Итоги голосования для комментария:
Николай Эта статья всколыхнула во мне множество мыслей и воспоминаний. Хочу выдать обществу какоето количество своих мыслей. Как и многие мастера я много раз думал на эту тему, причем с двух сторон — мастера и игрока. Экономика в гурпсе штука очень забавная и интересная. Если конечно мастеру и игрокам хочется в нее играть. Если приключенцам необходимо/интересно заняться ремеслом...
Чтож, допустим игроки хотят чтонибудь сделать самостоятельно, сколько на это нужно времени и ресурсов? Зомби-апокалипсис, и у приключенцев 5 часов до темноты? Сколько стоит отстроить сожженный трактир?
Стоимость предметов ремесла, материалов и работы. Стоимость предметов описана в многочисленных таблицах, с выяснением их стоимости проблем нет.
Примеры стоимостей материалов приведены в «Low-Tech — Daily Life and Economics», их можно также считать фиксированными, учитывая безинфляционность валюты. Например фунт железа стоит $6.90, кожи годной на доспехи $3, стекла $2.1 и т.д. — 22 страница. Естественно не все материалы там описаны, на то он и лоу теч. Но можно смело плясать от этих цифр.
Стоимость работы = стоимость предмета — стоимость материалов. На 23 странице Экономикса приводится пример расчета времени, нужного на производство деревянной лестницы (9 футов), исходя из ЗП плотника, стоимости материалов и цены лестницы. Получается 13,5 человекочасов. Подробности можно прочитать тамже, не вижу большого смысла постить сюда всю главу. Бывают там конечно перекосы, ибо кольчугу за $150 оружейник согласно тамошней формуле должен делать за 2-3 часа, но это бред) Мастер кузнец кольчугу плести не будет, это работа для подмастерьев.
Да, примеры ЗП для разных профессий тоже есть в Экономиксе, исходя из TL4. Там же приведены множители для других ТУ, которые несложно расширить. Почему с каждым ТУ растет средняя ЗП? Потому что растет производительность труда. Естественно на тех профессиях, где ЗП зависит от производительности. Несложно продолжить эту табличку для более высоких ТУ. Например на ТУ5 ЗП 1100, на ТУ4 800. 1100/800=1,375. Итого на ТУ5 производительность труда выше почти на 40%. И ТУ5 плотник, за счет лучших инструментов/клеев/крепежа сделал бы лестницу за 9,8 => 10 часов. А ТУ9 (3600/700=5,1) за 13,5/5,1=2,5 часа. Еще бы, с электролобзиком то.
Иногда игроки задают вопросы о стоимости совершенно невообразимых вещей. Например, сейчас у меня один приключенец пытается издать свою книгу про животных. У него случился крит успех на рукопись, и он захотел толкнуть ее в массы. Вот сколько стоит издать книгу на TL5? Цена книги розничная неизвестна, сколько стоит предпечатная подготовка — неизвестно. Страниц около 300 с иллюстрацями. Иллюстрации правда стоят бешенно дорого, он в книге хочет фотографии печатать, технология пока оч. дорогая. В общем интересный вопрос, хотя компания совсем не об этом… Сижу, думаю.
Или такая странная вещь, как недвижимость. Сколько стоит дом построить? Сколко стоит земля? Вообще в лоутече есть примеры стоимостей построек. Домик деревянный, 20х10 метров обойдется в 6,5 тыс. Но земля под ним может стоить в разы дороже, и быть может уже выгоднее построить каменный двухэтажный особняк за 46 тыс?
Добавление магии в мир рвет экономику и мир, потому что даже 1 маг с «ремесленными» спеллами на 1000 человек это чудовищно много. Потому что маг — это множитель эффективности. Хотите примеров (хотя выше я приводил)?
1 маг земли (skill 15) и 100 рудокопов, которые очень хотят помочь ему с ритуальной магией, и не копать сегодня. При правильном подборе «персонала», они как добровольные помошники дадут ему 100 энергии. За эту энергию он «на минуточку» шейпнет 50 кубометров камня. Раскопав завал до застрявших рудокопов, пройдя до жилы (да, кстати, вот карта со всеми жилами руды). Или обратит 16 кубометров земли в металл. Да, сначала землю просеют от камешков и мусора. А потом бац, и 16*7,8=125 тонн железа, которое не нужно выбивать от пустой породы неделю… Вам еще не страшно? Он не тратил свою энергию, и паверстоун. А значит может повторить, через полчасика. Когда придумает куда ему деть 125 тонн железа.
Школа земли самая могучая в этом плане, потому что обычно обработка земли/камня/металла требует много физических сил и инструментов, а магия справляется с этим влегкую. Да, если вы думаете что хотябы 80% стоимости проданного металла не попадет в карман магу, то вы сильно ошибаетесь. Потому что всю эту сотню можно заменить, а его — нет! всего 3й спелл в цепочке, Hard.
А школа лечения самая незаменимая, в сиысле альтернатив у нее нет. Ну по крайней мере низких TL. Хотя отрастить свою собственную руку всеравно лучше, чем получить протез даже на TL8. «Сегодня в 9 вечера будет молебен за исцеление рука Карла, которого мы все знаем как доброго семьянина… ». Пяток травников, и десяток-другой учеников — это крутая лечебница, но 1 маг лекарь это офигенный множитель на нее. Переплатой энергии лечит чуму, сифилис и все прочее, что травами вылечить невозможно. Прокачанный маг-лекарь с легкостью заменяет хирургию, и во многом превосходит ее.
Боевая магия. Контрится только боевой магией. Не буду приводить примеров, этому просто нечего противопоставить.
Мой совет мастерам, если хотите баланса — не пускайте магию в сеттинг. Если пускаете — сделайте приключенцам «интересней» без крафта)
+