Ловушка величия

Когда уверенность в своих силах превращается в манию величия?…

muholovka
Берегись, а то поймает!

Автор: Angela Murray
Перевод: Svolod
Ссылка на оригинал статьи

Вера в свои силы – одно из ключевых свойств хорошего ведущего. Даже если вы и не знаете все правила вдоль и поперек, вашей уверенности в том, что в ваших силах сделать хорошую игру зачастую достаточно для того, чтобы именно такой она и оказалась. Да и, в общем-то, немалую роль в «пути ведущего» играет наличие у человека простой готовности пробовать. Так что, похоже, вера в себя – это исключительно хорошее свойство для мастера, да? В основном, так, но тут, как и везде, есть нюанс. Иногда эта уверенность в себе превращается в манию величия.

Ладно, возможно термин «мания величия» – это немного чересчур. Но я уверена, что каждый из вас как минимум однажды натыкался на ведущего, который был уверен, что его игра – это абсолютно идеальное мероприятие и отказывался даже слушать любые возражения. Мания величия у ведущих может проявляться по-разному, но в любом случае она не несет в себе ничего хорошего. Если ты перестаешь думать о том, как улучшить свою игру, значит, ты попался в эту ловушку.

По счастью, первый тип ведущих, которые попадаются в эту ловушку, виден издалека. Это ребята, которые утверждают, что готовы только водить игры, а вот играть отказываются. Чаще всего после подобного заявления следует совершенно отвратная игра. Для таких мастеров их заявленная позиция не имеет никакой связи с их навыками, да и, откровенно говоря, вообще с ролевыми играми не связана. Эти ребята водят игру только из-за того чувства контроля, которое она им дарит. Как мы уже обсуждали раньше, хороший ведущий должен время от времени пересаживаться на другую сторону мастерской ширмы, чтобы обновить свои представления о том, как оно вообще там воспринимается. Тем же, кто отказывается играть, обычно нет дела до того, чего там ощущают игроки.

Только поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что хороший мастер обязательно должен предпочитать роль игрока на сессиях. По-настоящему хорошие ведущие с удовольствием создают миры и делают захватывающие сессии, но при этом знают, как ценно бывает иногда просто взять и откинуться на спинку кресла игрока – либо просто наслаждаясь приключениями, либо выступая помощником начинающего мастера. Понимание того, что происходит с разных сторон стола, помогает всем участникам игры.

Повторюсь, меня всегда пугали мастера, которые настаивали на том, что они могут только водить. Почти всегда это означает, что как раз водить-то они толком и не умеют.

Второй тип попавшихся в эту ловушку мастеров куда сложнее. Большая часть из них – на самом деле хорошие ведущие, но где-то в ходе своей карьеры они поверили в свое величие. Эти ребята водят по-настоящему приятные игры, но бывают печально слепы к некоторым проблемам, которые присутствуют в их играх. Так или иначе, несмотря на все их навыки, эти ведущие дистанцируются от любой обратной связи, которая могла бы помочь сделать игру лучше. Они слепы и глухи к таким вещам, как повторяющиеся сюжетные элементы, превалирование NPC над PC, или поворотам истории, которые не видны никому кроме мастера и потому куда менее интересны, чем он думает. Этот список можно еще долго продолжать, но если обобщить, то эти мастера просто не замечают, что медленно теряют своих игроков.

Ну что, уже начали задумываться о том, не попались ли вы сами в подобную ловушку? Уже сам факт того, что вы задаете себе этот вопрос, скорее всего, означает, что с вами все в порядке 🙂 Однако, если вы еще не уверены, то вот вам мини-тест:

Дают ли игроки вам обратную связь? В конце сессии, когда ведущий задает традиционный вопрос «ну как оно?», чаще всего ему действительно интересно мнение группы. Знать, что игрокам понравилось, а что – нет – один из лучших способов сделать игру лучше. Но игроки, мнение которых игнорируется или встречается в штыки, рано или поздно просто прекратят его высказывать. Кому приятно раз за разом штурмовать «стену самоуверенности», если видно, что все эти попытки ни к чему не приводят?

Так что, если в финале сессии игроки не говорят равно ничего плохого и ничего хорошего, попробуйте перефразировать свой вопрос. Поменяйте слова и подчеркните, что вам в самом деле хочется знать их мнение, а не услышать от них очередную порцию похвал. В некоторых группах, кстати, хорошо работает двусторонний подход «понравилось / не понравилось», который дает игрокам возможность сфокусироваться на разных сторонах вопроса. В общем, используйте любой метод, который нравится – главное, выслушайте своих игроков.

Несколько ваших лучших игроков перестали приходить на сессии? Чем сильнее мастер проявляет свою самоуверенность, тем больше игрокам хочется найти лучшее применение своему свободному времени, чем ходить на его игры. Так что, если участники игры начали под разными предлогами исчезать один за другим, возможно, вам стоит сделать шаг назад и выяснить, нравится ли им вообще ваша кампания. Да, наши интересы имеют обыкновение меняться, но лучше все-таки проверить: а вдруг на самом деле дело в вашей уверенности в своих силах, разросшейся до размеров мании величия?

Тут есть, однако, один момент. Зачастую ведущим сложно заметить текучку игроков из-за того, что на место ушедших сразу приходят новые. Я знакома с одним мастером, у которого первые несколько сессий игрок чувствует себя нормально, а потом описанные проблемы начинают вылезать, и он уходит, высвобождая место для другого. И так кампания, регулярно меняя состав, движется довольно долго.

А насколько высокая текучка у вас в группе? Если вы полностью обновляете состав, скажем, каждый год, то это повод крепко задуматься о том, что вы делаете.

В общем, уверенность в себе – это очень важное качество хорошего ведущего, но никто еще не дошел до такого состояния, при котором уже нечего больше улучшать.

This article originally appeared on Gnome Stew, The Game Mastering Blog, and is reprinted here in Russian with permission. You can read the original English-language article by Angela Murray at The Arrogance Trap, and check out Gnome Stew’s books on the Engine Publishing website. Gnome Stew, the Gnome Stew logo, and The Game Mastering Blog are trademarks of Martin Ralya. Engine Publishing is a trademark of Engine Publishing, LLC. This article is copyright © 2014 by its original author. All rights reserved.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *