Итоги голосования для комментария:
Arris Ну и наконец:

4. Задействованы ли в процессе механизмы основной игромеханики (если она вообще есть)?

В Каладоне, где я был игроком, «основной игромеханики» практически не было. Не было маны, мастера интересовала концентрация в % на заклинании и с учетом моего spellpower'а он описывал результат. Игра была весьма кинематографичной и хорошие описания (не физических действий, а мотивов этих действий и внутренних переживаний) значительно модифицировали результат бросков.

Позже, для игры по старварзу я написал калькулятор заклинаний. Механика там была, самодельная, конечно же и калькулятор использовался для подсчета вложенной в заклинание маны.

Как сделано у меня… да примерно так же — калькулятор + собственные соображения. Учитывая, что чистых магов среди нынешних игроков нет (тем, что есть, хватает конечных заклинаний), необходимости нет. Появится необходимость — оцифрую.

Как влияет уровень мастерства персонажа, нужны ли проверки навыков и т.д. Или всё определяет мастер — либо собственным произволом (тогда неясно, ради чего разводится кранч), либо же он выполняет функцию магического компилятора, проверяющего код на ошибки.

Мастер в основном выполняет функцию магического компилятора. Неправильно написанное заклинание может сработать, но породить совсем не тот эффект, что ожидался, иногда совсем не тот (ударить по союзникам или по самому волшебнику, или никогда не активироваться, итп)

В каладонской механике было три значимых параметра:
* spellpower (1..100), показатель волшебной мощи, выраженный в процентах от максимально возможного для человека. Он же является и MRA, и назывался, кстати, не spellpower, а «энергетическое здоровье».
* интеллект (1..36) — показатель хитроумности волшебника, того, заклинание какой сложности он способен скомпоновать и слова какой МОЩИ способен использовать «удержать» в памяти (до максимального ранга интеллект/2). Отвечает скорость восстановления усталости от концентрации на заклинаниях.
* дан волшебника (1..18+) — вычислялся как-то хитро на основе ранговой стоимости лексем, известных волшебнику.

Все эти три параметра (никакой формулы не было, да и не нужна она) влияли выходную мощность заклинаний.

В общем действовало правило: игроки описывают действия, рассказывают, как вкладываются в заклинания, а мастер скажет им сам, чувствуют ли они усталость и насколько.

«На полную катушку», на 100% концентрации мой Артанис выкладывался два или три раза — когда ситуация была хуже некуда, но решается явно магией. Или пан или пропан.