Итоги голосования для комментария:
Radaghast Kary про скрытые сеттинги — к сожалению, тут универсального рецепта мне неизвестно — если знаете, делитесь и учите. отсутствие рецепта означает прежде всего, что приходится балансировать между полюсами. оба полюса очевидно плохи: на одном сплошные попаданцы и амнезисты (по ним ты уже прошёлся), на другом ролевые игры превращаются в чтение литературы — тоже ничотак хобби, многие читают и без кубиков, но если хочется именно поиграть, а вместо этого тебе предлагают начитаться до упаду из толстой сеттинговой книги, а на самой игре никакого эксплорейшена, потому что ты уже и так всё знаешь.

где-то посередине находится грааль с ситуацией, в которой можно выдать игрокам достаточно сеттинговой информации для того, чтобы не только начать играть (это большая ошибка и широко распространённое заблуждение), но и чтобы захотеть начать играть. ну типа вы вот все ниндзя, живёте по скрытым деревням, ваша называется Гадюки-но-сато, в команде вас трое: эльф, дварф и девочка-волшебница, и вам дано задание защищать короля пиратов от призрака погубленного им сёгуна. а дальше игра пошла, и уже за столом разворачиваются во всей красе и мерзости всевозможные детали сеттинга, не поместившиеся в одну фразу вводной.

когда-то я пытался обойти проблему, вываливая на игроков тексты о прошлом сеттинга: типа вот какая грызня была между местными баронами триста лет назад, а сейчас совсем другие кланы и семьи, но по духу, в общем-то, та же ерундень. теперь вот пытаюсь такие вот выжимки-зацепки делать. как получится — поживём увидим.
+