Итоги голосования для комментария:
witpun Друзья, огромное вам спасибо за советы, комментаии и подсказки. Они правда очень помогли. По крайней мере, я на это надеюсь. И чтобы это проверить, хочу предложить вам взглянуть на придуманый в процессе обсуждения закрытый универсальный список навыков. С моей точки зрения, он вполне исчерпывающий, но возможно, я просто не вижу очевидных вещей. Соответственно, прошу вас проверить, насколько он полный и насколько он универсальный. Ну и, насколько он удобен для игры, заодно. Навыки тут очень широкие, так что, видимо, придется все-таки вводить уточнения и специализации.
Итак, получилось 24 навыка.
1. Выносливость. Умение физически переносить стресс для организма, будь то ранения, попойка или усталость.
2. Спорт. То, что в большинстве систем называют атлетикой, плюс вождение транспорта, плюс всякий паркур и прочая экстремальщина.
3. Ритуалы. В данном случае, чисто социальные ритуалы. Этикет, танцы, представление о иерархии, местные предрассудки.
4. Криминал. Воровство, скрытность, взлом, умение ботать по фене и все в таком роде.
5. Влияние. Подразумевается влияние на людей. риторика, соблазнение, дипломатия и так далее.
6. Управление. Англоязычный вариант «менеджмент» лучше передает суть навыка. Планирование, логистика, лидерство.
7. Искусства. Умение делать красиво. Исполнение, скульптура, рисование. Но не актерское мастерство, оно дальше будет.
8. Сделки. Коммерция, умение искать компромиссы и извлекать выгоду из ситуаций.
9. Эрудиция. То за что в других системах отвечают разные знания.
10. Работа с информацией. Сбор и обработка. Всякие аварнесы, аллетнесы, анализ и работа с алгоритмами. Всякие компьютерные навыки тоже здесь.
11. Ремесло. Производство новых вещей. Тут и инженерия и алхимия и сельско-хозяйственная деятельность.
12. Игры. Как собственно шахматы с покерами, так и умения оценить потивника, достроить картину по обрывочным фактам и прочая прикладная психология и тактика.
13. Стойкость. Умение не поддаваться чужому влиянию. Не вестись на провокации, не покупать этот чудесный пылесос по уникальной цене и молчать под пытками.
14. Мистика. Всякие не контролируемые и непонятно как работающие навыки, вроде интуиции, удачи и странных озарений.
15. Вера. Если в игре нет клириков, она поддерживает персонажа. Ну и не обязательно это религиозная вера, сюда ж, пожалуй можно всякую истиную любовь и великую миссию запихнуть.
16. Притвоство. Умение казаться кем-то. От актерского мастерства до работы под прикрытием и полноценного перевоплощения.
17. Бой. Ну тут, наверное, понятно. В основном разные способы нанести вред другому и не получить самому.
18. Магия. Отличие от мистики в том, что там оно как-то само, а тут есть точные рекомендации как и что делать. Соответственно, в немагических сеттингах можно заменить на подвинутую науку, утерянные знания, или даже оккультизм — ту же магию, но которая не работает.
19. Медицина. Ее можно включить куда-то в другой навык, но часто она исполняет специфические задачи.
20. Путешествия. Выживание в дикой местности, общение с животными, картография, и все такое.
21. Общие знания. Бытовые навыки. Наполнение зависит от сеттинга. Например, у клюквенного американца это будут бюрократия, вождение и использование гаджетов, а у клюквенного русского — смекалка, защита чести и, скажем, крепость.
22. Ресурсы. Этот и два последующих не совсем навыки, но я их вставил сюда же, чтобы не множить сущности. Ресурсы, это те средства и расходники, которые позволяют персонажу поддерживать его уровень жизни.
23. Статус. Социалка для ленивых. Когда для собеседника очевидно, что твой статус выше, ты можешь им распоряжаться. Это не обязательно социальная иеархия, но и всякие неформальные отношения.
24. Контакты. Смесь ресурсов и статуса. Люди, с которыми персонаж уже знаком и как-то общается. Соответственно, друзья помогают и просят о помощи, а недруги стааются навредить.