Итоги голосования для комментария:
Вантала Преждупреждаю сразу: мой длинный пост не является ответом именно на твой вопрос именно в такой его формулировке, но вдруг он тебе чем-то поможет…

Я, как и Халлвард, не очень понял, что ты имеешь в виду — а если брать «Марс в массовой культуре», то можно получить несколько совершенно разных, непохожих друг на друга образов.

1. Марс как родина погибшей цивилизации. Руины древних инопланетян на Марс не помещал только ленивый, и иногда откопанное в руинах приводило человечество к технологическим прорывам — как в том же Mass Effect и где только не. (А в Вархаммере внутрь Марса вообще запихали цело хтоническое божество). Стоит упомянуть знаменитого «сфинкса» Кидонии (Сидонии), воспетого в фильме «Миссия на Марс» (простите, не помню, как он назывался точно), и рядом с которым происходило финальное сражение первого X-COM. В общем, помещай на Марсе руины какой-нибудь цивилизации — не прогадаешь.

2. Марс как родина враждебной цивилизации. Эту тему открыл Герберт Уэллс в своей «Войне миров», и мешает развивать до сих пор её только очевидное отсутствие жизни на Марсе. Хотя авторы треш-боевика «Марс атакует!», кажется, обосновали, что земляне не видели марсиан на поверхности, потому что их цивилизация была подземной. Ну и в уже упомянутом Х-СОМ пришельцы атаковали Землю с базы опять-таки на Марсе. В общем, если захочешь — можешь поселить на Марсе агрессивных подземных инопланетян, совершающих набеги на поверхность.

3. Марс как родина варварской цивилизации. Эту тему в давние времена развивали, с одной стороны, уже упомянутый Эдгар Берроуз, а с другой — Алексей Толстой со своей «Аэлитой», причём Толстой сделал марсианских людей потомками жителей Атлантиды, переселившихся на Красную планету. Правда, чтобы воссоздать на Марсе те сюжеты, придётся немножко поменять физические свойства планеты… Вообще, разные фантасты (вот, Хайнлайн, кажется, на этой теме отметился...) помещали на Марс примитивные по сравнению с землянами цивилизации, которым земляне могли нести «бремя белого человека» (или которые оказывались столь чуждыми, что нести им это бремя было затруднительно).

4. Марс как пустыня. Если у тебя Марс не терраформирован (что является отдельной темой), то большая часть его поверхности представляет собой пустыню, что должно накладывать отпечаток на жизнь и быт колонистов. У братьев Стругацких, кстати, в ранних рассказах по миру Полудня фигурировал такой представитель марсианской фауны как «гигантская летающая пиявка» (у вас тоже возникли ассоциации с Дюной?)…

5. Марс как новая Земля. Поскольку освоение Марса, скорее всего, произойдёт в недалёком будущем, многие авторы делают из этого вывод, что земляне принесут на Марс свои проблемы и свои пороки, которые не будут отличаться от нынешних проблем (или соответствовать той картине будущего, которую представляют себе авторы). На этой ниве отметились уже упомянутые «Вспомнить всё» и Red Faction, и вообще несть таким произведениям числа… из классиков я навскидку вспоминаю начало цикла Айзека Азимова о Лакки Старре.

6. Марс как голубая планета. В некоторых произведениях авторы полностью меняют облик Марса, терраформируя его и превращая его в новую Землю или даже нечто большее. В манге, названия которой я не помню (Aqua или что-то в этом роде...) большая часть планеты в будущем оказалась покрыта водой, в результате в марсианских городах востребована профессия гондольеров (к которым принадлежит главная героиня). В UFO: Afterlight (триквеле UFO: Aftermatch, клона сами-понимаете-чего) игрок должен был постепенно терраформировывать Марс, подготавливая его для жизни переселенцев с Земли в процессе воюя аж с несколькими инопланетными расами. Ну и в недавней Destiny, в которую я не играл, человечество успело терраформировать Марс и Венеру, пока не появились злые инопланетяне и не отбросили развитие человечества назад.

Ну и Рэй Брэдберри — это совершенно отдельная песня, в которой мирные марсиане строили прекрасные города и писали книги со страницами из золота и серебра, пока не прилетели земляне, и прекрасной марсианской цивилизации не пришёл конец.
+