Итоги голосования для комментария:
Arris Тут на самом деле ответ надо разделить на две части:
1) ИР в моих сеттингах
2) ИР в сеттинге Каладона, где я игрок.

Отвечу сначала на второй пункт:

3. Какую роль в сеттинге занимают маги и какую роль они играют в игровой группе?


Седые старцы хмыри с длинными бородами, посохами и в колпаках. Низкоуровневые волшебники частенько приключаются, высокоуровневые занимаются политикой на разных уровнях.

Мой волшебник Артанис на данный момент (судя по всему, последний, и игр по Каладону больше не будет) заместитель Верховного Волшебника королевства Каладон по инновациям в волшебном искусстве. Как известно, чем длиннее и пафоснее звучит титул — тем больше можно получить денег из казны :)

Есть ли в ней персонажи не-маги? Если есть, то как компенсируется дисбаланс спотлайта между персонажами разного класса? Он неизбежно возникает в группе, в которой игроки должны по десять минут (по ощущениям после прочтения — гораздо больше) выслушивать беседы игрока и мастера о формулировке заклинаний.

Конечно же есть персонажи не-маги! Пруд пруди :)

Дисбаланс спотлайта компенсируется грамотным его распределением :) Уверяю тебя, игроки-файтера, придя в магазин снаряжения, отбирают спотлайт ничуть не на меньший срок:

— Слыш, мастер, а тут есть щит с Ликом Паладана? А этерниумный щит с Ликом Паладайна? А этерниумный рунированный щит с Ликом Паладайна. Хм… Нету? А если найду? А может быть есть просто этерниумный щит? А этерниумный рунированный? Слушай, мастер, я хочу вот такой меч, чтобы у него была вот такая финтифлюшка… СКОЛЬКО??? ПЯТЬ ТЫСЯЧ??? Мастер… <и на 10 минут торговля-по-жизни>.

Мне это нисколько не интересно :) Но я не мешаю им торговаться (скажем, сижу и пью чай, думаю над очередным заклинанием), а они не мешают мне потом объяснять мастеру, как действует очередное заклинание.

Кстати, на объяснения таки уходит сравнительно немного времени и проходит оно во время перекура на балконе или на кухне во время заваривания чая.

— Вообще роль волшебника в группе — протектор (от чужих магических эффектов), реже баффер (клерики справляются с этим лучше), дебаффер-проклинатель (используя area-effects), исследователь, связник и только потом уже дамагер.

Несмотря на то, что сильный волшебник дамагом может дать всем в округе прикурить, сражения выигрывает все таки пехота и тактика.