Итоги голосования для комментария:
Циркумфлекс Настольная ролевая игра D&D «нулевой редакции» также именуемая OD&D обладает следующим набором характеристик:

— Правила написаны довольно-таки вольным стилем,
— Правила допускают множество одинаково корректных толкований,
— Правила неотделимы от сеттинга (как такового сеттинга нет, но по ходу использования этих правил он синтезируется, при этом правила задают как мелкие детали типа того сколько рыл в типичной группе орков, так и довольно-таки крупные типа того что раз персонаж может стать владетелем баронства, то тут есть, как минимум, система баронств, титулов и землевладения),
— Правила дают возможность сыграть в настольную ролевую игру самого разного толка. Цитата из правил: «Воины высших уровней (лорды и выше), которые строят замки, считаются «баронами» (см. раздел ИНВЕСТИЦИИ в Volume III). Базовый доход барона равен ставке налога в 10 золотых с обитателя баронства за игровой год»,
— Правила написаны на страницах трёх буклетов, а также есть «сапплементы»,
— Правила следует применять при подготовке и ведении игры ведущим,
— Правила требуют от ведущих и игроков умения играть в игры по этим правилам,
— Правила и игры по ним позволяют быстро выработать у ведущего и игроков означенное в предыдущем пункте умение.

Теперь мой тезис о том, что «не получится сделать плохо» стал более понятен? Ты говоришь о «бедности инструментария» и о том, что я смотрю на всё это через призму опыта. Но правда состоит в том, что богаче инструментария, чем в этой игре найти очень сложно. У меня полсотни покупок на DriveThruRPG, так выглядят три моих книжных полки — и это не для красоты или из-за скидок в онлайн-магазине, я интересуюсь хобби очень и очень сильно и читал всё из этого и больше. Правда в том, что OD&D это игра, которая позволяет не только охватить очень широкий спектр возможных вариантов происходящего на игре (прости за каламбур), но и умудряется увязать всё это в единый, жёсткий и сочный геймплейный узел.

Дейв Арнесон сумел сделать вот так с первого раза.

Мне кажется, что твоя фундаментальная ошибка состоит в том, что ты из-за нехватки железа в организме вбил себе в голову гвоздь о том, что можно вот сравнить «многолетнее нащупывание геймплея» с набиванием шишек и игру по правилам. Если посмотреть на то, что подходы к использованию умений в Pathfinder совершенно разные (скажи как ты обманываешь стражника потом кидай, скажи как ты обманываешь стражника кидать не надо не знаю зачем тут вообще навык обман, не говори как ты обманываешь стражника просто кидай), то я понимаю, что нащупывание опыта слишком важно и ты не можешь поверить, что кому-то когда-то этого не приходилось делать (как в Северной Корее рядовой житель не представляет, что еда где-то может быть не по карточкам).

Но ты же учёный. Абстрагируйся от того, что тебе известно. Посмотри на это так, что ты ничего не знаешь о НРИ (у тебя не получится, но это и не нужно), возьми в белой коробке и попробуй подготовить и провести модуль, используя только правила оттуда.

И поделись ощущениями.

Чтобы доказать тебе это (но не приводя свои аргументы, а поддаваясь на твои провокации) я написал d20 принципов создания хорошего денжен-модуля. Они следуют из белой коробки.

Теперь про «нормальное состояние человека». Это как раз и была метафора про это. Про то, что тебе «не с чем сравнивать» и ты не пытаешься сказать что «и там плохо, и тут не хорошо». Когда у тебя в голове уже есть стройная система скиллов, рост базового бонуса атаки, инициатива на картах, социальный бой в SIFRP, организованный даунтайм в FE, нарративные жетоны в Fate и т.д. и т.п., ты позволяешь себе говорить о том, что всё это «естественное развитие хобби», а отсутствие этого «бедность инструментария».

Это вообще про другое. Поэтому я и влез когда тебе сказал Халлвард, что ты называешь «деградацию мастерских практик, естественным развитием хобби», а ты начал отвечать что-то в духе «ну раз там нету трёх спасбросков с модификаторами от характеристик, то это очевидно потому что тогда ещё не додумались». Мысли о том, что это вообще не то, что это вообще о другом даже не возникает.
+ -