Итоги голосования для комментария:
witpun Не знаю, общая это тенденция или мое невезение, но хорошо проведенной игры первого типа не видел ни разу. Хотя, с попытками сталкивался. Если мастер действует именно как вы опсали, не подсказывая, не помогая, не трактуя улики, почти всегда это превращается в «угадай, что мастер имел в виду». Кроме того, при подобном подходе варианта
не повезло с проверкой
вообще не должно быть. Если заявляется, что все зависит от навыка персонажа, и система ему не помогает, отнимать у него средства решения загадки этой системой будет бесчестно.

С другой стороны, игры истории часто бывают играм в детектив, а не детективными играми. Улики появляются и исчезают, чтобы регулировать сложность игры, свидетели сами приходят, консультанты подкидывают дельные мысли. Да что там, даже сама суть дела может измениться — если игроки не могут понять что нужно искать кукловода, истиным злодеем назначается марионетка. И все же, несмотря на эти недостатки, такой тип игр мне гораздо ближе. Как сказала Разумная Жизнь, загадки вполне допустимы, но дл создания честной загадки нужен недюжий талант. Если же его не хватает, лучше остановиться на играх, где ведущий рассказывает историю совместно с игроками.
+