Итоги голосования для комментария:
Фиркрааг Я уже в каком-то топике жаловался, что в Восхождении.Магах мне видится конфликт, что если инструменты взаимозаменяемы, работает что угодно и со временем Магу инструменты перестают быть нужны совсем — то самой рациональной реакцией будет принятие синкретической Парадигмы в рамках которой можно верить во что, что угодно и пользоваться любыми удобными инструментами, какие под руку попадутся.

В Awakening другой подход. В начале все маги похожи друг на друга. Однако по мере их развития как магов, они обрастают своими собственными Праксисами, и в конечном итоге присоединяются к Наследию — создав свое или став частью существующего. Все эти вещи дают бонусы магу, который их использует. Маги начинают похожими, и чем дальше, тем больше отличаются друг от друга, постепенно создавая свой собственный магический стиль. Давайте посмотрим на механические основания стиля в новых Магах.
Мне нравится эта идея с точки зрения того, что у каждого волшебника свой набор личных тараканов в голове, интуиций, know-how, эвристических, мнемонических техник, склонностей, талантов и он становится не лучшим Магом вообще (в каком-то смысле Возвышение — говорит большой «фак ю!» премайзу сеттинга, что всё субъективно потому, что Аватар у всех общий, Арете — общее, Эссенция — у всех одинаковая, Сферы одинаковые и Ascension по сути сводится к тому, что есть одна правильная точка зрения на мир и когда ты её достигаешь — ты выходишь из игры, а Архимагистры — это ложный путь и вообще спеллки кастовать — это не самое важное, it was friendship all along), а весьма конкретном лучшим магом в том направлении или направлениях, в которых ты разбирался и создал и освоил свой арсенал. В схожем смысле — в рамках общей традиции, ниндзя с суперспособностями из Наруто все разные, хотя базис у них общий. Маги из Лабиринтов Ехо всегда имеют свой личный способ борьбы с ожившими мертвецами, и вообще свой персональный стиль.

Наверное, ещё направило меня в сторону этой мысли ещё чтение Mother of Learning (дальше идут mild spoilers), там где два товарища начинают в рамках одной традиции, но один — наследник дома магических аристократов, которые столетиями искали способы дать своим детям «больше плюсов» и в числе прочего — mana pool, который частично привязан к душе, частично к внешним эффектам — а второй из семьи зажиточных деревенских бизнесменов, у которого мана пул не очень большой, но есть свои врожденные склонности. В рамках того, что они знают чуть ли не одни и те же заклинания дословно — у них очень разные стили из-за того, что стартовые условия сильно влияют на то, что они могут и не могут поломного сделать на более высоких уровнях мастерства. Понятно, что они активно пользуются ресурсами и уникальными возможностями временной петли, чтобы получить редкие экспериментальные данные или супер-Тузы в рукавах против настолько же могучих или даже более сломанных противников, но my point still stands. ИМХО — это просто более интересный подход, чем «твой Магический стиль становится ближе к Чо Хочу то и Ворочу: The One Spell to Rule Them All».
+