Итоги голосования для комментария:
Энвер из Нибиру
Ну, какбе, такое рабство это то самое долговое рабство которое технически рабством не очень является потому что ну, оставляет должнику довольно большую кучу прав.
Да, но нет. То есть формально у долговых рабов сохраняется личный статус и дохрена прав — а на деле это запросто разбивается об общественный дискурс (ср. тот же римский, где раб по определению нелицо, даже если по факту это не так) и злоупотребления элиты. В итоге получаются не два резко обособленных статуса «долговой раб» — «раб в полном смысле этого слова», а скорее непрерывный континуум зависимых лиц с разным правовым статусом, определяемым в большей степени конкретными личными качествами конкретного персонажа и его взаимоотношениям с конкретными персонажами из числа полноправных граждан.
… эта штука существовала века до восеснадцатого, если не двадцатого, и вполне может соседствовать с более осовременненым обществом...
Ну так и рабство было местами легальным вплоть до середины XX века (например, в Мавритании), а нелегально до сих пор встречается чуть менее чем повсеместно. Плюс общество, показанное в фэнтези (что «типичном», что обычном), далеко не всегда «осовременено» в том смысле, что представляет собой современную жизнь в псевдосредневековом антураже.

… фэнтези это должно быть куда менее интересно, потому что фэнтези чуть менее чем целиком про товарищей которые лично что-то клёвое умеют...

… производительность труда обычных магглов вероятно слишком низкая что бы заморачиваться...
Реальный рыцарь, эллинистический философ или безумный инженер раннего нового времени тоже много чего клевого умеют — но вот оплачивается их существование за счет низкоквалифицированного труда крепостных/рабов/не обладающих гражданскими правами городских низов. Хотя если воспринимать этот момент как чисто литературную условность уровня «крестьяне и рабы в „Песне о Роланде“ условно не показаны, т.к. ЦА „Песни“ было не интересно слушать про крестьян и рабов», то здесь я с вами согласен.
… клёвые чуваки в кабалу вероятно не попадут, да и пытаться их заставить что-то делать что им сильно не нравится сложнее...
Во-первых, в соотнесении с реальными обществами это совершенно недостоверно (ИРЛ были и рабы-специалисты, вплоть до математиков и архитекторов, и рабы-солдаты, и что только не); во-вторых, если мы говорим о фэнтези, то там зачастую присутствуют совершенно не реалистические способы принудить кого-то делать что-то. См. хотя бы исходный пост Геометра и тему про договор со «сверхъестественным Гобсеком».

Гораздо более важный вопрос — нафуня?
Это уже второй вопрос. Ну то есть нет никакого смысла механически пихать такие элементы в свой сеттинг (модуль, художественный текст) просто потому что «так реалистичнее» — но если автору они зачем-то там нужны, то морализаторское «в труЪ-(типичном) фэнтези хорошие парни так не поступают» также не должно его ограничивать.
+