Итоги голосования для комментария:
witpun
1.Закрытый список скиллов, в первую очередь удобен при создании игры, его гораздо легче баллансировать, и есть шанс, что в результате игра получится лучше, при меньших трудозатратах. А вот для мастера и игрока может быть хорошо все что угодно, просто потому, что все играют и мастерят по-разному. Если бы возможность кастомизации была однозначно положительным моментом, апокалипсис с его готовыми плейбуками, возможно так и не выстрелил бы. А мастеру может быть очень удобно использовать системы с открытым списком умений добавляемых в процессе игры, вроде страйка (пытаешься выбраться из багажника тонужей машины? ну кидай навык выбирания из багажника тонущей машины).
2. Слушай, ну тут уже натягивание совы на глобус. И самоучка может быть с высокой наукой (Михайло Ломоносов не даст соврать)), и карманничество с фокусами, вообще-то не слишком сильно связано, и этикет в разных группах подразумевает разное, где-то и правда достаточно уловить наличие ритуала, а где-то нужно вот прямо на определенный угол кланяться в зависимости от дня недели и цвета одежд кардинала. То есть понятно, что при заявленной теме универсалного списка навыков, знакомство совы и глобуса неизбежно, но это не значит, что проблемы широких навыков нужно активно игнорировать.
Что до комбинаторики, то я суть этой поблемы вполне понимаю, и пока хочу посмотреть есть ли вариант удовлетворительного решения без усложнения системы. ну а для этого первым шагом надо определить тот набор элементов, с которым можно комбинаторикой заниматься))