Рецензия на Maze of the Blue Medusa

Писать рецензию на Maze of the Blue Medusa — почти то же самое, что писать рецензию на «Мону Лизу». Занятие абсолютно бессмысленное. Но всё-таки вот он я, воюю с ветряными мельницами...

Знаете, бывает иногда так, что звёзды сходятся, где-то на горе заливается соловьём рак, выводя пятую симфонию Бетховена, пресловутые палки все разом дают ежегодный залп — и на свет появляется нечто. Иногда нечто бывает уродливым, как жутковатый ребёночек-мутант, а иногда — первозданно-прекрасным.

Рецензия на Maze of the Blue Medusa, image #1

Так вот, однажды на почве увлечения D&D сошлись два гения — Патрик Стюарт и Зак Смит. Несколько лет они обменивались идеями, набросками и заготовками. И постепенно все эти идеи и заготовки начали соединяться, приобретать очертания, обрастать историей... и в конце концов сложились в «Лабиринт синей Медузы».

Если попытаться описать «Лабиринт» коротко (за этот грех профанации я несомненно буду проклят), то это — психоделическое мегаподземелье почти на триста комнат, каждая комната которого — настоящее произведение искусства. Как минимум, искусства изобразительного, потому что каждое помещение Лабиринта проиллюстрировал в своём неповторимом стиле Зак Смит. Как максимум — искусства выдумщика и фантазёра, потому что вещи, которые происходят в этих комнатах, иногда не поддаются никакому описанию — а авторы всё равно берут и описывают. И у них получается! Пересказать — не могу. Бессмысленно.

Проблема краткого описания в том, что Maze of the Blue Medusa значительно больше, чем просто sum of its parts, больше, чем сумма комнат. Не в географическом смысле — пространство играет здесь странные штуки, но триста комнат есть триста комнат — а в смысле наполненности. «Лабиринт» пронизан историями. Историями персонажей и предметов, историями любви, ненависти, предательства, людей и нелюдей, потусторонних пространств и космических событий.

И глядя на эти истории, ты начинаешь видеть, как они приходят в движение. Даже не надо начинать игру. Во время чтения перед мысленным взором начинает плестись шизофренически-разноцветное полотно событий, и только начисто лишённый фантазии человек сможет избежать индокринации этим бурлящим хаосом. Представьте, что будет, если действительно запустить туда игроков.

А ведь возможно, что ничего — одно лишь разочарование. Лабиринт может оказаться слишком большим, подавляющим и непонятным для невнимательных и лишённых определённого чувства эстетики изыскателей — и для ведущих, которые не справятся с его поворотами.

Больше всего меня поражает двойственность «Лабиринта». Обычно я снисходительно фыркаю на рассуждения об играх, как о виде искусства. Игровая книга должна быть в первую очередь функциональной. Конечно, богатой идеями, но — функциональной; это инструмент, а не предмет любования.

«Лабиринт» втаптывает все эти рассуждения в пыль. Я просто не могу спорить с тем, что он является произведением искусства; для меня это ясно, как день, это не требует доказательств. В то же время он необычайно богат и функционален, как подземелье.

Посвятим абзац его функциональной стороне. Своим устройством Maze of the Blue Medusa немного отличается от классических мегаподземелий. Здесь всего один уровень и начисто отсутствуют типичные для подземелий «старой школы» длинные и узкие тоннели, какими соединяются комнаты. Более того, «Лабиринт» не слишком полагается на механизмы вроде случайных столкновений; каждая комната уже содержит в себе нечто интересное и необычное, будь то необычный предмет, персонаж или кусок пространства с иными законами физики. В каком-то смысле «Лабиринт» — это funhouse-мегаданжен. Такая концепция лично мне кажется чудовищной, но Зак и Патрик — именно те люди, которые могли сделать подобное хорошо. И они сделали. При этом здесь есть и случайные столкновения, и даже таблица случайной добычи на трупах. Но даже random encounters воспринимаются как нечто уникальное и «одноразовое»; вряд ли возможны два сколь-нибудь похожих столкновения, из-за своих особенностей все они будут неповторимы. Наконец, авторы позаботились, чтобы их книгу удобно было использовать во время игры и серьёзно поколдовали с форматом. Из всех мегаподземелий именно «Медуза» организована удобнее всего (а делюксовый pdf вдобавок снабжён всеми мыслимыми и немыслимыми гиперссылками). Ей это действительно нужно — очень много информации приходится держать под рукой или в уме.

Я часто думаю, что Maze of the Blue Medusa может стать для меня той самой светлой мечтой, которая постоянно маячит где-то на горизонте — но никогда рядом. Что, несмотря на всё моё восхищение, я никогда не проведу «Лабиринт» — а если и начну, то из-за накопленных за эти годы ожиданий почувствую одну лишь пустоту и эмоциональное выгорание.

Мне кажется, именно этим и страшны игровые материалы, представляющие собой одновременно совершенный инструмент и произведение искусства.

Now: You enter.

Рецензия на Maze of the Blue Medusa, image #2
758 views·9 shares