Итоги голосования для комментария:
Александр Leeder Недавно поймал себя на похожих (хотя и не во всём совпадающих) мыслях, так что для меня эта ветка весьма интересна. К примеру, создавая персонажа по ДА, я в обязательном порядке должен был выбрать один крупный и два мелких недостатка из не слишком богатого списка, в котором «любопытство» и «однорукость» стоят одинаково, что кажется мне весьма абсурдным. Обкатав в голове концепт, я всё-таки создал то, что хотел, сформировав из нескольких недостатков более-менее цельную картину воинствующего исламиста, но всё же фрустрация была. И возникает порой, когда я слышу от персонажа с недостатком «добросердечие» (аналог пацифизма) предложение «давайте натравим одну сторону на другую, и возьмём своё, когда они друг дружку перебьют». Ну да ладно, по пунктам.

1) Как вы относитесь к тому, что недостатки — игромеханический элемент, помогающий балансировать пул очков?
Двояко отношусь. С одной стороны, это хорошо в теории, ибо стимулирует к набору ярких черт. С другой, тут мало что защищает от «наберу себе недостатков на максимум очков». Мне вообще странно слышать от Агента Грея и Халлварда, что они не понимают, как связано желание сделать крутого стрелка и набор недостатков. Всё же просто: хороший снайпер стоит большое количество очков. Как можно набрать очки? В основном — недостатками. Из недостатков набираются те, которые меньше всего вредят тому игромеханическому элементу, который пестуется в процессе генерации. Так и получается, что сгенерённый на одно и то же количество очков снайпер без недостатков проигрывает в «снайперстве» снайперу с недостатками (хотя бы с той же алчностью). Нет, я вполне допускаю, что Агт. Грей и Халлвард никогда с такими игроками не сталкивались… но вот я видел такие тенденции даже в поведении тех игроков, которые отлично играют и отыгрывают все эти недостатки.

В общем, итог этого пункта следующий: премировать очками за недостатки — хорошо. Но реализация подчас оставляет желать лучшего. Самый приятный пример я видел в L5R — там представителям того или иного клана одни и те же недостатки могут давать разное количество очков. Например, стереотипически грубые и неотёсанные Крабы получают больше очков, если берут «вспыльчивость», чем стереотипически утончённые журавли. Ну а в идеале действительно заменить все недостатки аспектами, благо Пандора Бокс привезла мне мои fudge dice...
2) А может быть, вы за недостатки для цельности персонажа, а к игромеханике в таком случае почти не обращаетесь?
В системах, в которых недостатков не было, так и делали. В том же ДнД, к примеру.
3) Насколько экстремальны недостатки ваших персонажей или персонажей ваших игроков?
Интересно, что тут подразумевалось под словом «экстремальны»… Поскольку дальше говорится в примере о жадности, то я начинаю подозревать, что не совсем то, что подразумеваю я. Реально «экстремальный» недостаток я пропустил в своей игре только один раз — и это был водовский Враг на 5 точек. Игра для этого персонажа продолжалась не долго, и больше игроки не порывались повторять. :) Что же касается жадности-любопытства и прочих подобных склонностей, то их берём вполне часто. Вот только хочется в таком случае, чтобы персонаж с «любопытством» в чарнике был более любопытным, чем персонаж без этого любопытства, что получается далеко не всегда...
Как Недостатки в ваших играх проявлялись?
Проявляются довольно часто. В общем и целом мои игроки не забывают/не забивают на свои недостатки, и они являются основой для приличного числа ярких моментов в игре. Как способ казни/наказания я недостатки не использую, да и зачем? Как будто мастер и без них не сможет уронить сейф на раздражающего его персонажа… :)
5) Бывают ли у вас проблемы набора Недостатков и соответствующего отыгрыша?
Редко, но бывает. Я писал об этом уже немного выше. Моё мнение: это действительно зависит от «мастерства игрока» (хороший термин, надо запомнить!).

А вообще всё вышесказанное стоит понимать и принимать в призме того, что я — мастер, который считает, что если у персонажа в чарнике записан низкий интеллект и низкая социалка, а игрок отыгрывает виртуозную дипломатию, то это — плохой отыгрыш. Соответствующие же ожидания распространяются и на недостатки. Только не надо тут разводить холиворы о том, как я неправ и так далее, ок? :)
+