Итоги голосования для комментария:
Циркумфлекс Хм, я как раз начинал с ЗЧМ. Выскажу несколько замечаний/наблюдений.

1) Я убеждён, что это был 1996-й, а не 1997-й.

2) Отсутствие формализации, процедурности (а также фуды и голды) делает ЗЧМ совершенно отличной от предмета сравнения. Это такой смешной гекскроул со статусом-кво пока не придут персонажи. Проблемы о которых ты говоришь есть (типа безальтернативного эльфа), но там в инструкции есть примеры, что с этим всем делать и, что мастер должен импровизировать. Ещё раз: сравнение считаю тотально некорректным, так как самое смешное в игре, которую ты упоминаешь в посте — это процедурность и запрет выхода за рамки, ЗЧМ — учит выходить за рамки и быть нетривиальным.

3) То ли благодаря обширному вступлению в «Инструкции», то ли благодаря статье про ролевые игры в первом томе «Энциклопедии компьютерных игр» Водолеева, но мы с братом и другом очень быстро поняли «что с этим делать» и, в общем, пришли к тому что пользовались правилами из «Инструкции», а «Книгу жизни» воспринимали как гайдлайн с примерами по подготовке. Это, конечно, речь о своём опыте, но он возник не на пустом месте, а при использовании ЗЧМ. Например, это я хорошо помню, после пары столкновений на «Дороге» игроки стали давать заявки, что идут осторожно, вдоль дороги, прячясь и высматривая опасности до того как опасности высмотрят их. И мне приходилось эти заявки обрабатывать с тем инструментарием, что был. Но очень быстро «всё устоялось».

4) Когда через три года, в 1999-м я познакомился с «настоящими ролевиками», которые играли в фэнтези с правилами FUDGE — мне «не надо было ничего объяснять». Это тоже многое, на мой взгляд, говорит о том, что ЗЧМ могла породить нормальный опыт НРИ.

Но, конечно, она ужасна. Тут спору нет. Правила написаны полунамёками, а отмеченная тобой композиция замков и городов — это просто клубок спагетти вместо мозгов у авторов.

Они (авторы) явно «слышали звон, но не знали где он». Смешно, но к тому времени Эгалор, Антайтлед, Другой Макс и всякие другие люди играли и в AD&D, и в WFRP, и во многое другое. Почему им не пришло в голову издать русскую ролевую игру, а репоголовым полевикам, которые (это видно) рульбуков в руках не держали — пришло?

Всем «вы видите, улетающую в тёплые края, стаю кракенов», пацаны.
+ -