Классификация игроков от Робина Лоуса
В книге «Robin's Laws of Good Game Mastering» предлагается довольно любопытная классификация игроков — не то что бы альтернативная классической (геймист, нарративист, симуляционист), но дополняющая её:
1. Пауэргеймер — стремится к тому, чтобы его персонаж стал сильнее, толще, круче и богаче чем все остальные. Успех в этом деле и удовлетворение от игры во многом зависит от системы, поскольку игрок склонен видеть своего персонажа как абстрактный набор способностей и плюшек, цель которых — обрести ещё больше плюшек. Правилам уделяет особое внимание, стараясь найти способы «сломать» систему, получив наибольшее преимущество наименьшей ценой. От мастера ждет прежде всего простого вызова и возможности вписать новую строку в свой чарлист.
2. Надиратель задниц — после утомительного дня на работе или учебе он хочет расслабиться и выпустить пар, врезав кому-нибудь по лицу. Если мастер даст ему пару десятков таких лиц, игрок будет счастлив. Выбирает простых персонажей, ориентированных на сражения, и редко интересуется правилами за пределами этой области применения.
3. Тактик — чтобы удовлетворить этого игрока мало обычной потасовки, ему нужно настоящее сражение, которое станет вызовом его тактическому и логическому мышлению. От мастера требует точности и достоверности описаний, поскольку может извлечь преимущество из любой детали. Прекрасно разбирается в правилах, и непременно уточнит, как мастер интерпретирует спорный момент — он должен знать, как его использовать. Нередко воспринимает отыгрыш как нечто отвлекающее от главного и раздражается, когда остальные игроки совершают тактически неуместные поступки, которые тем не менее раскрывают образ их персонажей.
4. Узкий специалист — «Синдром эльфиского лучника», такой игрок независимо от сеттинга и системы отыгрывает персонажей примерно одного типа. Редко уделяет внимание правилам за пределами этой специализации. Чтобы осчастливить Специалиста достаточно ввести несколько сцен, завязанных на особенностях выбранного им типажа.
5. Актёр — воспринимает игру как возможность для самовыражения. Уделяет особое внимание психологии своего персонажа и тому, как он воспринимает происходящее. Того же ждет и от других игроков. Правила считаем чем-то вроде необходимого зла, с которым приходится мириться, а лучшая игровая сессия для него — та, на которой кубики так и не были извлечены из своих мешочков. От мастера ждет прежде всего ситуаций, которые помогут ему глубже понять и раскрыть образ персонажа.
6. Рассказчик — как и в предыдущем случае, его больше интересует отыгрыш, чем количество экспы и показатель атаки. Однако он руководствуется не психологией персонажа, а логикой истории. Игру он воспринимает как интерактивный фильм, а от мастера ждет интересного сюжета и возможности оказаться в центре внимания.
7. Казуальщик — об этом типе игроков чаще всего забывают в обсуждениях подобного толка, но он есть. Как правило, это знакомый, которого притащили на сессию другие игроки. Если он понимает, что такое ролевые игры — уже хорошо, тем не менее он не разбирается в правилах (да и не хочет) и теряется при попытке понять, что ему сейчас нужно сделать. Все, что нужно от мастера — не давить на него и не заставлять принимать каких-то важных решений. Дать второстепенного персонажа и возможность освоиться с ним и с игрой — лучшее решение. Через несколько сессий такой игрок либо понимает, что ему здесь делать нечего, либо же втягивается в процесс. Вот тогда ему можно дать рулбук на изучение и вполне однозначно отнести к одному из предыдущих типов игроков.
1. Пауэргеймер — стремится к тому, чтобы его персонаж стал сильнее, толще, круче и богаче чем все остальные. Успех в этом деле и удовлетворение от игры во многом зависит от системы, поскольку игрок склонен видеть своего персонажа как абстрактный набор способностей и плюшек, цель которых — обрести ещё больше плюшек. Правилам уделяет особое внимание, стараясь найти способы «сломать» систему, получив наибольшее преимущество наименьшей ценой. От мастера ждет прежде всего простого вызова и возможности вписать новую строку в свой чарлист.
2. Надиратель задниц — после утомительного дня на работе или учебе он хочет расслабиться и выпустить пар, врезав кому-нибудь по лицу. Если мастер даст ему пару десятков таких лиц, игрок будет счастлив. Выбирает простых персонажей, ориентированных на сражения, и редко интересуется правилами за пределами этой области применения.
3. Тактик — чтобы удовлетворить этого игрока мало обычной потасовки, ему нужно настоящее сражение, которое станет вызовом его тактическому и логическому мышлению. От мастера требует точности и достоверности описаний, поскольку может извлечь преимущество из любой детали. Прекрасно разбирается в правилах, и непременно уточнит, как мастер интерпретирует спорный момент — он должен знать, как его использовать. Нередко воспринимает отыгрыш как нечто отвлекающее от главного и раздражается, когда остальные игроки совершают тактически неуместные поступки, которые тем не менее раскрывают образ их персонажей.
4. Узкий специалист — «Синдром эльфиского лучника», такой игрок независимо от сеттинга и системы отыгрывает персонажей примерно одного типа. Редко уделяет внимание правилам за пределами этой специализации. Чтобы осчастливить Специалиста достаточно ввести несколько сцен, завязанных на особенностях выбранного им типажа.
5. Актёр — воспринимает игру как возможность для самовыражения. Уделяет особое внимание психологии своего персонажа и тому, как он воспринимает происходящее. Того же ждет и от других игроков. Правила считаем чем-то вроде необходимого зла, с которым приходится мириться, а лучшая игровая сессия для него — та, на которой кубики так и не были извлечены из своих мешочков. От мастера ждет прежде всего ситуаций, которые помогут ему глубже понять и раскрыть образ персонажа.
6. Рассказчик — как и в предыдущем случае, его больше интересует отыгрыш, чем количество экспы и показатель атаки. Однако он руководствуется не психологией персонажа, а логикой истории. Игру он воспринимает как интерактивный фильм, а от мастера ждет интересного сюжета и возможности оказаться в центре внимания.
7. Казуальщик — об этом типе игроков чаще всего забывают в обсуждениях подобного толка, но он есть. Как правило, это знакомый, которого притащили на сессию другие игроки. Если он понимает, что такое ролевые игры — уже хорошо, тем не менее он не разбирается в правилах (да и не хочет) и теряется при попытке понять, что ему сейчас нужно сделать. Все, что нужно от мастера — не давить на него и не заставлять принимать каких-то важных решений. Дать второстепенного персонажа и возможность освоиться с ним и с игрой — лучшее решение. Через несколько сессий такой игрок либо понимает, что ему здесь делать нечего, либо же втягивается в процесс. Вот тогда ему можно дать рулбук на изучение и вполне однозначно отнести к одному из предыдущих типов игроков.
14 комментариев
Так что «доктор, где вы взяли такие картинки?» ;)
Сама эта классификация призвана, во-первых, помочь определить, что нужно каждому игроку, а во-вторых, понять, насколько тяжелая система нужна в конкретной группе: Тактику будет мало Ризуса, а Рассказчика, скорее всего, утомит D&D.
Ну и не самая это лучшая классификация, особенно для опытных ГМов. Но это разговор отдельный.
Если тебя интересуют способы альтернативные такому классифицированию, то я например, пользовался «облаками тегов» (я ими вообще во многих вещах пользуюсь — помогает собирать мысли). То есть, по мере знакомства с игроками и их интересами присваивал им ключевые «метки», обозначающие, что нужно вводить в игру, чтобы сделать всем хорошо.
Эх, где бы ещё найти такие познания в психологии, чтобы знать, насколько игрокам хорошо от того или иного варианта. Да ещё и по скайпу, где я их язык тела отслеживать не могу.
Как Свельта говорила в подкасте, если глаза светятся — значит можно продолжать в том же духе!
То есть — вот есть ЦЕЛЬ! А вот дорогу вам придётся выстроить к ней самим, хотя вот здесь, вот здесь и вот здесь есть неплохой камень.
А дальше надо только наблюдать за творящимися безобразиями.
Мне, на самом деле, больше всего понравилась глава про импровизацию.