упомянули, это форумные игры, несмотря на то, что номинальный носитель устарел, и на его смену пришли соцсети. Любопытно, что также на днях в процессе сёрфа наткнулся на подобное сообщество и поначалу был в состоянии недоумения туриста в бывшей околосоветской республике: смесь знакомы и незнакомых терминов в обсуждении с каким-то своим контекстом. На самом деле была бы интересна статистика оттока людей из этого сорта РИ в более привычное нам русло, ровно как и наоборот.
avatar
наткнулся на подобное сообщество и поначалу был в состоянии недоумения туриста в бывшей околосоветской республике: смесь знакомы и незнакомых терминов в обсуждении с каким-то своим контекстом. На самом деле была бы интересна статистика оттока людей из этого сорта РИ в более привычное нам русло, ровно как и наоборот.
Полностью поддерживаю. У меня схожие ощущения.
avatar
На самом деле была бы интересна статистика оттока людей из этого сорта РИ в более привычное нам русло, ровно как и наоборот.
А кто-нибудь ведет?
avatar
Нет, конечно
avatar
Сомневаюсь, что её вообще возможно вести. Более того, мне кажется, что подобный отток минимален: настолки и такие вот… Тапочки скорее параллельны.
avatar
Количество странных хобби огромно, и каждое из них можно до нескончания делить на подгруппы )
avatar
играя в своё время с нездоровой активностью и в те, и в другие игры, причём исключительно на форумах (в «правильные» на рыпыгыонлайн, который потом был рыпыгы.геймфорумс.ру, ганблейде, а также изредка на фырыпыгы и данженмастере, в «неправильные» — в жиже, на дайриках и на куче разных других одноразовых сайтов), я пытался просвещать каждую из сторон о существовании другой. происходило это с переменным успехом, то есть как лёгкая байка о том, что мы тут, они там, но послушайте, как там у них всё не так, как тут у нас, то всё ок, но глубже попытки сближения были все провальны. «правильная» сторона очень уж склонна классифицировать всех и вся и навешивать ярлыки чем раньше, тем лучше, поэтому у них чуть что, так сразу или «подумаешь, то же самое, только тупому нубью правила лень учить», или уже «это совсем другое и отношения сюда не имеет, ты бы ещё шахматы с лыжами вспомнил». на «неправильной» же стороне есть стойкое желание играть вот прямо сейчас и растущая оттуда аллергия к любым правилам просто потому, что это ещё один абзац чужого текста, который надо читать до того, как писать свой. так как большая часть целевой аудитории с той стороны — это разнообразная школота, хикки и офисный планктон, то их вполне можно понять (при желании). кроме того, нежелание читать стены текста не означает отсутствие продуктивности — те же, образно говоря, люди, сделали «Бесконечное лето», про которое «правильные» ролевики тоже наверняка мало знают, даже увлекающиеся такого рода порнухой.

термин, кстати, я тогда на «этой» стороне использовал «DIY-игры» (извините за ссылку на англоязычный текст, на русском всё кануло в Лету вместе с дневниками мансера), а буржуи на сторигеймсах, да и в комментах по ссылке, называют это «играми свободной формы».

при этом я однозначно согласен с тем, что феномен интересен для изучения. например, вот ты пишешь, что у них «словеска без мастера», а ведь это не совсем так! обычно на такой игре есть админы или модеры, которые по какой-то причине имеют авторитет на форуме и могут, например, допускать или не допускать к игре, или объявлять смену локации или времени суток, или ещё чего. несколько раз я видел, как такой «центральный человек форума» со временем начинал лабать свою сисетму, наступая, ессесно, на все возможные и невозможные грабли, но тем не менее нагибая весь остальной форум следовать за ним.

когда мы писали статью «форумная игра» в энциклопедию, попытались объединить всякие игры по медиуму: раз и то, и то на форуме, то давайте уж сразу про все форумные. забавный факт: по статистике эта статья — одна из самых читаемых, и несмотря на то, что сейчас термин «игры по фандому» действительно стал более популярен, в неё регулярно приходят какие-то левые анонимы, чтобы добавить свой сайт в список примеров в конце статьи.
avatar
Я тоже видел такие игры с мастером и без, поэтому провести четкую границу между тапком с мастером и форумной словеской было трудно. Обычно она проводилась по ощущениям.
avatar
Буквально несколько часов назад обсуждал с друзьями т.н. «другое ролевое движение», как в иронической манере сообщество популярных и крупных полигонных игр Питера и Москвы называют микросообщества, не примелькавшиеся на общем, заметном медийном поле. Краем я также задел это самое «другое ролевое», и, надо сказать, чувствуется некая общность собирательного портрета подобных игроков. Как показал опыт личного знакомства, иногда глубоко травмирующий, часть из них действительно играла тогда на форумах (не DM), с длинющими квентами полувампира-полуфеи-полушиноби-полукошки-полупринцессы и вот с этим всем.

В контексте ПРИ именно эти люди составили костяк «Хогвартских Сезонов», серии игр, растянувшихся на 8 (если я ничего не путаю) лет, из малоизвестного проекта превратившихся в отдельное культурное явление в ПРИ-среде центрального района. И если говорить об этих людях, некоторая часть из них (внимание, я подхожу к основной мысли) были внезапным образом очарованы VtM, что породило как и уже спавшую волну городских игр сомнительного качества, так и знакомство с НРИ как с явлением. Отсев огромный, но тем не менее.

Эти домыслы к вопросу о диффузии загадочного форумщика к привычному нам формату игры.
avatar
В позапрошлом году в Питере насчитали 11 более-менее крупных (50+ хотя бы) тусовок, друг с другом пересекающихся порой до удивительного мало.
И я уверен, мы о многих не знаем.
avatar
А нужно ли о них вообще знать, вот в чем вопрос? Если конверсия из них в наше хоби в районе доли процентов, то овчинка выделки не стоит.
avatar
Я и там и сям, как и Ransvind (судя по всему). Нам актуально.
Конверсией не занимаюсь. Но там явно выше «долей процентов». Я бы сказал на глаз: 15-80% в зависимости от тусовки
avatar
Потому что это люди, с которыми потенциально можно (или придётся) играть, на полигоне или за столом. Исследование процесса вовлечения и знание конкретных людей позволяет не испортить игру и, теоретически, выцепить кого-то клёвого.
avatar
Вспомнил, что когда-то на фМРИ эта тема всплывала. EvilCat пояснила, что помимо НРИ, перенесённых в формат форумов, есть еще целый пласт ролевых игр, описанных Дмитрием.
Какую-то попытку систематизировать знания и опыт, связанный с этими играми она пыталась сделать (ессессна, на своём филиале радагастопедии): Художественные РИ и Фандомные РИ. Также мне попадался паблик, занимающийся какой-то обскурантной «просветительской» деятельностью, где рассказывалось, кто такие «Мэри Сью», как классифицировать игроков по количеству постов, какие формы организации игры существуют и т. д. Увы, чего-то более серьезного в этих наших интернетах я не встречал.
avatar
Энтропия растёт:
avatar
Я встречался с названием «ролка».
avatar
(Кажется, я сейчас кому-то открою Америку...) Я играла на 6 форумах, которые -не- были вида «один форум — одна игра», и на каждом ролевые привычки были разными, довольно сильно отличающимися от других. И ещё на некотором (не очень большом) количестве именно таких форумов, а просмотрела их при выборе очень много. Так вот, я не помню ни одного такого форума без правил. Правила были везде, в том числе и ролевые, помимо организационных. Не везде было прямо сказано, что нельзя играть за чужого персонажа, но на половине (или немного больше) — было. А ещё, если открыть какой-нибудь топ ролевых игр, можно встретить такие понятия, как активный мастеринг, пассивный мастеринг, смешанный мастеринг (это уже вам для каталогизации).
Последний раз редактировалось
avatar
Америка открылась бы, только если бы можно было проследить истоки данного явления и оценить наличие/отсутствие связи с НРИ.
avatar
А, что, в нри приходят как-то особенно? Не так, как на те форумы? С чего конкретно для вас началось увлечение играми?
avatar
Три вопроса – и все мимо темы.
avatar
Ну, лично я про НРИ прочитал где-то в журнале. Возможно, электронном. Потом поискал материалы на тему, и нашёл GURPS. С тех пор он служит мне верой и правдой.
Хотя некоторые считают, что это я ему продал душу, и когда я перестал писать на Имажинарию — на ней прекратили говорить про GURPS. На самом деле — это была такая длинная шутка, что Фланнан всюду тащит GURPS.
avatar
Ну вот я играл в словески без Ведущего, с распределением нарративных прав между игроками, с младших классов школы примерно (сложно сказать, были ли это ролевые игры или повествовательные). Я их называл «игры-сказки» и выдумал сам (насколько я помню, по крайней мере).
Это я к тому, что чтобы изобрести ролевые игры типа «словеска», ничего особенного не требуется, так что их наверняка изобретали в разных видах неоднократно с незапамятных времен. Просто в форумном виде они фиксируются.
avatar
А не оно ли то самое Magic Tea Party?
avatar
А мог бы ты рассказать поподробнее?

Вот в VK в «базе игроков и мастеров» есть такой тег, как «игра текстом». При этом это явно не игра на «дэнжн-мастер» \ «в дискорде».
Я как то пытался понять, но реально там была проблема мисс-коммуникации.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.