Итоги голосования для комментария:
witpun Тут уже посоветовали другие системы, но мне кажется, что лучше всего подобная механика реализована в неизвестных армиях. Есть пять направлений, по которому можно слететь с катушек. Насилие, отношение к себе, вера в людей, мистика и беспомощность. И при попадании в ситуацию, в которой картина мира персонажа (изначально нормального здорового человека) рискует пошатнуться, нужен был бросок кубиков. Соответственно, по каждому из этих направлений могло случиться огрубение (персонаж постепенно превращался в безразличного социопата) или срыв (персонаж наоборот начинал панически бояться повторения травмирующей ситуации). Иметь одновременно срыв и огрубение в какой-то ветке тоже было очень вероятно.
Еще была российская самописная система уроборос про альтернативную историю и фашистский дизельпанк. Но там персонажи изначально были холодными жестокими аристократами (кажется и немцами тоже)
Ну и, наконец, в мире тьмы, правда новом, в линейке охотников есть механика личного кодекса. Охотник формирует личный кодекс, который делает его, по его мнению человеко, отличным от тварей, на которых он охотится. Ну и под давлением обстоятельств, он может совершать непростительные в своем мировоззрении преступления.
Да, а расплачиваться разумом за заклинния нужно почти в любой игре по Лавкафту, включая настольные)
+