Итоги голосования для комментария:
Geometer Ага, понял про что ты. Нет, выше немного не про это написано, но можно уточнить и этот аспект. Ситуацию я в основном вижу такую — из-за системы входа новичков в хобби они как правило перенимают традиции «родительской» группы. Групп из чистых новичков я наблюдал мало — и они-то как раз склонны платить, но выбор первой системы и продуктов для них случаен и часто мозаично-причудлив из-за именно слабого знакомства с ситуацией и весьма произвольных представлений о структуре хобби. Группы со «старичками» же обычно содержат людей, которые давно узнали самый страшный секрет индустрии — что зачастую правила и дополнительные продукты нужны не столько игроку, сколько издателю. В результате многие из тех, кто хочет узнать, куда платить, перенаправляются напрямую на форумы и к бесплатным продуктам. Из тех, кто хочет именно платить, часть спотыкается на упомянутых в исходном посте вторичных барьерах. Платят либо те «старички», которым хочется именно того, что попало в платный сектор и при этом у них или экзотические вкусы (чтобы было не так просто найти пиратку) или у них есть какие-то личные причины платить (убеждения, например), либо те новички, которые не перекладывают процесс добывания на «старичков» — что, кстати, есть далеко не всегда.

Да, тут ещё надо отметить такой фактор, как слежение за индустрией. По моим наблюдением делает это не больше чем каждый десятый ролевик, а то и меньше. Групп, которые играют по самопальным системам или по плотно модифицированным системам родом из тех же ранних 2000-ых и 90-ых я знаю как минимум не меньше, чем тех, которые регулярно пробуют что-то новое.
+