Итоги голосования для комментария:
DodoHan Довольно очевидно, что те головоломки и загадки, которые игроки могут решить сами, они должны решать сами.
А те, которые не могут — умениями ;)

Но вообще, если у нас игра-детектив, я предпочитаю второй вариант, а если детектив это некая дополнительная деятельность, то первый.
Соль в том, что игроки должны всегда иметь очевидный доступный вариант действий. В тупик они попадать не должны. Что и приводит к вышеописанному подходу. Достаточно пародоксальный вывод из этого в том, что если ты делаешь игру про расследование, то само расследование как раз и не должно быть главным (над чем игроки должны думать). Лучше пусть думают не где преступник отпечаток пальца оставил, а о моральных аспектах проблемы. И наоборот, если мы пытаемся остановить вторжение гоблинов, то расследование деятельности их агента может стать ключом к решению проблемы (но у игроков есть и альтернатива — просто пойти и вырезать всех гоблинов).
+ -