О нарративе


В ходе бесед или в своих статьях я часто употребляю такие термины, как “нарративные системы”, “передача нарративных прав”, “нарративный подход” или даже упоминаю сам великий и ужасный ”НАРРАТИВ”. И, кажется, настало время разобраться, что же это на самом деле, и что означает это слово вообще и в контексте настольных ролевых игр в частности.

Немного истории
С определением термина “нарратив” все очень не просто. Их множество (иногда мне кажется, что их даже больше, чем, собственно, материалов по данной тематике) и они противоречивы. Создается ощущение, что у каждого есть свой собственный “нарратив”, в корне не похожий на всех остальных. Но обо всем по порядку.

Свою историю это понятие ведет из античного театра, где норратором (лат. narrare — рассказывать, повествовать; означает языковой акт, то есть вербальное изложение — в отличие от представления) называли чтеца, произносящего текст, но не являющегося участником событий, происходящих на сцене. Этакий закадровый голос, передающий события, происходящие вне пределов сцены, либо озвучивающий происходящее.

Вообще у театра с нарративом свои отношения: там норовят в наррацию записать чуть ли не всякое слово, произнесенное вне дискурса (то есть вне диалога или монолога). Этот текст может быть связан как непосредственно с диегесисом (рассказом повествователя), так и с репликами “нарративной инстанции” (действующего лица на сцене, читающего или пересказывающего чужие слова).

В общем, теория драматургии способна в этом вопросе скорее запутать, чем прояснить ситуацию. Но и философия постмодернизма, подарившая термину “нарратив” вторую жизнь, не делает наши поиски проще. Если вам не дорог разум, я отошлю вас к соответствующей статье энциклопедии истории философии, но предупреждаю: это земля, где водятся драконы.

Словарные определения
Куда отправляется нормальный современный человек, когда ему требуется найти какое-либо определение? Я обычно смотрю в словарях, а нормальный человек смотрит википедию:

Наррати́в (англ. и фр. narrative, от лат. narrare — рассказывать, повествовать) — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает c общеупотребительными словами «повествование», «рассказ».

Впрочем, тут википедии вторит и словарь иностранных слов:

Нарратив (ударение на «и») это речевое изложение событий. Синонимом к слову «нарратив» можно считать «повествование» или «рассказ». Английское слово narrative происходит от латинского narrare — «рассказывать, вещать».

Словарь философской энциклопедии определяет нарратив следующим образом:

Нарратив (от англ. narrative — рассказ, повесть): 1) Способ повествовательного изложения фактов путем описания наиболее значимых событий. 2) Понятие постмодернистской философии, означающее интерпретацию любого естественнонаучного и гуманитарного знания как повествования, которое всегда выражается в форме определенного сюжета с использованием сравнений, аналогий, метафор и т.д.

А словарь Кириленко и Швецова, дает определение соответствующего прилагательного:

Нарративный (англ., франц. narrative — повествование, рассказ) — понятие современной философии, в котором зафиксировано отношение человека к социально-культурной, социально-исторической, «душевной» реальности, понимаемое как постоянная интерпретация меняющегося текста. В понятии «нарративный» подчеркивается текучесть, процессуальность человеческой жизни в культуре, отсутствие изначально заданных смыслов, единство жизнедеятельности и ее осмысления. Понятие «нарративный», наррации тесно связано с понятиями «смерти автора» как отказа от позиции вненаходимости по отношению к тексту, критикой «метарассказов», «метанарраций», то есть наличия окончательного и единственного авторского замысла, единой направленности исторического развития, абсолютной целостности «Я», единственно возможного прочтения философских идей, художественного произведения. Данное понятие используется в современной философии истории (А.Тойнби), герменевтике (П.Рикер), философии постмодернизма, в так называемой «нарративной психологии» (Дж. Брунер, Т. Сарбин). Представители последней считают, что представление о непрерывности и целостности «Я» рождается в процессе повествования о самом себе.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 236-237.

О событиях и СОБЫТИИ
Не знаю, стало ли кому-нибудь понятнее, но ясно одно — нарратив имеет самое прямое отношение к повествованию (рассказу, истории). Мне самому наиболее близким кажется описание нарратива, данное в энциклопедии современной западной философии. Приведу ее полностью:

НАРРАТИВ (англ. narrative) — рассказ, повествование. Теория нарратива изучает строение сюжетных повествований (англ. plot, story, фр. histoire, recit, intrigue, нем. Geschichte) и общие законы сюжетосложения. Основы нарратологии были заложены Аристотелем в учении о «повествовании» ([mythos) как о «подражании действию» (mimesis praxeos), заключающемуся в «упорядочении фактов» (synthesis ton pragmaton). В 20 веке изучение сюжета в литературоведении привело к созданию ряда нарратологических концепций — теории русской «формальной школы» (В.Б. Шкловский, Б.В. Томашевский) и В.Я. Проппа, англосаксонской «новой критики» (К. Берк, Р.П. Блекмур), неоаристотелианских (У. Бут и др.) (Неоаристотелизм), структуралистских (К. Леви-Стросс, А.-Ж. Греймас, К. Бремон, Ц. Тодоров, Р. Барт), феноменологических (П. Рикер) теорий. Проблемы н. углубленно разрабатывали также историки (Ж. Дюби, Ф. Фюре, П. Вейн) и представители Аналитической философии (Л.О. Минк, X. Уайт, А. Данто, У. Дрей).

В эпистемологическом плане (Эпистемология) теория нарратива выделяет три основных уровня анализа: (1) действий, (2) событий и (3) сюжета как такового. Теория действий описывает семантическую ('Семантика) акциональную сетку, которая предполагает пять минимальных условий, служащих основой для складывания нарратива: (1) агент, действующий или претерпевающий действие в некоторой (2) ситуации, совершающий тот или иной (3) поступок ради достижения определенной (4) цели и использующий доступные ему (5) средства. Минимальной синтагматической единицей в этой модели является отдельное предложение, описывающее действие в форме «X делает А в тех или иных обстоятельствах». Однако, отвечая на вопросы «кто?», «что?», «почему?», «зачем?», «как?», «с кем?» (или «против кого?»), указанная модель описывает лишь предварительные (логические и семантические) условия порождения сюжета, но ничего не говорит ни о результатах действий, ни об их смысловой связи. Чтобы «действие» стало сюжетообразующим фактором, оно должно трансформироваться в «событие».

Событием в теории н. считается такое действие, которое, нарушая некоторую норму (и, соответственно, ожидания читателей и/или персонажей), тем самым изменяет наличную ситуацию («Цезарь перешел Рубикон»); если нарушения не происходит, то данное действие событием не считается («Корова перешла Рубикон»). Таким образом, «событие» должно удовлетворять трем условиям: (1) отклонение от нормы, (2) однократность (неповторяемость) и (3) результативность (необратимость). Множество «действий» и «событий», образующих аморфную массу и поддающихся бесконечному пространственному и временному прослеживанию, группировке и конкретизации, является материалом для нарративной обработки, которая заключается в отборе ситуаций, лиц и их поступков, организуемых в связное смысловое целое. Сюжет превращает бесконечно ветвящиеся цепочки жизненных событий в событийное единство, которое определяется его финалиетской, телеологической логикой, т. е. способом его завершения; всякий сюжет строится не от начала к концу, а от конца к началу; его «развязка», будучи задана семантикой данного произведения, жанра, направления и т.п., еще до того, как рассказчик приступил к повествованию, заставляет его подбирать такие события и их последствия, которые с необходимостью ведут к данному финалу (так, в повествованиях сказочного типа, где добро торжествует над злом, последнее совершается лишь затем, чтобы злодей был наказан), причем большая или меньшая роль событий непосредственно обусловлена их значением для развертывания сюжета.

Нарратив представляет собой важнейший механизм упорядочения человеческого опыта, способ понимания и объяснения действительности; в отличие от философских и научных процедур, «нарративное знание» доступно обыденному сознанию и потому имеет универсальное распространение — не только в жизненной практике, но и в литературе (эпос, драма, лиро-эпика), философии, социальной антропологии, историографии, социологии, психотерапии, юриспруденции и др.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 159-160.

То есть, нарратив по большому счету есть ничто иное, как построение сюжета посредством создания цепочки событий по определенным законам и с соблюдением известной структуры.

Это подтверждают и исследования нарратива в современной лингвистике:

«Нарратив — это текст, в котором рассказывается о людях и происходящих с ними событиях в той последовательности, которая устанавливается говорящим» (Попова, 2002, 12).
«нарратив, как правило, повествует о событиях, отклоняющихся от обычного рутинного хода жизни, характеризующихся, с точки зрения адресанта, некоторой аномалией, отклонением от нормы» (Орлова, 2004, 409)
Э. Бальбуров считает признаком нарратива наличие «произвольно построенной структуры, в которой события располагаются в форме специфического суждения — истории» (Бальбуров, 2002, 73)
«Это некоторая целостность, складывающаяся из начала, середины и конца. Как правило, данные части соединены между собой посредством каузальной связи. Благодаря такому способу связи нарратив становится не простой совокупностью элементов (событий, ситуаций), а принципом их конфигурации» (Сыров, 1999, 21)
Нарратив — это художественный повествовательный текст, имеющий определенную событийную структуру, организованную посредством экзегетического или диегетического повествователя. (Грицкевич Н.Н.)

Как уже указывалось выше, основной структурной единицей нарратива является событие. Аристотель говорит, что события должны быть сложены так,

«чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого».

Это есть закон «исключения события», который позволяет выделить сцены, в которых происходят события и отделить их от сцен, в которых просто озвучиваются факты:

Если исключаемое меняет сюжет всего повествования — это событие; если нет — это факт, который затрагивает действие персонажа или нескольких персонажей, но не сюжета всей истории.

И здесь вновь проявляет себя нарративная лингвистика:

На понимании нарративности как изложения истории, обладающего временной структурой, построено авторитетное исследование нарратива, представленного В. Шмидом в работе «Нарратология» (2003). Реалистическое понятие о событийности определяется несколькими критериями:
— во-первых, релевантностью изменения, при этом повышается событийность по мере того, как то или иное изменение рассматривается как существенное. Тривиальные изменения события не образуют. Отнесение того или иного изменения к категории события зависит, с одной стороны, от общей картины мира в данном типе культуры (Лотман, 1970, 282), а с другой — от аксиологии переживающего данное изменение субъекта. Так, относительность релевантности демонстрируется И.А.Буниным, например, уже в повести с многообещающим для нарратологии заглавием «Жизнь Арсеньева».
-во-вторых, непредсказуемостью, при этом событийность изменения повышается по мере его неожиданности. Парадокс — это противоречие «доксе», то есть общему мнению, ожиданию. Уже Аристотель определяет парадокс не только как «высказывание вопреки общему мнению», но также и как высказывание, «противоречащее прежде пробужденному ожиданию» (Шмид, 2001, 9-16). В повествовании как «докса» выступает та последовательность действий, которая в нарративном мире ожидается, причем речь идет об ожидании не читателя, а протагонистов. Эту «доксу» и нарушает событие. Основными критериями событийности являются релевантность и непредказуемость.
— в-третьих, консекутивность — событийность изменения зависит от того, какие последствия в мышлении и действиях субъекта она влечет за собой. Консекутивное прозрение и перемена взглядов сказывается на жизни героя.
— в-четвертых, необратимость. Событийность увеличивается по мере того, как уменьшается вероятность обратимости изменения и аннулирования нового состояния. В случае «прозрения» герой должен достичь духовной и нравственной позиции, которая исключает возвращение к более ранним точкам зрения.
— в-пятых, не повторяемость. Изменение должно быть однократным, так как изображение приближает наррацию к описанию.

Нарратив в гейм-дизайне
В последнее время еще одна сопредельная территория запестрела упоминанием нарратива. А именно — индустрия видеоигр. Появилась специализация гейм-дизайна, называемая нарративным дизайном. О ней нельзя не упомянуть, так как признак ее выделения среди прочих искусств:

Игровой сценарист создает историю при помощи текста, звука и изображений. Эти три выразительных средства использовались рассказчиками на протяжении тысяч лет: все знакомые нам виды искусства основаны на одном или комбинации нескольких из этих средств.
Нарративный дизайнер, в отличие от игрового сценариста, должен также использовать в качестве повествовательного инструмента геймплей. Геймплей — это уникальный инструмент повествования, присущий только играм.
Согласитесь, мы тоже оперируем геймплеем, как одним из инструментов создания истории. И если та или иная игровая система включает в себя механизмы создания истории в соответствии с правилами нарратива и со структурой, соответствующей жанру игры, то такую систему, по видимому, следует считать нарративной.

Нарратив в НРИ
Понятие нарративизма пришло в НРИ через Большую Модель:

Предпочтение формированию сюжета игры, рассмотрению желаний и мотиваций персонажей, их взаимоотношений. Для группы с подобной мотивацией интересно взаимодействие персонажей и развитие ситуации, но менее интересны меры по достижению этого.

Это определение довольно расплывчато и явно недостаточно, но оно вполне очерчивает одну из позиций, которую часто занимают участники игр с высоким уровнем передачи нарративных прав игрокам.

Из всего приведенного выше, а также из материалов, не приводимых тут ввиду их объема, я определяю нарратив в НРИ, как акт повествовательного изложения фактов путем описания наиболее значимых событий посредством текста, изображения, звука и геймплея.
В значительном числе игр нарратив прочно удерживается в руках мастера (рассказчика). Он является фактически единственным обладателем нарративных прав и исполняет функцию античного narrare — лишенный права действовать, он узурпирует право рассказывать. Игроки остаются исключительно в актерской позиции: они могут решать, как будут действовать их персонажи, но они практически не влияют на то, что именно произойдет.
Тут следует уточнить термин “нарративные права” — это права создавать историю. По сути это права принимать при создании истории различные позиции:
  • позиция сценариста — право создавать и выстраивать события исходя из универсальных законов сюжетостроения
  • позиция режиссера — право вкладывать в повествование идею, интерпретировать события, ставить и разворачивать сцены
  • позиция актера — право раскрывать и демонстрировать внутренний мир своего персонажа
  • позиция игрока — право оперировать геймплеем в рамках системы для обнаружения фактов и инициации событий
Чем больше позиций одновременно может занимать игрок, тем с большей уверенностью можно говорить о том, что он получает нарративные права.

Итак, нарративной я называю игру, где мастер и игроки имеют сходные нарративные права, совместно создают повествование по универсальным законам сюжетостроения, и раскрывают внутренний мир своих персонажей посредством системы, игромеханически поддерживающей все эти процессы.

Вы же вольны понимать и сам термин и все его производные как вам угодно. Ибо, как я уже писал в самом начале: тут каждый трактует как он хочет. От науки к науке значение нарратива сильно меняется, так что выбирайте мудро и пользуйтесь как придется.
  • нет

5 комментариев

avatar
я определяю нарратив в НРИ, как акт повествовательного изложения фактов путем описания наиболее значимых событий посредством текста, изображения, звука и геймплея.
«На прошлой сессии за два раунда комбата у нас случилось три мастерских нарратива». Определение «нарратива» как акта — довольно странное и решительно порывает со всем, что цитировалось до этого.
avatar
Ну тут смотря что полагать актом))
«На прошлой сессии за два раунда комбата у нас случилось три мастерских нарратива»
нереально так как это акт изложения событий. А что такое «событие» выше разобрано подробно. Три события за два раунда боевки? Дай бог, чтобы у вас за всю игру было три события.
Наверное, «акт» — действительно слишком многозначительный термин. Можно уточнить его как «акт деятельности».
avatar
Куда отправляется нормальный современный человек, когда ему требуется найти какое-либо определение? Я обычно смотрю в словарях, а нормальный человек смотрит википедию:
Нам надо меньше нормальных людей и больше таких, как ты. ;)
avatar
Понятие нарративизма пришло в НРИ через Большую Модель:

По сути это понятие было еще в тройственной модели (Threefold Model), откуда к слову растут ноги у GNS.

нарративной я называю игру, где мастер и игроки имеют сходные нарративные права, совместно создают повествование по универсальным законам сюжетостроения, и раскрывают внутренний мир своих персонажей посредством системы, игромеханически поддерживающей все эти процессы.

Можно было бы проще задать определение, как «игра с механизмом передачи нарративных прав». Ну или story game.
avatar
Можно было бы проще задать определение, как «игра с механизмом передачи нарративных прав». Ну или story game.
Тут важно чтобы игра способствовала созданию повествования. Так-то можно передать все права игрокам, но если при этом не будут задействованы механизмы и законы построения сюжета, это не будет иметь смысла в плане создания истории.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.