Итоги голосования для комментария:
Dmitry Gerasimov Тут есть два существенных момента.

Во-первых, метод проб и ошибок — пробовать разные способы, останавливаться на тех, при использовании которых со статистически значимой частотой наблюдается положительный результат, — это очень затратная стратегия, в рамках жизни отдельно взятого индивида абсолютно нереалистичная. Ритуалы и верования стандартизуют поведение, предлагая готовые схемы действий.

Во-вторых, у ритуалов и верований, целый ворох символических и социальных функций, которые на практике бывают трудно отделимы от тех, которые внешний наблюдатель мог бы оценить как практические. Они подготавливают индивида к включению в социум, поддерживают, обновляют и подтверждают ценности коллектива, актуализуют социальный опыт, и так далее, уже у Дюркгейма 100 лет назад было перечисление на несколько страниц.

В свете того и другого понятно, что возникновение суеверий, связанных с криком кукушки, например, совершенно не обязано топорно восходить к истории о том, как кто-то услышал кукушку и умер, а окружающие, озабоченные вопросами выживания, немедленно сделали выводы. Скорее существенно то, что образ кукушки оказывается через разнообразные цепочки ассоциаций встроен в довольно сложный культурный код, практически неизвестный современному человеку, в котором хитрым образом переплелись и появление этой птицы с её характерным криком весной на определённом этапе сельскохозяйственного календаря, и связь с загробным миром, и метафоры для определённых видов семейных и дружеских отношений, и многое другое. Шкала «помогает/мешает выживанию» для рассмотрения элементов культуры не даёт вообще ничего.
+