В конце 1990-х годов в южноафриканском массовом воображении появились зомби. Хотя их появление было обусловлено местными культурными представлениями, оно стало внезапным и неожи- данным. Момент оказался не слишком удачным. Их появление со- впало с тем, что уже хрупкая инфраструктура организации труда черных оказалась под угрозой из-за резкого сужения рынка занято- сти (Comaroff J., Comaroff J. L. 1999). В этом была жестокая ирония. Наемный труд стал излишним именно тогда, когда деколониза- ция, казалось, должна была положить конец расовому капитализму апартеида, обещая стабильную, достойную, хорошо оплачиваемую «работу для всех». Однако переход к демократии совпал с мировой волной неолиберальных реформ. В результате поставторитарные об- щества, такие как Южная Африка, переживали новый порядок как мучительное сочетание обретения гражданских прав и лишения прав собственности, правового признания и «безработного роста» (jobless growth) — маскировочный термин для обозначения массо- вой безработицы1. Именно тогда распространились слухи о вторгшейся армии сур- рогатных рабочих: с одной стороны, мигрантов с севера — якобы больных, отчаявшихся, склонных к преступности, готовых рабо- тать за гроши, с другой — о существах, воскрешенных из мертвых, занятых в разрастающейся подпольной ночной экономике. Эти нежеланные пришельцы и обвинялись в сжатии рынка труда. Так труд, одновременно признанный и исключенный, присутствующий и отсутствующий, вернулся в своей фантомной форме. Зомби (dithotsela; также diphoko), призраки, лишенные качеств живого человека, воплотились в массовой риторике и песнях, в слухах и репортажах СМИ, в юридических спорах и трудовых конфликтах (Comaroff J., Comaroff J. L. 1999, pp. 20-21). Так как у них нет человеческих нужд, зомби представляют собой чистую прибавочную стоимость. Они су- ществуют, как мог бы сказать Маркс, «высасывая живой труд» (Marx К. 1976, p. 342; Carver 1998, p. 14)2.