Там, где системы вымышленных миров обычно используют расы, я стараюсь использовать для тех же целей культуры. Культура – это система верований, ценностей и отношений, она склонна уделять внимание личным заслугам и навыкам. Культура лесных жителей будет иметь совершенно другие ценности, а члены её будут развивать иной набор навыков, по сравнению с городской культурой. Культура рабочих из низших классов общества будет ценить совсем иные умения, чем каста придворных. Ничто не мешает эльфам, гномам, полуросликам или оркам принадлежать к культуре низших классов, точно так же, как ничто не мешает им принадлежать к культуре высших. Определённые расы могут тяготеть к одним культурам больше, чем к другим, но это необязательно (член клана Чёрнозубого Оскала, скорее всего, продолжит семейное дело, но он может и взбунтоваться против воли семьи). На самом деле, различные расы в RPG – это отголосок антропологии, которую ролевые игры унаследовали от бульварных приключенческих рассказов, написанных преимущественно для юных белых читателей мужского пола, которые мало что в этом смыслили. Как и по поводу многого другого в этой серии публикаций, я не буду говорить вам: «НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ В СВОЙ СЕТТИНГ РАСЫ», я просто говорю, что вам следует тщательно продумать, что за истории вы собираетесь построить на расовом разнообразии. Как только вы включаете расы, вы ясно даёте понять, что есть разные типы людей, которые из-за своих генетических особенностей в чём-то лучше, а в чём-то хуже других. А может быть, какие-то расы вовсе не имеет никаких преимуществ (или не имеют штрафов) – что это говорит о вашем мире? Если у ваших рас нет никаких особых преимуществ или штрафов, отличающих их от других рас, зачем тогда вообще расы? Почему бы не сделать вместо этого просто культурные различия?