О хороших мастерах и хороших игроках

Существует масса статей, книг, подкастов и других материалов на тему «как стать хорошим мастером». Конечно, по большей части этот материал актуален для относительно неопытных ведущих, поскольку они незнакомы с какими-то техниками подготовки, импровизации и вообще проведения игры, но факт есть факт: материалов хватает.
Я недавно задумался о том, что материалов, статей и книг «Как стать хорошим игроком», значительно меньше. Конечно, можно возразить, что у каждого мастера свое понимание «хорошести» игрока, но ведь верно и то, что у каждого игрока свое представление о хорошем мастере! И это нисколько не мешает появлению руководств и советов мастерам, ДМам и рассказчикам. Да чего там, даже в руководствах к мейнстримным играм обычно есть раздел, в котором даются общие, системно-независимые советы начинающим мастерам, но нет такого же раздела для игроков (или он в несколько раз меньше).
Может быть, я ошибаюсь, и мой кругозор в этом плане ограничен спецификой посещаемых ресурсов, где собираются в основном ведущие?

47 комментариев

avatar
Я встречал по крайней мере два источника советов для игрока (и даже оба на русском): от дядюшки Фигги (статья или две где-то в архивах Ролемансера) и Идеальный Персонаж (пдф-ник на сайте какого-то коллектива переводчиков, так сразу не вспомню).
avatar
? ?????? ? ??????. ?????? ?? ?????, ?? ????? ? ???????? ??? ?????: phantom-studio.ru/book/14-35ed/28-2010-03-19-00-19-22
???????, ????? ???-???? ????????.
avatar
Еще, наверное, стоит упомянуть главу для игрока из книги Вика Play Dirty. Её переводил Снарлз, не знаю только, полностью или частично.
avatar
Только одну статью вроде.
avatar
Это и в оригинале небольшая глава. Я именно про главу для игроков.
avatar
кстати да, очень удручает огромное количество трюизмов навроде «если игрок вас не устраивает, найдите другого», но ничего на тему «как воспитать себе подходящего игрока»
avatar
Некоторые не воспитываются.
avatar
Некоторые люди вообще в НРИ не играют, хоть ты тресни…
avatar
ну так тогда и руководства для ДМов не нужны, и вообще хоть какой-то обучающий материал
avatar
Нужен.
Но иногда и по прочтению всего этого добра (как обучить игрока — это из разряда «тип для ДМа» — в интернете полно), и по получении огромного опыта от вождения бесчиленного количества систем\сеттингов у неисчислимого количества игроков, ты не можешь сказать этому игроку ничего более полезного, чем «прости, я не подхожу тебе, как мастер».
avatar
Бывают негативные примеры, это понятно. Я не понимаю, зачем сосредотачиваться именно на них. Есть ведь игроки, которые действительно хотят играть… «лучше», наверное, не самое подходящее слово, давайте скажем — играть богаче. И есть мастера, которые хотят водить ярче. Для них и нужен подобный материал. Опыт, безусловно, важен, но и советы\руководства могут помочь.
avatar
думаю, эта фраза полезна реже, чем я ее встречаю в интернете, в то время как гайды по тому, как сделать из плохого игрока хорошего полезна значительно чаще, чем попадаются на глаза
avatar
соглашусь. не могу не согласиться.
avatar
Я думаю эта проблема легко переформулируется в «как сделать из урода нормального человека» или «из дурака умного» или «как заставить всех играть в то, во что я хочу», так как обычно проблемы с этим. То есть гайд нужен по тому чтоб улучшать свой отыгрыш, правда, но только если человек сам хочет этого. В противном случае мы приходим к проблеме воспитания мастером человека, обычно достаточно взрослого… Не знаю как тебя, а меня пожалуйста избавьте от таких задач)
avatar
Плюс много последнему оратору, я тоже не в восторге от формулировки «воспитывать игрока\мастера».
avatar
ну, я считал и продолжаю считать, что проблема перевоспитания — она решаема и должна решаться, а не пускаться на самотек
что касается «играть, во что я хочу» — не обязательно формулировать так категорично, можно сказать «играть не только в то единственное, во что тебе нравится», что равнозначно «не зацикливаться на одном», «не быть фанатом» или «пробовать новое», а так же «идти на компромиссы»
avatar
Все-таки одно дело продемонстрировать человеку, что можно играть иначе и это тоже дико интересно, а другое — «воспитывать», не знаю, прививать «Правильный Способ» играть в ролевые игры.
Не знаю, может это у меня подростковая дурь еще не выветрилась, но когда я думаю о том, что кто-то намерен меня «воспитывать», у меня тут же возникает желание дать ему по морде.
avatar
воспитывать — это не обязательно «прививать единственно правильный способ делать что-то», это еще и «отучать от гарантированно неправильного способа делать что-то»
и если в существовании первого я часто сомневаюсь, то существование второго мне кажется вполне очевидным
avatar
Ну если ты хочешь не заставить играть во что хош, а просто показать други жанры/стили/сеттинги системы, то сначала вопрос к тебе как к обладателю определенных социальных скиллов чтобы уговорить, а потом как мастеру чтобы игроку понравилось. Я думаю что для этого есть специальные книги, но их много, особенно под первую задачу.
Что же касается перевоспитания… Я не сторонник излишнего влияния на людей вообще и признаю наше святое право ничему не учиться и портить жизнь себе и окружающим. Но это особенности моего личного восприятия людей и общества. Насчет воспитания же скорее можно почитать всякие руководства для начальников/перподователей/психотерапевтов, потому что деятельность именно такого плана, и не думаю что для мастера-воспитателя нужна отдельная литература. После того как зазомбячим игрока на адекватное восприятие можно уже подсовывать ему гайд для самообразования.
avatar
для мастера-воспитателя может и не нужна специальная литература, но вот для игрока, желающего воспитаться самостоятельно, не помешает
существует немало принципов высокой степени универсальности, навроде «не перетягивайте все одеяло на себя» или «вы не обязаны думать о других персонажах, но обязаны думать о других игроках»
ну или там «следить за спотлайтом — задача не только одного мастера, если вы видите, что какой-то из персонажей ушел в тень, помогите ему засветиться, если можете»
и все эти принципы могут быть сведены воедино и выданы игроку в качестве гайда «как быть хорошим игроком, который оставляет своего мастера и сопартийцев довольными, даже если в финале модуля ваш персонаж прирезал всю партию»
avatar
Тут согласен. Но в общем тема началась с того что «книг хорошего игрока» мало… И в общем на том же и закончилась, гайдов всего несколько, увы. Тем не менее мне кажется, что для становления хорошим игроком необходимо и достаточно желание и большое количество практики. Мне вот например не хватает второго, многим — первого.
avatar
Да, тема воспитания мне интересна менее, чем причины подобного положения дел. Может, потому, что игроки, которым оно действительно настолько надо, обычно пробуют себя и в роли мастеров, что само по себе дает хороший буст…
avatar
Дает, но не всегда. Возможно наилучший буст оно дает когда тебе при мастерении кто-то подкладывает ту же самую свинью, что ты подкладываешь мастеру при вождении.
avatar
Хм. Мне кажется, что при попытке провести игру игрок наблюдает ее структуру, так сказать, изнутри, и это приводит к лучшему пониманию процесса как такового. Большинство игроков ведь вообще не задумываются о том, что у игры есть какая-то своя структура.
avatar
Ну не знаю, в их головы я не лез, но в общем мысль здравая. Например столкнувшись как мастер с пассивностью (иногда вынужденной) некоторых игроков, я подумал что в принципе как игрок тоже могу помогать таким игрокам со спотлайтом, пониманием ситуации и подобными штуками. Это не улучшило мой отыгрыш, зато, надеюсь, как-то улучшает общие впечатления от игры.
avatar
ну а что есть гайд, как не качественно сконцентрированный опыт? гайд может уменьшить количество необходимой практики, вызвать желание, уменьшить шанс неудачной игры, которая вызовет отторжение к хобби в целом, обьяснить причину неудачи
много чего может сделать хороший гайд, но для начала надо признать саму возможность его существования, а это трудно сделать, находясь в рамках парадигмы полного релятивизма, к которому склонно столько ролевиков
avatar
Ну я вот думаю что он вполне может быть состряпан. Но видимо некому. Я всегда предпочитал практику любым учебникам, но вот как мастеру мне одной практики не хватает чтобы эволюционировать.
avatar
Мне вот советы мастерам зачастую просто интересно читать. Не знаю, насколько они мне помогают на деле))
avatar
Ну мне одного чтения хватает слабо. Думаю можно попробовать составить этакого списка мастерских мета-ходов и обращаться к ним в подходящих ситуациях ХД
avatar
Ты сейчас озвучил концепцию *W-игр.) Только на мета-уровне.)
avatar
Ну собственно это я и хотел, именно на мета-уровне ХД
avatar
Стать хорошим игроком несложно. Ему. Надо. Прочесть. Ролевую. Книгу. Целиком.
avatar
Я два раза видел, как игрок стал хорошим\лучше, после того, как побыл плохим мастером=)
avatar
Ни одну не прочитала целиком. А игрок я хороший. Что я делаю не так?
avatar
Многие знания приносят многие печали.
комментарий был удален
avatar
Хороший игрок — тот, кто проявляется интерес к игре. А вот почему разные люди проявляют интерес к разным играм, это другой вопрос :-)
avatar
^this!
avatar
Почти всегда, но не всегда.
avatar
??, ??? ??? ????? ? ???????? ??????? ? ???, ??? ????? ????????? ????? ? ???? ????????????? :)
????????? ??? ??????, ???????, ??? ?? ??????????? ??????? ??? ????????????? ?? ??????????. ????? ??? ????????? ??????? ??????????.

??, ??? ??????? ??? ???, ???? ?????????.
avatar
О, хороший текстик, люблю его, до сих пор на харде.
avatar
????????? ????? ??? ????? :)
avatar
Эта статья настолько хороша (хотя почти все советы кажутся мне очевидными), что я рискну заняться некропостингом: vk.com/public_vtm?w=wall-43825046_41784
avatar
Ты мало того, что некропостер, так еще и боянист. Эту статью обмусолили на имке и даже во вконтаче около года назад. Причем, все те же самые падкие до срачей люди.
avatar
Пофиг. Я ее впервые вижу и мне понравилось.
avatar
Ну с содержимым статьи и отношению к ней я и не спорю.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.