Итоги голосования для комментария:
Den
Имхо, чтобы маг не становился пупом земли, должен быть понятно решён вопрос цены колдовства. Цену нужно привязывать к какому-либо ценному ресурсу в рамках системы. Вариантов много, от очков здоровья или очков магии в кранчевых системах, и до спотлайта в чисто нарративных (из разряда «сдвинул гору — молодец, получилось, но ты истощён и будешь недвижимостью двое суток, пока другие приключаются»).
Цену имеет смысл ранжировать в зависимости от силы колдунства, и вот этот момент как раз должен быть прописан чётко.
Если речь идёт о минимально формализованной магии, можно рассмотреть такой пример:
— первый уровень силы — влияние на неодушевлённый объект не крупнее мага, или на одушевлённый объект, неспособный сопротивляться магии (телекинез, «это не те дроиды, которых вы ищете», отпирание простого замка или банальная волшебная стрела). Цена — небольшой расход восполнимых ресурсов мага (очки магии, материальные компоненты и т.п.);
— второй уровень силы — манипуляции с природой, пространством или значительной группой разумных существ(массовый гипноз, вызов многочасовой грозы, телепортация за пределы видимости, аура неуязвимости). Цена — большой, или даже полный, расход восполнимых ресурсов;
— третий уровень силы — «режим бога» (двигать горы, вызывать горящую серу с небес, воскрешать мёртвых). Цена — некая невосполнимая потеря (здоровье мага, уничтожение редкого артефакта, шаг к потере собственной души и т.п.).