Постапокалипсис: Анализ угроз. Часть 1



Это первая статья из цикла «Анализ угроз», основанная на теме, созданной пользователем Thanqol на форумах Barf Forth Apocalyptica. Thanqol очень подробно изучает принцип угроз в игре «Постапокалипсис» и дает весьма полезные советы МЦ на тему того, как правильно создавать и вести угрозы разных типов.

В то время как буклеты и ходы игроков обсуждались часто в различных темах, об угрозах и о том, что с ними делать, обсуждений было гораздо меньше. Частично это из-за того, что игроки обсуждают механику открыто и часто, в то время как МЦ дано прямое указание «делай ход, но никогда его не называй». Я бы хотел изменить это, написав серию статей о самых мощных инструментах МЦ: угрозах.

Вот некоторые универсальные принципы угроз:

  1. Все являются угрозой
  2. Угрозы это не хорошие люди, но их можно заставить быть хорошими
  3. Всегда есть два варианта: явный и тот, что хуже



ВОЖДИ
Не бойся тирана, бойся идущих за ним.

Вождь это единственный, кто равен персонажам игроков. У него есть мечта. У него есть планы на будущее. У него есть власть, намерение ее укрепить и готовность ее использовать. Он умен, жесток, увлечен и крайне общителен. Он может взглянуть игрокам в глаза и потребовать преклонить колени. И вождь обязательно этого потребует, потому что в любом своем воплощении он всегда угрожает одному и тому же: свободе игроков.

Создавая вождя, прежде всего надо спросить себя, какая у него мечта и какова в этой мечте роль персонажей игроков. Мечта это сила, которая ведет вождя — он всегда должен стремиться к ее достижению. Если игроки примут свою роль в мечте вождя, он пройдет мимо, не навредив им. Если они противостоят его мечте — он обрушится на них всей мощью своего интеллекта.

ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЖДЯ?
Вождь дает тебе то, что ты больше нигде не найдешь: активное сопротивление. Все остальные типы угроз пассивны, несвязны или глупы — вождь это угроза, способная составить план и довести его до конца. Он может не просто активно давить на игроков, меняя мир по своему образу и подобию, но и координировать свою агрессию, чтобы ударить туда, где игроки наиболее слабы. Вождь это мозг, позволяющий Фронту думать, планировать и мечтать.

Фронт без вождя неспособен на разумные действия. Что еще хуже, многие персонажи игрока способны влезть в незанятый фронт и сделать его своим. Если гуру поймает толпу зверей без вождя, теперь это звери гуру. Если ты создаешь фронт и в нем нет вождя, то его основной недостаток должен достаточно серьезно угрожать самим своим существованием.

Вожди в организациях персонажей это ключевые фигуры. Они позволяют совершать мощные и эффективные действия на расстоянии и координировать зверей, подчиняющихся игрокам. Но они еще и потенциальное слабое звено и если они умирают или выходят из под контроля, структура организации может рухнуть. Изначально создавайте этих ручных вождей именно с такой мечтой, которую даст им игрок и пусть они держатся за нее во что бы то ни стало. Таким образом мысли о предательстве у вождя появятся, когда изменится игрок, а не он сам.

БАРАХЛО ВОЖДЯ
Вождю можно дать все, что хочешь! У них может быть столько народу, сколько надо. Отлично! Но надо помнить об их победах и поражениях и делать их важными. Я обычно использую вот такие правила:
Вождь не должен никуда ходить меньше чем с 15 сопровождающими. И его должно быть не так то просто отличить.
Мелкое поражение должно заставить вождя отказаться от текущего плана или ресурса. Серьезное поражение должно испортить все дела вождя, пока он не найдет что-то достаточно ценное, чтобы восстановиться.
Если у вождя есть что-то ценное, например, атомная бомба или парк машин, у него должен быть и явный способ это обеспечивать — например, нефтеперерабатывающий завод или безумный технарь.

ТИПЫ ВОЖДЕЙ

Работорговец (владеть и торговать людьми)
Пример: Мистер Хаус (New Vegas)

Работорговец это отличный вариант для внутреннего, политического или торгового вождя. Они смотрят на мир с точки зрения прибыли и готовы отказаться от кратковременной власти ради своих долговременных интересов. Они часто бывают добродушны и дружелюбны, потому что не так бескомпромиссно одержимы, как другие типы вождей. Но будь уверен, что в их мечтах весь мир у них в кармане.

Самая явная форма рабовладения это надеть на людей ошейники и жилеты с бомбами, но у них есть и более коварный союзник — желание. Явный рычаг воздействия работорговца это наркомания, но сюда же относится контроль за предметами первой необходимости, такими как вода и пища. Работорговец много времени отводит на поиск критически важных ресурсов и способов контроля за ними, а потом поднимает цены, пока люди не оказываются у него в долгу. Кроме того, щупальца работорговца простираются повсюду, поэтому его тяжело уничтожить при помощи насилия, делая мирную конфронтацию предпочтительной.

При столкновении работорговец на удивление быстро идет на компромисс — он бизнесмен. Если его заставить заключить сделку, которая ему не по вкусу, он улыбнется, согласится и при первой возможности воткнет тебе нож в спину.

Ключевые ходы:
  • Захватить территорию, войти в нее, заблокировать ее, атаковать ее.
  • Подкупить чьих-то союзников.
  • Внимательно кого-то изучить и нанести удар в слабое место.

Матка (пожирать и роиться)

Матка это воплощение разума ее людей. У других вождей есть люди, которых они используют. Матка — это и есть ее люди. Она воплощает их в себе. Она служит им. Они делает возможными их худшие импульсы и направляет их коллективную волю. Она утоляет их голод и не дает им подняться выше него.

Матка не слишком терпеливый вождь. Она определяет, чего хочет, наносит удар и замирает, пока это не переварит. Когда она сытая и толстая, она может быть щедрой и дружелюбной. Когда она голодна, она не ведет переговоров. Ее последователи обычно замкнуты и она может много времени тайно вводить их в состояние исступления, но когда приходит время появиться и нанести удар, она не дает противнику времени на подготовку.

Будучи битой, матка полностью замыкается. Ее преданность своим людям побеждает гордость и она готова молить о милосердии. Если матку загнать в угол, она будет отчаянно искать союзников и сражаться как львица.

Ключевые ходы:
  • Внезапно, прямо и очень жестко кого-то атаковать.
  • Захватить кого-то или что-то ради преимущества или информации.
  • Захватить территорию, войти в нее, заблокировать ее, атаковать ее.

Пророк (обличать и ниспровергать)
Пример: Его воробейшество (Игра престолов)

У пророка есть мечта и из нее ясно, что ты неправ. В этой мечте нет ничего конструктивного, нет светлого будущего или пятилетнего плана — пророка определяют его враги. Он естественным образом появляется в группе зверей, считающей себя обиженными, и начинает разжигать и координировать их противостояние. Либо вождь, который был мирно смещен, может стать пророком, особенно если дела у нового правителя пошли не очень.

Пророк не хочет открытой битвы. Ему нужен долгий, затянутый период нестабильности. Он хочет, чтобы его люди маршировали по улицам и вопили его послание. Он хочет как можно дольше избегать нанесения первого удара, чтобы это сделали власти. Некоторые пророки вполне счастливы в роли мучеников — ведь их мечта не об их победе, но о поражении врага.

Когда пророки просят уступок, они не требуют многого — меньше, чем на самом деле хотят. Потом они рассказывают толпе о своей небольшой победе и провозглашают, что добились прогресса. Пророк прославляется, но война еще не выиграна, а значит власть пророка растет.

Ключевые ходы:
  • Продемонстрировать силу.
  • Продемонстрировать порядок.
  • Предложить переговоры. Потребовать уступки или подчинения.

Диктатор (контролировать)
Пример: Эдвард Сэллоу/Цезарь (New Vegas)

Диктатор пришел навсегда. Все его планы вращаются вокруг общества, которое он хочет создать — общества, где все идет к нему и от него. Он одновременно горд и осторожен — он не бежит от боя, но свои бои он выбирает очень и очень аккуратно. Диктатор часто появляется в среде зверей с сильным инстинктом самосохранения. Он не любит потерь — потери это анархия, и всегда присматривается к потенциальным соперникам.

Удовлетворить диктатора легко — подчиняйся его приказам и ласкай его гордость, и он обратится на врагов, которые пока не в его власти. Однако, диктатор должен реагировать на вызов его власти — это вызов самому его существованию. Он готов заключать сделки, но не примет ничего меньше 51%.

Стремление диктатора к порядку привлекает весьма преданных последователей и обычно он создает весьма надежную командную структуру, с помощниками, которым можно доверить выполнение миссий. Хотя осторожность диктатора можно принять за слабость, она же превращает беспорядочную толпу в умелую и дисциплинированную боевую единицу.

Ключевые ходы:
  • Обойти кого-то с фланга, загнать в угол, окружить.
  • Продемонстрировать порядок.
  • Атаковать кого-то осторожно, сохраняя резервы.

Коллекционер (владеть)
Пример: президент Данте Уоллес (Сотня)

Коллекционер — самый эгоистичный из вождей. Его мечта о будущем — это мечта о себе и о том, что у него будет. Люди для него просто расходный материал. Он — черная дыра, в которой исчезают ценные ресурсы. Когда ему что-то нужно, он собирает то, что подходит для данной задачи, а потом выбрасывает.

Коллекционера определяют его желания и эти желания часто должны быть направлены на персонажей игроков и их друзей. Хотя коллекционер не отличается щедростью, он замечает тех, для кого настали тяжелые времена и быстро предлагает работу. Когда он решает добавить кого-то в свою коллекцию, он хватает их без колебаний и требует, чтобы они играли отведенную им роль.

Коллекционер осознает свою непопулярность и потому обычно очень хорошо защищен. Он покидает свою крепость только чтобы что-то получить, а получив, немедленно скрывается обратно. Из-за равнодушия к окружающему миру коллекционер больше всех склонен к различным зверствам — если ему угрожают, он с легкостью использует какой-нибудь древний ужас Прежнего Мира, а потом будет просеивать прах в поисках чего-то ценного.

Ключевые ходы:
  • Захватить кого-то или что-то ради преимущества или информации.
  • Внимательно кого-то изучить и нанести удар в слабое место.
  • Подкупить чьих-то союзников.

Альфа (охотиться и доминировать)
Пример: Дарт Вейдер (Звездные войны)

Альфа — больше и злее всех. Он сам по себе самый опасный чувак во всем мире Постапокалипсиса и за ним плетется целых хвост последователей и социопатов. Они ему не нужны. Они для него как туман. Он просто живет так, как хочет, берет что хочет и наслаждается своими импульсами, а бродячая банда макак подражает его силе и харизме. Если ты убьешь одного из них у него на глазах, это его позабавит.

Альфа — воплощение эгоизма. Он сильнее всех и хочет, чтобы все об этом знали. Все его дела делаются ради собственного развлечения. Он отпускает пленников и охотится на них. Он хочет не просто победить, он хочет доминировать — втоптать их харями в грязь, чтобы они знали, что он их победил. Небольшая потеря для альфы может быть столь же опасной, как решающая.

Хотя альфе плевать на своих последователей, когда он решает их использовать, он делает это решительно и для подкрепляя то, что делает сам. Альфа идет в первых рядах, а последователям приказывает отвлечь или окружить врагов, чтобы он мог разобраться с ними лично. Альфа не ведет переговоров, но может дать врагам шанс попресмыкаться перед ним.

Ключевые ходы:
  • Обойти кого-то с фланга, загнать в угол, окружить.
  • Внезапно, прямо и очень жестко кого-то атаковать.
  • Продемонстрировать силу.

(Продолжение следует)

29 комментариев

avatar
Классная статья, и очень здорово, что ты взялся это переводить!
avatar
Жаль, что там пока рассмотрены не все угрозы. Но будем надеяться, что он бросит.
avatar
Будем надеяться, что НЕ бросит. ;)
avatar
Да. Я это и имел в виду)
А еще я почему то не могу редактировать свой коммент.
avatar
А это потому что я на него ответил.
avatar
Черт побери, отличная подборка и описание архетипов. Как раз планирую компанию для Fallout.
avatar
Отличная статья, но очень странные примеры. Видимо — разница восприятия.
avatar
У меня вызывает сомнение Данте Уоллес в качестве коллекционера. Ну и в New Vegas я почти не играл, так что мне сложно судить.
avatar
А я вот люблю Новый Вегас и, конечно, совсем не согласен с примерами оттуда.
avatar
А мне кажется (возможно, я ничего не понимаю в Апокалипс Ворлде), что самое слабое место этой статьи — это «ключевые ходы». Такое ощущение, будто составителя заставили выбирать эти ключевые ходы из фиксированного списка (вероятно, так оно и было) методом «притягивания за уши» и «прокрустова ложа». В результате мне не очень понятно, почему у тех или иных вождей именно такие ключевые ходы, чем они друг от друга отличаются на практике, и, что самое главное, почему работорговец никого не захватывает в рабство, а пророк никого не обращает в свою веру, — то есть почему у вождей нет уникальных ходов.
avatar
Друг от друга они отличаются импульсами. Импульс это то, что движет вождем. Ходы — это инструменты, которые он использует для достижения этих целей. Пророку не надо никого обращать в свою веру — ему надо обличать и ниспровергать неверных. Для этого он демонстрирует силу (своей веры к примеру), демонстрирует порядок (и его преимущества) и иногда идет на переговоры с неверными (чтобы что-то от них получить).

Ход «обратить в свою веру» конечно можно сделать, но это будет как-то очень примитивно. Бах! «3d6 человек в твоем поселении обратились в веру пророка». Попахивает «внезапными медведями», которых, к счастью, в «Постапокалипсисе» нет. ;)
avatar
Работорговец захватывает в рабство, а пророк обращает в свою веру. Просто то и другое подпадает под другие ходы МЦ, announce future badness или put someone in a spot, etc., в зависимости от того, например, в каких отношениях порабощённый или новообращённый состоит с игровыми персонажами. В общем случае отдельные ходы под это дело не нужны, а если вдруг нужны, то пишется кастомный ход соответствующего фронта.
avatar
Спасибо, действительно интересно!
avatar
Альфа (охотиться и доминировать)
Пример: Дарт Вейдер (Звездные войны)

Нет. Просто нет.
avatar
Судя по описанию, приведенному автором. Да. Просто да.
avatar
Описание там — оторвать второй абзац и выбросить, тогда ещё хоть как-то, и то выглядит совой на глобусе.
avatar
Да нет. Вполне четкое описание этого мерзавца)))
avatar
«Он утверждает, что краем глаза видел этого парня — Вейдера — который кромсал своим мечом вуки, словно те были мягкими игрушками. А затем сошёлся в схватке на мечах с джедаями. Этот твой Вейдер — ОН сжёг Кашиик, приятель. Из того, что я понял из рассказов своего друга, многие годы пройдут, прежде чем очередной груз ценной древесины врошир снова поднимется с планеты».
Житель Татуина рассказывает Оби-Вану о приключениях своего друга на Кашиике
Вейдер: «ГДЕ ОБИ-ВАН КЕНОБИ?!»
Поткин: «Не здесь, сит! Его имя привело тебя в ловушку!»
Вейдер: «Первый, кто скажет, где его найти, останется жив. Остальные умрут»
Уэзз: «Это ты умрёшь!»
― Вейдер разговаривает с джедаями на Кесселе
avatar
Тут как. Если закапываться в расширеный лор и ОБВМ Вейдера — то нет. Но с точки зрения рядового повстанца — где-то так. А AW очень PC-ориентированая игра, и в существенной степени отказывается от работы с тем, чего игроки не видят.
avatar
Как раз по фильмам нет ничего подобного.
Альфа — больше и злее всех.
Вейдер преклоняет колени перед Палпатином. Вейдера одергивает Таркин.
Он просто живет так, как хочет, берет что хочет и наслаждается своими импульсами
Вейдер живет как хочет Палпатин.
Альфа — воплощение эгоизма.
Пожертвовать собственной жизнью ради сына — это конечно воплощение эгоизма.
Он хочет не просто победить, он хочет доминировать
Это собственно где Вейдер кого-то втаптывал в грязь?
Альфа идет в первых рядах
Где это Вейдер шел в первых рядах ради того чтобы показать какой он крутой?
avatar
Удушение провинившегося офицера в первой, кажется, части. Самоличное пилотирование истребителя во время боя за звезду смерти. Инстинкт не равен статусу. Это мотивация, а не положение дел.
avatar
Удушение провинившегося офицера в первой, кажется, части
Удушение? Попытка удушения, после которой мофф Таркин одергивает его как мальчишку. И Вейдер засовывает себе свою гордость и выпендреж в задницу. Это все наблюдает куча офицеров.

Самоличное пилотирование истребителя во время боя за звезду смерти.
Пилотирование после того как повстанцы уничтожили истребительное прикрытие Звезды Смерти (понеся при этом тяжелые потери). Непохоже на «Альфа идет в первых рядах».

Инстинкт не равен статусу.
Да нет у Вейдера стремления доказать что он самый крутой. Потому что он знает что это не так. Его мотивация — стремление к власти и страх перед императором, а не стремление к фаллометрии. Не живет он так как хочет, это очень хорошо понятно из его разговора с Люком в 6м эпизоде.
avatar
Как я понимаю, беднягу Вейдера смешивают с классическим типажом «чёрного рыцаря», который всё-таки несколько отличен (хотя Вейдер, несомненно, «дракон» по классификации с TVTropes, как я её помню). Лучшим примером альфы из типов в чёрных доспехах был бы, наверное, лорд Сот из Dragonlance-дробь-Ravenloft.
avatar
Вейдер в 4-ой части вообще скорее как исполнитель. Но ни разу не главный.
avatar
Мне вот как раз кажется, что для высшего офицера галактической империи Вейдер действительно держится очень близко к переднему фронту. А если представить себе его во главе всего лишь банды отморозков на старых мотоциклах…
avatar
Кстати, а было ли у него, строго говоря, офицерское (генеральское, адмиральское — какое там в SW) звание? Я не знаток бэка SW от слова «совсем», но… Если я правильно понимаю, несомненный формальный статус у него — ученик Императора, что явно даёт немалые возможности по командованию (хотите оспорить моё решение — обращайтесь к моему боссу!) — но встроен ли Вейдер как-то в командную цепочку империи, или является личным и особым подчинённым Главы Всего и Вся? Если говорить о Вейдере-ученике, то у него как раз обязанность — личное развитие на пути Тёмной Стороны, что подразумевает вызовы и работу по особым поручениям учителя (а всякие флоты под его контролем — это просто инструмент, чтобы он не отвлекался на мелочи). Только по классификации выше его из альфы тогда надо сдвинуть в садомазохисты.

Вообще, точность примеров — не сильная сторона статьи.
avatar
По поводу «высшего офицера» я долго колебался с формулировкой, да. Мне казалось, я выразился обтекаемо, но видимо, недостаточно.

Любая дискуссия о том, надо ли помещать Вейдера в варлорды-альфы или в аномалии-садомазохисты, — такая же глупость, как спор о D&D-шном алайнменте того или иного исторического лица, и на мой взгляд, свидетельствует о непонимании переведённой Павлом статьи. Разумеется, Вейдер НЕ является ни «альфой», ни «садомазозистом», просто потому, что он, чёрт побери, не является персонажем мастера церемоний в игре по AW. Но автор статьи советует тем из нас, у кого не придумывается сходу образ вожака-альфы, вспомнить для вдохновения о Вейдере. И только в этом смысле, ИМХО, следует воспринимать появление его имени в статье.
avatar
Естественно, что я не утверждаю, что «Вейдер — альфа», или «Будда — TN», или «Харизма раннего Ельцина — 15», я тоже думал, что это очевидно. Староваты всё-таки мы для споров про Истинных Паладинов в Правильном Мире Тьмы. Как, кстати, я не спорил про тезис твоего высказывания — оно просто было триггером. Я-то просто заметил, что примеры были выбраны весьма неудачно (судя по дискуссии) — понятно, что надо было отбирать кого-то хорошо знакомого по масскультуре, но при этом выхватывать аспекты наугад, забыв что образ потом развёрнут иначе, оказалось неудачной стратегией.
avatar
>>Харизма раннего Ельцина — 15

*уважительно*
Ну и память у вас, дедуля)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.