Итоги голосования для комментария:
flannan Да, я пожалуй должен добавить к этому сравнению ещё одно отличие. По минимальным вложениям очков персонажа, проще всего стать магом по стандартной спелловой магии. 5 очков на Magery 0, десяток заклинаний — и ты уже волшебник. Конечно, не в каждой области деятельности 25% шанса срабатывания заклинания — это приемлемо, но вы уже сможете время от времени делать невозможное.

Дороже всего — это Силы, как уже отмечено. В зависимости от того, сколько разных способностей вы считаете минимумом для волшебника (я вот вчера смотрел аниме, где девушка с единственной способностью становиться невидимой называла себя волшебницей и считала, что ей теперь всё позволено, но её быстро поправили), вам могут потребоваться 50 и более очков. Например, Psionic Powers группирует способности в блоки по 25 и 50 очков, и в каждом шаблоне указывает по 50 очков на эти способности. А в Суперах шаблоны по 500 очков, и стоимость абилок измеряется сотнями.

Ritual Path Magic (RPM) требует неслабых вложений — она была сделана для серии Monster Hunters, где её использует 400-очковая Ведьма. 200-очковый Magician из 4ой книги этой серии — уже сильно ограничен в возможностях и вынужден полагаться на заклинания, сотворённые заранее, напоминая вансианских магов. И это у него IQ 14, Magery 2 [25] и 22 очка в заклинаниях — спелловому магу этого бы просто хватило.

У меня не было возможности оценить стоимость Realm-магии, но я подозреваю что там вложения тоже немаленькие. Речь вроде шла о том, что каждый уровень Realm стоит 10+ очков, и на первых уровнях фаерболами не покидаться.