Итоги голосования для комментария:
Erling
GitS (мультфильм) — безусловно киберпанк. Стопроцентно включённая в Систему героиня, делает своё существование осмысленным, став изгоем. По видимому мотиватором становится любовь. Что опять же невозможно для киборга и сам факт такого чувствования выключает её из кибернетического мира (в т.ч. и внутреннего).
А что насчёт сериала, который Stand Alone Complex?

Я просто к чему клоню: в целом я с твоими рассуждениями согласен, но у меня есть основания полагать, что термин «киберпанк» можно последовательно применять как минимум к ряду отдельных явлений, которые могут быть смежными, но всё же не являются тождественными. С одной стороны, можно «литературный киберпанк» (Ширли-Стерлинг-Гибсон-Кэдиган-Рюкер) объявить «истинным киберпанком», так сказать, по праву первородства и обосновать рациональность такого подхода тем, что термин должен следователь за явлением, а не наоборот. С другой стороны, следует учитывать следующее:

1) Даже литературный киберпанк весьма неоднороден, и та же Пэт Кэдиган пишет совсем иначе, нежели Джон Ширли.
Ну а известный сборник Mirrorshades под редакцией Брюса Стерлинга содержит одиночные рассказы, которые вполне могут выбиваться из концепции «необходимости стать отбросом» (например, «Snake-Eyes» Тома Мэддокса).

Связанным вопросом являются критерии включения тех или иных авторов и произведений в канон «литературного киберпанка». Например, Стерлинг и Гибсон могут считать те или иные произведения относящимися к киберпанку, и исследователю придётся ответить на вопрос, является ли мнение признанных писателей данного жанра достаточным критерием для классификации произведения как относящегося к киберпанку.

2) Если мы будем придерживаться узкого определения киберпанка, то от нас могут ускользнуть многие детали, важные для осознания исследуемых культурных явлений. Например, я согласен с тем, что Blade Runner не стоит относить к этому жанру. И вместе с тем он считается (в том числе в пользу этого высказывался Гибсон) классическим эталоном «киберпанкового» визуального ряда. Так же к киберпанку традиционно относят System Shock и такие вещи как «Тэцуо — Железный Человек». Таким образом, «истинный» или «литературный» киберпанк (который, разумеется, является первичным) давно и объективно оброс популярными представлениями о киберпанке, которые уместно рассматривать как отдельное явление (скажем, «популярный киберпанк»). И вот для их классификации критерий «необходимости стать отбросом» явно недостаточен.

P.S. Один мой хороший знакомый, по образованию религиовед, пишет кандидатскую диссертацию по теме «Религиозные мотивы в киберпанке». Я жду — не дождусь возможности наконец прочитать её, поскольку я слушал его лекции по теме киберпанка и могу сказать, что выделяемые им критерии «киберпанковости» выглядят весьма объективными.
Последний раз редактировалось
+