Murder in Baldur's Gate - обзор
Disclaimer: Я нежно люблю Фаэрун, несмотря на все его недостатки. Я нежно люблю Фаэрун после (и во время) Spellplague. Если у вас с этим проблемы — идите стороной.
Вместе с новостями о новой редакции D&D Wizards of the Coast объявила о переменах в одном из своих основных игровых сеттингов — Forgotten Realms. Очередное масштабное событие, RSE или Realms-Shaking Event, как их называют поклонники сеттинга, получило название Sundering. По сути, это просто реткон, с помощью которого в очередной раз воскресят старых богов и уберут большую часть последствий Волшебной Чумы, произошедшей в четвертой редакции, сделав вид, будто ее никогда и не было.
В поддержку Раскола выходит цикл из шести художественных книг и три игровых продукта:
1)Ghosts of the Dragonspear Castle, мини-кампания и первые печатные правила ДнДНекст в одной книжке, доступной только на прошедшем ГенКоне;
2)Murder in the Baldur's Gate, набор из ширмы ДМа, сапплмента, рассказывающего о городе Врат Балдура, и приключения, посвященного воскрешению Баала;
3)Legacy of the Crystal Shard, аналогичный предыдущему набор, только рассказывающий о Долине Ледяного Ветра. О чем будет приключение, до конца неясно.
Второй пункт уже вполне доступен для заказа. Мой друг его купил и поделился со страждущими, ну а я, ознакомившись, решил написать обзор.
Обзор будет посвящен в большей степени приключению, но и об остальном скажу пару слов. Если вы планируете по нему сыграть, осторожно — МНОГО СПОЙЛЕРОВ.

Итак, авторами Murder in Baldur's Gate значатся Стив Винтер, Мэтт Сернет и Эд Гринвуд. Не скрываясь, продукт пытается выбить ностальгическую слезу из покупателя; знакомый любому геймеру город и характерный символ Баала, герцог Абдель Адриан (так в каноне обозвали протагониста серии BG)…
Может, уловка и сработала бы, вот только эта обложка с дурацкими персонажами… Кто додумался нарисовать там хренова Эдварда Нигму (Загадочника)?
Что ж, смотрим дальше. DM Screen. Карта города с портретами ключевых НПС со стороны игроков и таблички с информацией о городе со стороны мастера. Никакой игромеханики — материал у нас system-neutral, его можно использовать для игр по 3,5, 4 и Next. На практике это означает, что характеристики мобов можно скачать с сайта Визардов отдельным файлом, а конструировать каждую стычку придется самостоятельно, включая тактическую карту и число противников. Имхо — это не страшно.
На книжках остановиться стоит подробнее. Они в мягком переплете, Baldur's Gate Campaign Guide — 96 стр, Murder in Baldur's Gate — 32. Лично мне бросилось в глаза бедное оформление. Рисунков практически нет — в руководстве есть только маленькие портреты нескольких ключевых NPC и схематичные изображения зданий и кварталов. Хотя схематичные здания мне понравились, и их вполне удобно будет использовать для безгридовой боевки в Нексте, но ничтожно малое количество других картинок огорчает. Особенно, учитывая, что многие книги по четвертой редакции были прекрасно проиллюстрированы. В приключении иллюстрации состоят только из трех (или четырех, не помню точно) повторяющихся небольших портретов около сцен, связанных с этими персонажами. И все. Вообще. Очень жаль.
Campaign Guide описывает историю города, главные районы и заслуживающие внимания здания, ключевые фракции и персонажей, а также быт, повседневную жизнь и социальное устройство. Плюс несколько локаций специально для приключений. Мне он понравился — очередное добротное описание города, какие были еще в АДнД 2-й редакции. Не такое подробное, как у Вотердипа, где расписан каждый переулочек, оставляющее некоторый простор для фантазии, но и не скупое — любителям прописанных сеттингов и каноничных подробностей, к которым относятся большинство поклонников ФР, самое то. Сказать, в принципе, больше нечего — если вы видели другие городские руководства, преимущественно, старых редакций, то сможете себе представить, о чем я говорю.
Вот на приключении мы остановимся подробнее, потому что я его ждал и даже подумывал провести в форумном формате. Но после прочтения модуль Murder in Baldur's Gate оставляет смешанные чувства…
Итак, после событий Throne of Bhaal Абдель отказался от престола бога убийств, вернулся во Врата Балдура и зажил обычной жизнью, сначала возглавив Пылающий Кулак, а затем получив титул герцога. Эссенция Баала гарантировала ему крепкое здоровье и долгожительство. Абдель считал себя последним уцелевшим потомком Баала, но ошибался. Детей Баала уцелело двое.
Все начинается на городском празднике, когда герцог Абдель лично обращается к жителям города. И тут же на него совершают покушение — второй уцелевший потомок Баала. О котором никто ничего не знал.
И тут же вылазят первые косяки и возникают первые вопросы. Кто такой этот неизвестный брат? Я не помню упоминаний о нем нигде прежде. Как он жил, почему хочет убить Абделя (чтобы завладеть остатком эссенции Баала, это понятно, ну а дальше что?). Почему Баал воскрес? На эти вопросы вам никто не будет отвечать. На них нет ответов в приключении. Сообщить игрокам о том, что за всем происходящим стоит Баал, вообще крайне сложно — разве что вываливать на них неписей, которые отчего-то в этом уверены.
Может быть, ответ будет где-то в художке или я его проглядел, читая Campaign Guide отрывками и не по порядку, но выглядит это очень хреново.
Кто бы не победил в столкновении двух отпрысков Баала, выживший превращается в Убийцу — ту демоноподобную хрень, в которую мог превращаться протагонист в Baldur's Gate 2. И вот с ним уже предстоит разбираться персонажам игроков. После успешной победы их начинают резко уважать в городе и тут же приглашают на аудиенцию представители трех главных фракций — дворянства, Пылающего Кулака, и местной гильдии воров-Робин Гудов.
Здесь и начинается мякотка. Работать на все три фракции не получится. Можно совмещать работу на две из них, но рано или поздно придется выбирать. Возможен и вариант «против всех».
Построение сюжета нелинейное и предлагает множество развилок. Напряжение в городе возрастает, трения между различными социальными слоями увеличиваются, и каждая сторона пытается навести порядок — но ради этого прибегает ко все более суровым мерам. На насилие отвечают ужесточением законов и введением комендантского часа, на это отвечают поджогами и погромами, на это отвечают массовыми казнями и так далее… по всем правилам драмы события развиваются от плохого к худшему.
Все это неспроста. После гибели всех своих отпрысков Баал вернулся в жизни и теперь должен выбрать себе Избранного. Он положил глаз на трех предводителей враждующих фракций во Вратах Балдура, и от результата их соперничества зависит, кто станет новым Избранником бога убийства.
Сюжет построен следующим образом. У каждого лидера фракции есть свой счетчик «Избранности». События разделены на десять этапов, в большинстве из которых — три сцены. Каждая сцена привязана к одному из лидеров фракции. Это может быть задание для персонажей или просто событие, которому они стали свидетелями. В зависимости от их действий лидер, к которому привязана сцена, получает или не получает одно очко к своему счетчику. Тот, кто наберет больше всего очков к концу десятого этапа, окажется Избранным Баала и попробует утопить город в крови.
Персонажи могут сообразить, что каждый из троицы этих лидеров ведет город к беде. Если они попытаются их устранить насильственными методами — скорее всего, Баал изберет одного из PC. Решение, которое предлагают разработчики для такого варианта событий, достаточно очевидное и малоинтересное, но приятно, что его вообще предусмотрели.
Сами сцены, в которых предлагается участвовать персонажам, отличаются от обычных зачисток подземелий. Это разнообразные допросы, обыски, разбирательства, саботажи, ограбления, поджоги… Где-то на середине приключения я стал позевывать. Где тот экшен и «вау-моменты», которые я хочу получить от игры по ДнД? Это не то приключение, где персонажи фехтуют на палубе терпящего крушение воздушного корабля или взбегают по спине дракона, чтобы красиво обхватить его шею ногами и вонзить клинки в глаза… В этом модуле предстоит:
-побегать за голубем по городским улицам, чтобы успеть заплатить выкуп
-устроить (или помешать, или стать свидетелями) поджог, вызвав многочисленные пожары
-ограбить сборщика налогов
-раскрыть (или поучаствовать) в местном пороховом заговоре, где с помощью пороха кое-кто задумал подорвать здание парламента (да, почти буквальное цитирование реальной истории)
-попытаться успокоить волнения толпы и предотвратить подстроенный жестокий ответ в виде залпа арбалетов
-предостеречь от введения закона, который подстегнет и без того напряженную обстановку на улицах…
И так далее, и тому подобное. От того, на чьей стороне герои, зависит довольно много. Они могут стать свидетелями пожара и попытаться его предотвратить, а могут сами быть поджигателями. Возможное количество развилок меня очень порадовало — я давно не видел такого нелинейного модуля, тем более от Визардов. Хотя многие события и концовка предопределены, «точек входа» и вариантов последствий хватает.
Не обошлось, конечно, и без нелепых глупостей… К примеру, в одной из сцен героям предлагают отправиться патрулировать ночные улицы. Не потому, что там бродят чудовища — потому что комендантский час, и работникам доков не положено находится в Верхнем городе вечером. К этому моменту персонажи уже пользуются всеобщим уважением и славой героев, и они должны вылавливать припозднившихся грузчиков? Да любой нормальный приключенец пошлет квестодателя лесом после получения подобного задания. Если бы там хоть что интересное происходило — так нет же…
Сцены описаны достаточно скупо. Для того, чтобы сделать их интересными, каждый раз придется напрягать собственную фантазию. К счастью, ближе к концу модуля драма нарастает, и понимаешь, что город действительно застыл на краю. Еще немного, и волна безудержного кровавого бунта захлестнет улицы. И герои изо всех пытаются это предотвратить, но каждое действие порождает более жесткий ответ…
В какой-то момент мне показалось, что я читаю модуль к другой системе. Ближе к развязке создателям действительно удалась атмосфера и чувство обреченного города. Подобного от игры по ДнД не ждешь… Я уж было приготовился к яркой кульминации, но… когда она должна наступить, лидеры фракций вдруг сбавляют обороты и решают жить дружно. И все напряжение пропадает.
ЧТО ЭТО БЫЛО? КАКОГО ХЕРА?
Один из них уже Избран Баалом. На ближайшем празднике он устраивает кровавую резню (какую именно — зависит от того, кто из трех избран. Мне больше всего по душе вариант Пылающего Кулака). Персонажам предстоит зарубить Избранного, который должен дать им понять, что это все из-за Баала.
Слабо, очень слабо.
Замах на рубль, удар на копейку. Стало тому причиной ограничение на размер текста — постоянно возникает чувство, что сократили все, что смогли, чтобы уложиться в 32 страницы — или попытка приспособить модуль для D&DEncounters, приключение слабое. С другой стороны, если вы вдруг готовы вложить в него немалое количество собственной фантазии и вдохновения — модуль может оказаться неожиданно драматичным и эмоциональным.
Я вот не готов.
Здесь нет таинственной и могущественной магии, ужасных чудовищ и провалившихся волшебных экспериментов, нет существ с иных планов бытия или величественных хрустальных дворцов. Здесь вообще почти не упоминается магия, а подробности, связанные с божествами, остаются где-то за кадром — как и ответы на многие вопросы. Это попытка сделать неожиданно суровый дндшный модуль, в духе модного нынче «темного фэнтези» а-ля Мартин или Аберкромби. Я не знаю, как на нее реагировать, но попытка, по моему мнению, неудачная.
В конце концов, есть и более подходящие игры.
Вместе с новостями о новой редакции D&D Wizards of the Coast объявила о переменах в одном из своих основных игровых сеттингов — Forgotten Realms. Очередное масштабное событие, RSE или Realms-Shaking Event, как их называют поклонники сеттинга, получило название Sundering. По сути, это просто реткон, с помощью которого в очередной раз воскресят старых богов и уберут большую часть последствий Волшебной Чумы, произошедшей в четвертой редакции, сделав вид, будто ее никогда и не было.
В поддержку Раскола выходит цикл из шести художественных книг и три игровых продукта:
1)Ghosts of the Dragonspear Castle, мини-кампания и первые печатные правила ДнДНекст в одной книжке, доступной только на прошедшем ГенКоне;
2)Murder in the Baldur's Gate, набор из ширмы ДМа, сапплмента, рассказывающего о городе Врат Балдура, и приключения, посвященного воскрешению Баала;
3)Legacy of the Crystal Shard, аналогичный предыдущему набор, только рассказывающий о Долине Ледяного Ветра. О чем будет приключение, до конца неясно.
Второй пункт уже вполне доступен для заказа. Мой друг его купил и поделился со страждущими, ну а я, ознакомившись, решил написать обзор.
Обзор будет посвящен в большей степени приключению, но и об остальном скажу пару слов. Если вы планируете по нему сыграть, осторожно — МНОГО СПОЙЛЕРОВ.

Итак, авторами Murder in Baldur's Gate значатся Стив Винтер, Мэтт Сернет и Эд Гринвуд. Не скрываясь, продукт пытается выбить ностальгическую слезу из покупателя; знакомый любому геймеру город и характерный символ Баала, герцог Абдель Адриан (так в каноне обозвали протагониста серии BG)…
Может, уловка и сработала бы, вот только эта обложка с дурацкими персонажами… Кто додумался нарисовать там хренова Эдварда Нигму (Загадочника)?
Что ж, смотрим дальше. DM Screen. Карта города с портретами ключевых НПС со стороны игроков и таблички с информацией о городе со стороны мастера. Никакой игромеханики — материал у нас system-neutral, его можно использовать для игр по 3,5, 4 и Next. На практике это означает, что характеристики мобов можно скачать с сайта Визардов отдельным файлом, а конструировать каждую стычку придется самостоятельно, включая тактическую карту и число противников. Имхо — это не страшно.
На книжках остановиться стоит подробнее. Они в мягком переплете, Baldur's Gate Campaign Guide — 96 стр, Murder in Baldur's Gate — 32. Лично мне бросилось в глаза бедное оформление. Рисунков практически нет — в руководстве есть только маленькие портреты нескольких ключевых NPC и схематичные изображения зданий и кварталов. Хотя схематичные здания мне понравились, и их вполне удобно будет использовать для безгридовой боевки в Нексте, но ничтожно малое количество других картинок огорчает. Особенно, учитывая, что многие книги по четвертой редакции были прекрасно проиллюстрированы. В приключении иллюстрации состоят только из трех (или четырех, не помню точно) повторяющихся небольших портретов около сцен, связанных с этими персонажами. И все. Вообще. Очень жаль.
Campaign Guide описывает историю города, главные районы и заслуживающие внимания здания, ключевые фракции и персонажей, а также быт, повседневную жизнь и социальное устройство. Плюс несколько локаций специально для приключений. Мне он понравился — очередное добротное описание города, какие были еще в АДнД 2-й редакции. Не такое подробное, как у Вотердипа, где расписан каждый переулочек, оставляющее некоторый простор для фантазии, но и не скупое — любителям прописанных сеттингов и каноничных подробностей, к которым относятся большинство поклонников ФР, самое то. Сказать, в принципе, больше нечего — если вы видели другие городские руководства, преимущественно, старых редакций, то сможете себе представить, о чем я говорю.
Вот на приключении мы остановимся подробнее, потому что я его ждал и даже подумывал провести в форумном формате. Но после прочтения модуль Murder in Baldur's Gate оставляет смешанные чувства…
Итак, после событий Throne of Bhaal Абдель отказался от престола бога убийств, вернулся во Врата Балдура и зажил обычной жизнью, сначала возглавив Пылающий Кулак, а затем получив титул герцога. Эссенция Баала гарантировала ему крепкое здоровье и долгожительство. Абдель считал себя последним уцелевшим потомком Баала, но ошибался. Детей Баала уцелело двое.
Все начинается на городском празднике, когда герцог Абдель лично обращается к жителям города. И тут же на него совершают покушение — второй уцелевший потомок Баала. О котором никто ничего не знал.
И тут же вылазят первые косяки и возникают первые вопросы. Кто такой этот неизвестный брат? Я не помню упоминаний о нем нигде прежде. Как он жил, почему хочет убить Абделя (чтобы завладеть остатком эссенции Баала, это понятно, ну а дальше что?). Почему Баал воскрес? На эти вопросы вам никто не будет отвечать. На них нет ответов в приключении. Сообщить игрокам о том, что за всем происходящим стоит Баал, вообще крайне сложно — разве что вываливать на них неписей, которые отчего-то в этом уверены.
Может быть, ответ будет где-то в художке или я его проглядел, читая Campaign Guide отрывками и не по порядку, но выглядит это очень хреново.
Кто бы не победил в столкновении двух отпрысков Баала, выживший превращается в Убийцу — ту демоноподобную хрень, в которую мог превращаться протагонист в Baldur's Gate 2. И вот с ним уже предстоит разбираться персонажам игроков. После успешной победы их начинают резко уважать в городе и тут же приглашают на аудиенцию представители трех главных фракций — дворянства, Пылающего Кулака, и местной гильдии воров-Робин Гудов.
Здесь и начинается мякотка. Работать на все три фракции не получится. Можно совмещать работу на две из них, но рано или поздно придется выбирать. Возможен и вариант «против всех».
Построение сюжета нелинейное и предлагает множество развилок. Напряжение в городе возрастает, трения между различными социальными слоями увеличиваются, и каждая сторона пытается навести порядок — но ради этого прибегает ко все более суровым мерам. На насилие отвечают ужесточением законов и введением комендантского часа, на это отвечают поджогами и погромами, на это отвечают массовыми казнями и так далее… по всем правилам драмы события развиваются от плохого к худшему.
Все это неспроста. После гибели всех своих отпрысков Баал вернулся в жизни и теперь должен выбрать себе Избранного. Он положил глаз на трех предводителей враждующих фракций во Вратах Балдура, и от результата их соперничества зависит, кто станет новым Избранником бога убийства.
Сюжет построен следующим образом. У каждого лидера фракции есть свой счетчик «Избранности». События разделены на десять этапов, в большинстве из которых — три сцены. Каждая сцена привязана к одному из лидеров фракции. Это может быть задание для персонажей или просто событие, которому они стали свидетелями. В зависимости от их действий лидер, к которому привязана сцена, получает или не получает одно очко к своему счетчику. Тот, кто наберет больше всего очков к концу десятого этапа, окажется Избранным Баала и попробует утопить город в крови.
Персонажи могут сообразить, что каждый из троицы этих лидеров ведет город к беде. Если они попытаются их устранить насильственными методами — скорее всего, Баал изберет одного из PC. Решение, которое предлагают разработчики для такого варианта событий, достаточно очевидное и малоинтересное, но приятно, что его вообще предусмотрели.
Сами сцены, в которых предлагается участвовать персонажам, отличаются от обычных зачисток подземелий. Это разнообразные допросы, обыски, разбирательства, саботажи, ограбления, поджоги… Где-то на середине приключения я стал позевывать. Где тот экшен и «вау-моменты», которые я хочу получить от игры по ДнД? Это не то приключение, где персонажи фехтуют на палубе терпящего крушение воздушного корабля или взбегают по спине дракона, чтобы красиво обхватить его шею ногами и вонзить клинки в глаза… В этом модуле предстоит:
-побегать за голубем по городским улицам, чтобы успеть заплатить выкуп
-устроить (или помешать, или стать свидетелями) поджог, вызвав многочисленные пожары
-ограбить сборщика налогов
-раскрыть (или поучаствовать) в местном пороховом заговоре, где с помощью пороха кое-кто задумал подорвать здание парламента (да, почти буквальное цитирование реальной истории)
-попытаться успокоить волнения толпы и предотвратить подстроенный жестокий ответ в виде залпа арбалетов
-предостеречь от введения закона, который подстегнет и без того напряженную обстановку на улицах…
И так далее, и тому подобное. От того, на чьей стороне герои, зависит довольно много. Они могут стать свидетелями пожара и попытаться его предотвратить, а могут сами быть поджигателями. Возможное количество развилок меня очень порадовало — я давно не видел такого нелинейного модуля, тем более от Визардов. Хотя многие события и концовка предопределены, «точек входа» и вариантов последствий хватает.
Не обошлось, конечно, и без нелепых глупостей… К примеру, в одной из сцен героям предлагают отправиться патрулировать ночные улицы. Не потому, что там бродят чудовища — потому что комендантский час, и работникам доков не положено находится в Верхнем городе вечером. К этому моменту персонажи уже пользуются всеобщим уважением и славой героев, и они должны вылавливать припозднившихся грузчиков? Да любой нормальный приключенец пошлет квестодателя лесом после получения подобного задания. Если бы там хоть что интересное происходило — так нет же…
Сцены описаны достаточно скупо. Для того, чтобы сделать их интересными, каждый раз придется напрягать собственную фантазию. К счастью, ближе к концу модуля драма нарастает, и понимаешь, что город действительно застыл на краю. Еще немного, и волна безудержного кровавого бунта захлестнет улицы. И герои изо всех пытаются это предотвратить, но каждое действие порождает более жесткий ответ…
В какой-то момент мне показалось, что я читаю модуль к другой системе. Ближе к развязке создателям действительно удалась атмосфера и чувство обреченного города. Подобного от игры по ДнД не ждешь… Я уж было приготовился к яркой кульминации, но… когда она должна наступить, лидеры фракций вдруг сбавляют обороты и решают жить дружно. И все напряжение пропадает.
ЧТО ЭТО БЫЛО? КАКОГО ХЕРА?
Один из них уже Избран Баалом. На ближайшем празднике он устраивает кровавую резню (какую именно — зависит от того, кто из трех избран. Мне больше всего по душе вариант Пылающего Кулака). Персонажам предстоит зарубить Избранного, который должен дать им понять, что это все из-за Баала.
Слабо, очень слабо.
Замах на рубль, удар на копейку. Стало тому причиной ограничение на размер текста — постоянно возникает чувство, что сократили все, что смогли, чтобы уложиться в 32 страницы — или попытка приспособить модуль для D&DEncounters, приключение слабое. С другой стороны, если вы вдруг готовы вложить в него немалое количество собственной фантазии и вдохновения — модуль может оказаться неожиданно драматичным и эмоциональным.
Я вот не готов.
Здесь нет таинственной и могущественной магии, ужасных чудовищ и провалившихся волшебных экспериментов, нет существ с иных планов бытия или величественных хрустальных дворцов. Здесь вообще почти не упоминается магия, а подробности, связанные с божествами, остаются где-то за кадром — как и ответы на многие вопросы. Это попытка сделать неожиданно суровый дндшный модуль, в духе модного нынче «темного фэнтези» а-ля Мартин или Аберкромби. Я не знаю, как на нее реагировать, но попытка, по моему мнению, неудачная.
В конце концов, есть и более подходящие игры.
36 комментариев
Это Assassin's Creed уже какой-то, прости господи (Аваллах).
Это делает меня грустно.
Может, когда заживет глубокий след от моей лапки на моей мордочке, я вдамся в детали этого приключения, дабы оценить потенциал его с точки зрения «раздербанить для своих нужд», но что-то мне подсказывает, что даже с этой точки зрения придется повозиться.
Я настолько разочаровался в ВоТК, авторах, которые работают на эту контору, в Фаэруне пост 3.5 редакции (хотя во второй он был все-таки получше), даже немного в Эде Гринвуде, который не нашел в себе силы выйти и покрыть мудаков матом за ту хуйню, которую они сотворили с его сеттингом, что у меня даже нет желания рейджить в стиле
ДАВЫЕБАНУЛИСЬШТОЛЕ, вот правда. Этим людям ничего уже не поможет, даже реткон нормально запилить не могут, ну позор же.>>Зарубят бааловского избранного.
>>1-3 уровня.
>>Избранного Бога Убийств.
ыыыыы
Ты явно зашел в своих рассуждениях куда-то не туда, бро.
Хорошо. Окей. Уровень — мера крутости, которая существует не только в головах у ведущего и игроков, а вполне себе релевантная во внутримировых реалиях величина. Допустим.
Почему тогда Баал не может выбрать себе обычного низкоуровеного сопляка-избранного? Он воскрес только что при неясных обстоятельствах и сам, небось, слаб как котенок. Уж если пришлось зациклиться на Вратах Балдура, а не просто найти самого крутого рубаку в округе и сказать «будешь чоузеном».
9 warrior 1 + 1 warrior 2 если они сработавшаяся группа с мозгами могут быть куда страшнее партии игроков 2-3 уровня.
Проще говоря маньяк низкого уровня действующий в густонаселённом городе долго не протянет.
лохне способен самостоятельно выбраться из бумажного пакета, не то что завоевать город. Ему не нужно для этого точно знать уровень «избранного», достаточно видеть на что тот способен.Вряд ли ему подходит слабак не способный справиться с тремя-пятью стражниками.
То, о чем ты пишешь — было бы абсолютно справедливо, если бы законы игромеханики=законы, по которым развивается сеттинг. Но это не так, и для ДнД никогда так не было.
Поэтому лучше сюжетные реалии не смешивать с игромеханическими. И вот тогда не возникает никаких проблем.
Хотя это натягивание совы на глобус, конечно.
Савагу,13th AgeилиDWдругую систему возьмёшь.Проблемы начинаются в другом — о них Рэд уже написал выше.
Как перводрочер, я бы очень это приветствовал.