Итоги голосования для комментария:
Александр Стрепетилов
Во времена моего вождения по D&D мне долгое время нравилась классовая система (не зря же вопросом на третий день в челлендже стал вопрос про архетипы). Позже в D&D я изучал мультиклассы, гештальт-классы, престиж-классы из 3.5 и парагон, эпики и гибриды из 4-ки и понял следующее:
пусть не всегда удаётся собрать себе нужный образ из-за классовых ограничений, но зачастую классы сами подсказывают тебе образ
. Так например, из базовых классов 3.5 мне в своё время нравились Hexer, Warlock, Dread Necromancer, Swordsage и многие другие, потому что они давали отличные образы.
С другой стороны возьмём те же Savage Worlds: комбинации базовых черт, параметров, сил и прочего позволяют создать какой душе угодно образ (а при небольшой работе напильником ещё и приукрасить какими-нибудь униками). Но даже с поинтовой системой люди всё равно зачастую создают себе базовые архетипы: «боец», «стрелок», «детектив» и т.д. От того и в сеттинговых книгах зачастую пишут 10-12 типажей для быстрого старта.
Вскоре я побольше изучил Apocalypse Engine и пришёл к выводу, что буклеты ещё в большей степени декламируют свой образ героя. Они делают его достаточно ярким и интересным, но, увы, два Стрелка или Паладина в группе будут практически одинаковыми, отчего в правилах введён запрет на игру одинаковыми буклетами.
+
Александр Leeder
Kammerer